Потерянное интервью. Валерий Гаина (Круиз). Январь 2003
В 2003 году мне удалось пообщаться с лидером группы «Круиз» Валерием Гаиной, который с 1991 года проживал в Америке. В тот момент Валерий осторожно, шаг за шагом продумывал план возвращения легендарного трио «Круиз» в составе: Валерий Гаина, Федор Васильев и Сергей Ефимов. Первым делом Гаина выпустил демо из четырех обновленных версий старых песен с виниловой пластинки фирмы «Мелодия» 1987 года. Компакт-диск вышел лимитированным тиражом, каждый экземпляр был пронумерован. Интервью с Гаиной в итоге никуда не пошло. Найдя его в своих архивах, я решил полностью, без купюр, представить вам на суд. Итак, возвращаемся в 2003 год.
Валерий, в 1987-ом году вы с «Круизом» приезжали в Калугу, где на стадионе «Локомотив» дали несколько концертов. Помните ли вы те выступления и какие впечатления у вас остались?
Спустя столько лет уже очень трудно вспомнить те выступления и детали проведенных концертов, но сам город Калуга мне прекрасно запомнился, так как мне приходилось неоднократно выступать у вас в городе еще в составе группы «Молодые голоса». А у же в 87-ом году, когда мы приехали с «Круизом», наша армия калужских фэнов смогла показать один из лучших примеров радушного гостеприимства.
Круиз в Калуге. Стадион «Локомотив». Июнь 1987. Фото Игорь Клочев
Прошло 12 лет с тех пор, как нет «Круиза». Что побудило вас вернуться в прошлое?
На этот вопрос можно ответить коротко – ностальгия по старым временам. Ну а если углубиться, то «Круиз» для меня был целой жизнью, в которой было столько разных моментов: от великолепных до просто ужасных, были моменты, когда нам приходилось просто выживать, борясь за нашу музыку. Наверное, тогда, на этом, и сама наша жизнь строилась: бороться и искать! Ну а сегодня, мои друзья из России, часто мне говорят о том, что у вас появилась массовая ностальгия по тем временам, когда мы все жили в СССР. Безусловно, я не имею в виду тот строй, который существовал тогда. Я сейчас отвечаю на вопрос в контексте рок-музыки. Находясь здесь, в Америке, мне вообще довольно трудно объективно оценить ситуацию по сегодняшнему отношению людей к музыке того времени. Но успех группы «Ария» натолкнул меня на мысль о том, что и «Круиз» сегодня может быть востребован у российских поклонников рока, ведь наша группа тогда была не менее популярна, чем «Ария» сегодня. Более того, знакомые российские музыканты так и не назвали ни одного нового имени в жанре тяжелого рока (и это за 12 лет!), ни одной группы, кроме упоминавшийся «Арии», которая смогла бы собрать многотысячную аудиторию на свое выступление.
По моему, настал достаточно благоприятный момент для возвращения трио «Круиз». Спрос поклонников на нашу тяжелую музыку не только есть, он еще и растет. Появился свой webсайт, стали выходить статьи о группе, появились бизнесмены, желающие помочь в реформации трио, потому что российская музыкальная индустрия как относилась, так и относится к такому жанру рок-музыки без особого интереса. Правда, так было всегда. Настоящий рок всегда был чужд менталитету российских музыковедов. Вот и получается: что если мы сами не донесем «Круиз» до народа, то никто этого и не сделает. Сергей и Федор тоже проявили большое желание выйти на сцену в составе нашего «Круиза».
1987
На данный момент вы перезаписали четыре старых хита, а что с остальными и появятся ли новые песни?
Во-первых, перезапись ранее уже выходивших на пластинке «Круиз-1» четырех песен имела свой смысл. Нам надо было с чего-то начать, чтобы посмотреть реакцию публики на воссоздание группы. Может это и покажется странным, но в принципе, переиграть эти композиции заново, было для нас гораздо труднее, чем записать абсолютно новые песни. Нам надо было суметь найти золотую середину между старым, устоявшимся в восприятии слушателей звучанием этих песен на пластинке 87-го года, и добавить наши новые, сегодняшние взгляды на звучание «Круиза».
Во-вторых, учитывая то, что вместе мы не играли уже около 12-ти лет, запись нового промо-диска нам пришлось делать достаточно оригинальным способом: Федор и Сергей записывали свои партии в Москве, ну а я, находясь здесь, в Лос-Анджелесе, в “Ambisonic Studio” делал окончательное сведение, добавив партии гитары и вокала. Такой достаточно экспериментальный подход, правда, не дал нам возможности на запись большого количества песен, хотя на самом деле композиций на промо компакте должно было пять. Но из-за проблем с таможней, в связи с синдромом 11 сентября, так как американцы сейчас с большой неохотой принимают различные носители, я не смог вовремя получить московские партии композиции «Случилось», поэтому эта песня, так и не попала ко времени выхода промо-компакта.
Новые песни у «Круиза» будут обязательно. Теперь осталось только встретиться всем вместе, сесть и поиграть, перед тем, как мы начнем работать над новым материалом.
Каким образом вы будете работать с Сергеем и Федором, ведь они здесь, а вы там?
Я уже написал несколько черновых вариантов новых песен для «Круиза». Т.е. – это пока, конечно далеко не готовые песни, а только определенные музыкальные наброски, но в достаточно законченной форме. Можно сказать, что фундамент под новые песни готов. В 2003 году, я очень надеюсь на то, что мне удастся на какое-то время приехать в Москву. Вот тогда втроем, мы и сможем придать нашим новым композициям окончательный вид, сыграв их в новой, творческой атмосфере. Надеюсь, что и нашим и старым, и новым поклонникам они будут в кайф!
«Круиз» третьего тысячелетия будет работать для России или пойдет на «экспорт», как и 12 лет назад?
Основной акцент мы безусловно будем делать на Россию, хотя наш менеджмент уже не исключает возможность концертов в Германии и некоторых других странах Европы.
После записи нового «Круиза», что нам ожидать? Будет ли турне, съемки клипов?
Без всего этого, или говоря другими словами, без достойного промоушена на сегодняшний день не обойтись ни одной музыкальной группе… Так что с «Круизом» надо всего этого ожидать. Большую роль во всем этом играют и спонсорские компании, поэтому мы со своей стороны, будем стараться творчески подходить к различным формам рекламы!
1987
Прослушав промо-диск у меня осталось двойственное впечатление, с одной стороны, все профессионально и чисто сделано, а с другой, где же обещанное современное звучание, я думал, что «Круиз» зазвучит как System Of A Down или Slipknot.
Мы и не думали превратить эти песни в System Of A Down, которых я, кстати очень люблю, а наоборот мы хотели сохранить оригинальную структуру именно «Круизовских» песен, освежив их сегодняшним саундом и исполнением. На мой взгляд мы смогли добиться основной цели – нового звука трио «Круиз», ведь многие фэны даже высказали определенное недовольство на нашем сайте в связи со современным звучанием вокала и т.д., и т.п. Нас это нисколько не смутило, потому, как и пластинка «Круиз-1» для поклонников «Круиза» того времени воспринималась весьма неоднозначно. Но еще большое количество людей, восприняли положительно наш материал, поэтому мы постараемся придумать еще более новые и интересные идеи в композициях, которые появятся тогда, когда мы втроем начнем работу над ними.
Знаете ли вы, что творится на российском поп и рок-рынках? Что вам нравится, а что нет?
Теперь я имею достаточное представление о ситуации на российском музыкальном рынке, особенно с того момента, как мы начали работу по вопросам группы.
Не могу сказать, что я чем-то удивлен, или сильно впечатлён происходящим. Но я прослушал много хороших групп. Понравилось то, что вырос уровень продакшена, и вся музыка в целом, звучит на более высоком уровне. Не понравилось то, что многим исполнителям не хватает оригинальности. Многие стараются копировать одну и ту же песню или исполнителя, а в итоге сама музыка от этого сильно проигрывает. Понимаете, у такой музыки нет своего лица. Нужно больше музыкальных идей и больше музыкальных стилей.
Пластинка “Kruiz-88” неплохо покупалась. Известны ли вам объемы продаж и места в чартах, было бы интересно узнать.
Мне известен только тираж в Германии за период с ноября 1988-го по октябрь 1989-го. За десять месяцев мы продали 40 000 копий. Но это только в Германии. Немецкие менеджеры «Круиза» были очень довольны этим результатом. Диск “Kruiz/WEA” собирались впустить и во Франции, и в Канаде. Мы не следили за тиражом пластинки, так как тогда мы играли огромное, просто громадное количество концертов, в ходе нашего “Kruiz European Tour 89”. Ну а в октябрьском номере журнала “Metal Hammer” за 88-ой год, главный редактор поставил нашей пластинке 6 баллов из 7 возможных. Тогда, в этом чарте мы обошли даже Metallica с альбомом “…And Justice For All”, которым поставили 4 из 7-ми.
«Валерий немного запамятовал, рецензия вышла в 11 номере Metal Hammer с оценкой 6/7, а пластинка Металлики стала диском месяца с высшей оценкой 7 баллов, ранее, в сентябрьском номере. А вот в британской версии журнала в номере 1 за 1989 год диску поставили всего два балла из пяти возможных». – прим. автора.
Рецензия в журнале Metal Hammer (11 номер 1988, немецкое издание)
На одном из метал сайтов, прочитал, что «Круиз» разогревал Metallica. Правда ли это?
Нет. Этого не состоялось. Но должно было быть.
Так же в свое время в прессе говорилось, что автор текстов «Круиза», Ольга Чайко ваша жена. Но насколько мне известно, вы не состоите в браке.
Ольга Чайко была текстовиком и главным менеджером нашего «Круиза», а еще была моей очень близкой подругой, но никогда не была моей женой. Оля честный и порядочный человек. А это самые главные качества менеджера рок-группы. Именно она очень сильно помогла мне с моей американской группой Karma. Она многое привнесла в мою жизнь.
Живя в Америке, считаете ли вы себя американцем?
После стольких лет жизни в Штатах, разумеется, что я считаю себя американцем, но в то же время я не перестал считать себя и русским, и молдаванином. Я очень легкий на подъем человек, и очень быстро осваиваюсь в новом мире.
С кем из именитых артистов вы дружите?
Из музыкантов – Сергей Сарычев из «Альфы» (Сарычев в 1981-1983 годах был в составе группы «Круиз», хит «Волчок» его пера, так же с начала 90-х годов прошлого века проживает в Америке – прим. автора), Саша Львов из «Парка Горького» (еще один русский американец), Марти Фридман из Megadeth, Карлос Сантана. Перечислять всех займет очень много времени.
Сейчас я являюсь продюсером многих музыкальных групп и исполнителей. И вот сегодня, один из моих самых близких друзей продюсер – Рони Скайс (Roni Skies), с которым мы вместе работаем над проектами для Interscope Records и Capitol Records.
Живя в Лос-Анджелес не могли бы вы рассказать о «глэм» метал сцене на сегодняшний момент и что происходит с Калифорнийскими группами, типа Motley Crue, Cinderella, Poison… В восьмидесятых именно эти группы из L.A. имели бешеный успех.
Motley Crue попытались вернуться на сцену в конце 90-х, но безрезультатно.
Cinderella… в Лос-Анджелесе о них ничего сегодня не слышно, а Poison собравшись вновь, весьма активно стали работать, но пользуются популярностью только у своих старых поклонников.
Многие рок-группы, имевшие успех в Америке в 80-х годах заново возрождаются, но не у всех это возрождение получается. Очень многие пытаются повторить то, что они делали 15 лет назад. Но такого повторения пройденного материала хватает очень ненадолго. Правда, у этих команд еще остается свой рынок, где они работают, но миллионные тиражи пластинок для них уже недосягаемы.
Новая музыка постоянно наступает, да и поколение потенциальных слушателей уже давно изменилось. Поэтому, я всегда был уверен только в одном: не надо бояться нового. Жизнь – это только движение! И это движение должно быть только вперед!
Спасибо за интервью, удачи и процветания вам и «Круизу»!
И вам спасибо за интересные вопросы, и побольше новой, а главное хорошей музыки на вашем радио!
Январь 2003 года. Сергей Сычев
Первая статья в журнале Metal Hammer (Германия). Номер 9 1988Реклама альбома в журнале Metal Hammer (Германия). Номер 11 1988 Новость о группе «Круиз» в журнале Metal Hammer (английское издание). № 25 декабрь 1988Рецензия на альбом «Круиза» в британском издании журнала Metal Hammer. Номер 1 1989 год.Статья в немецком издании журнала Metal Hammer. Номер 7 (март-апрель) 1989 годРасписание концертов в Германии из журнала Metal Hammer № 10 (май) 1989Рецензия на концерт в журнале Metal Hammer (Германия) № 9 (апрель) 1989Рецензия на концерт в журнале Metal Hammer (Германия). Номер 2 1989Реклама в британском журнале Music & Media (29 октября 1988)Заметка о «Круизе» в британском журнале Music & Media (14 января 1989)Статья в британском журнале Kerrang № 225 (январь 1989)