Старая Калуга. Городскому парку — 200 лет!

В нынешнем году парку культуры и отдыха в Калуге исполняется ровно 200 лет! Именно в 1818 году его открыли для горожан — именно как городской парк отдыха.

В нынешнем году парку культуры и отдыха в Калуге исполняется ровно 200 лет! Именно в 1818 году его открыли для горожан — именно как городской парк отдыха. А история его уходит намного глубже. 

На месте нынешнего городского парка в XVI веке возвышалась деревянная крепость с 12-ю боевыми башнями. Это и был Город, он возвышался на Воеводском холме, между двумя оврагами Березуевским и Городенским (засыпан, сейчас улица Набережная). Крепость имела оборонительную функцию, была защитой от набегов на Москву с юга, запада и востока.

Представим, что мы в 1600 году, войдем в Город. Мы видим церковь Живоначальной троицы с приделом Иоанна Богослова (деревянная, позже Троицкий собор, перенесена ближе к северным стенам), впервые упоминается в 1610 году — всвязи с захоронением рядом с церковью Лжедмитрия II. По преданию, его могила была рядом со входом. Впервые церковь была сожжена запорожцами в 1622 году. Так же в Городе были церкви: Преображения Спасово (ныне Спаса Преображения «за верхом»), Олексия Митрополита (перенесена, разобрана в 1930-е годы), Николы Чудотворца (ныне Николо-Козинская), Воеводская изба (на месте детских аттракционов вблизи к ресторану «Кукушка»).

В начале 17 века крепость служила оплотом восставшего против царя народа под руководством Болотникова, они укрепили калужскую крепость, скрывшись за ее стенами. Царские воеводы так и не смогли взять калужскую крепость, впрочем, в 1607 году отряды Болотникова покидают Калугу.

В 1617 году во главе гарнизона нашей крепости стал Дмитрий Пожарский. С помощью его гарнизона мы отбили два наступления польских интервентов. В 1622 году во время пожара крепость полностью выгорела, в середине 17 века была отстроена новая крепость, так же деревянная. Кремль имел четырёхгранную форму, высота восемь с половиной метров, протяженность полтора километра. В 1687 году Троицкий собор принимает свой первоначальный каменный облик.

Первый каменный Троицкий собор в парке

«Что касается города, то он весьма велик, больше Путивля, и также расположен на краю горы. В нём тридцать благолепных, прекрасных церквей; их колокольни, лёгкие, изящные, приподняты как минареты; купола и кресты красивы. Вблизи церквей два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь… В этой Калуге стоит множество судов, на коих перевозят продукты в Москву; все они покрыты широкою древесною корой, которая лучше деревянных досок. Так же покрыли и наши суда для совершенной защиты от дождя, а пол устлали (коврами)… Издали мы любовались на Калугу, которая обширна и величественна». (Из воспоминаний путешественника Павла Алеппского) 

Общий вид крепости города Калуги, XVII век

К 1700 году крепость вновь полностью выгорает и больше уже не восстанавливается. Церкви постепенно переносятся на новые места, Троицкий собор стоит на своем месте, но в 1786 году было принято решение отстроить новый собор, который стоит и поныне в парке. Помимо церкви, внутри сгоревшей крепости один обывательский дом, каменная канцелярия, изба Воеводы, несколько культовых построек. Что еще можно сказать о том времени? Город практически опустел в связи с голодом, пять раз в 18-м столетии город вновь сгорал дотла.

Современный вид парка начал формироваться в 1778 году, знаменитый архитектор Петр Никитин был автором регулярного плана города. Калуга приобретает современные черты.

Начато строительство Присутственных мест, три корпуса точно повторяют очертания бывшей крепости. По первоначальному плану через Березуйский и Городенский овраги должны были построены мосты, но Городенский в итоге засыпали. В начале 19-го века были разобраны все оставшиеся на территории сооружения, в 1811 году последней разобрали Воеводскую избу (в том же году, 27 августа горожане наблюдали в небе комету).

Век 19-й

Городской парк был запланирован еще в конце 18-го века, но появился он только в 1818 году. Построен городской бульвар, на восьми аллеях, представлявших собо четыре квадрата, высадили 300 лип. На восточной стороне парка в 1821 году был построен летний театр, который, как и многие постройки, был уничтожен огнем. В 1845 построили новый театр, но и он через 8 лет сгорел. В 1826 году ко дню коронации Николая I построена лестница и проложены дорожки к Оке.

Главная аллея сейчас ведет на асфальтовую площадку с чудным видом на Оку, ныне это знаменитая смотровая площадка (реконструирована в 1979 году).

«С нее открывается замечательный вид на Оку, с панорамой вдали в три стороны на несколько верст. Отсюда видна пароходная пристань, так называемый „живой мост“, шоссе, уходящее в виде узкой ленты в гору, два села с церквами, бор — любимое гулянье горожан».

(Памятная книжка и адрес-календарь, 1911 год)

В описи городского имущества 1860 года городская Дума сообщала: «Бульвар (именно так назывался наш парк тогда, Городской бульвар) устроен в английском вкусе, аллей и дорожек — 8; две беседки, одна из них восьмиугольная деревянная, под деревянной крышей. На всем бульваре 19 скамеек окрашенных зеленой краской. Деревянная терраса с четырьмя лавочками.

Бульвар, как и сейчас парк, служил для народных гуляний. Звучала полковая музыка, по вечерам бульвар освещался керосиновыми фонарями.

1878 год, Плац-парадная площадь и вход в городской парк, виден Троицкий собор.

В 1886 году парк заметно переустроили. Со Староторжской площади в парк был перенесен фонтан с фигурой лебедя, он был сооружен еще в 1807 году напротив Гостиного двора, первоначально служивший для разбора воды (открытие состоялось 16 августа, фонтан подарен городу калужским бургомистром купцом Михаилом Антоновичем Макаровым). В 1900 некий калужанин-путешественник привез из Италии скульптуру девочки под зонтиком, ей украсили фонтан в парке. В 1941 году девочка исчезла, о ее судьбе расскажем чуть позже…

Газета «Калужские губернские новости»:

«Были убраны кусты сирени, акации, бузины и на их месте появились маленькие деревца, расположенные в строгом порядке. Во всех частях сада (новое название парка — Городской сад) появились новые дорожки, одна из них, залитая асфальтом, предназначена для детских игр и танцев. Главная аллея значительно расширена. Небольшой павильон, служивший ранее буфетом, перенесен на другое место и получил назначение для продажи молока и прохладительных напитков. На самом гребне городского сада возникло легкое красивое здание, обрамленное верандой, с которой открывается чудесный вид на Оку и ближайшие живописные местности, этот павильон получил малопонятное прозвище „Кукушка“».

1889 год. Фонтан в парке, еще с первоначальной фигурой лебедя, «девочка с зонтиком» появится позже. За фонтаном виднеется ресторан «Кукушка».

Ресторан «Кукушка появился в 1862 году, представлял собой деревянное крытое железом здание, в котором был большой зал с колоннами, маленькая комната для провизии, буфет. Стеклянные рамы отделяли зал от террасы, окружавшей здание с трех сторон. В пристройке: кухня, коридор, комнаты для официантов, кладовка. Из ресторана было два выхода: со стороны северного фасада в сквер, а со стороны западного — к эстраде («ракушка»). Ресторан приносит доход в тысячу рублей в год. Летом заведение держит известный ресторатор Федоров (в простонародье «Данилыч»). В 1915 году «Данилыч» ввиду запрета на торговлю вином, просит городскую думу брать с него за аренду летнего ресторана не 1655 рублей, а 600. Дума ходатайство отклонила. В закрывшемся «летнике» Федорова устроен лазарет Калужского городского комитета N 17.

Примерно 1890. За фонтаном здание «Кукушки».

Давайте окунемся в атмосферу ресторана тех времен, приведем историю одного происшествия в «Кукушке», описанную Евгением Фридгельмом:

«Вечер 16 июня мало чем отличался от остальных, и ресторан «Кукушка», что в Городском саду, был заполнен едва ли на четверть: за одним столиком сидели офицер со статским, поодаль у входа — два прапорщика, ближе к стойке расположились граф Илья Львович Толстой и земский начальник Грузевич-Нечай. Здесь надо сказать, что сын великого писателя владел имением в селе Дубровка Калужского уезда, а жена его — Софья Николаевна — читала лекции в местном теософическом Обществе. Посетители «Кукушки» лениво потягивали выпивку и так же неторопливо вели беседы вполголоса. Хозяин заведения, купец Федоров, украдкой посматривал на часы, официанты откровенно зевали — близился второй час ночи, когда с шумом отодвинув ногой стул, поднялся один из прапорщиков. 

«Наконец-то», — подумал владелец ресторана. Но офицер направился не к двери, как ожидалось, а к столику, за которым сидели его коллега прапорщик Рахманов (завсегдатай «Кукушки») и студент Коля Блистанов. Изрядно выпивший военный, цепляясь ножнами за стулья, вальяжно приблизился к ним и осведомился:

— Чего это, сударь, вы на меня ТАК смотрели? Верно, вы обо мне плохо думаете? 

На что Рахманов, скорчив кислую мину, отмахнулся:

— Будет вам задираться, Парчевский. Ступайте отсюда. Не видите, что мешаете? 

И как ни в чем не бывало продолжил прерванное обсуждение театральной премьеры. Задира кивнул в ответ и в нерешительности завис над столом. Федоров, учуяв настроение прапорщика и помня сплетни о дурацком его характере, перебазировался ближе к телефонному аппарату.

— Ну, что ж, — продолжал Парчевский. — Теперь пойду к Толстому.

Очутившись у нужного стола, скандалист уперся обеими руками в стол и стал внимательно разглядывать разговаривавших, которые старались не обращать на него никакого внимания.

— Вы вызывающе смотрели на наш стол, — применил Парчевский излюбленный прием.

Граф, не глядя на него, ответил, чеканя слова:

— Я вас, милостивый государь, не знаю и смотреть на вас ни вызывающе, ни иным каким образом не имею надобности. Оставьте нас, пожалуйста, — и, повернувшись к официанту, позвал его к столику.

Тем временем наученный горьким опытом Федоров уже снял трубку и попросил соединить с управлением уездного воинского начальника, дабы вызвать плац-адъютанта. А события, действительно, стали развиваться быстро. Прапорщик вынул из-за пояса перчатку и швырнул ее на колени Ильи Львовича. Толстой, не раздумывая, поднялся и двинул Парчевскому в челюсть. Тот, ловя руками опору, схватился за скатерть и, падая, потянул за собой весь недоеденный и недопитый графский ужин. С третьей попытки встав на ноги, забияка выхватил шашку. Граф ушел в оборону и поднял впереди себя стул. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не прапорщик Рахманов. Он спокойно подошел к сослуживцу сзади, отобрал оружие и вставил клинок обратно в ножны. Парчевский, тяжело дыша, оглядел обступивших его людей. Затем резко повернулся и направился к выходу. В дверях театрально задержался и произнес с героической дрожью в голосе:

— Я хоть завтра готов к вашим услугам! — щелкнул каблуками, потерял равновесие и выпал в темноту Городского сада.

Там его подхватили заботливые руки подоспевшего на шум городового».

Цитируем калужскую прессу 1897 года, окунаемся в атмосферу нашего парка 19-го века:

«Гуляния в нынешнем году устраиваются думой бесплатные по праздничным дням и платные по будничным дням, на первых обыкновенно наблюдается толпа пестрая „смесь одежд и лиц“, на вторых „хоть шаром покати“ и исключительно один сорт публики — служащая интеллигенция. Горят тусклые фонари. Гулящую публику можно разделить на пять категорий: 1-я — собственно „гулящая“ — молодежь обоего пола длинной вереницей попарно двигающаяся по главной и смежной с ней аллеям и усердно ухаживающая и флиртующая. 2-я — „сидящая“ — папеньки и маменьки, избравшие себе „место спокойное“ в цветниках и дышащая там свежим воздухом. 3-я — „обозревающая“ — так называемая „золотая молодежь“ — женишки из разных, длинными шпалерами стоящие у деревьев и пронизывающие насквозь лиц 1-й категории, оценивающие их и иногда изощряющие на них свое тяжеловесное остроумие. 4-я — „пьющая“ — лица всех возрастов, званий и состояний, проходящая по саду метеором и обретающая покой в „Кукушке“, и 5-я — лица, не вошедшие в первые или понемножку принадлежавшие к ним всем.».

«Следует отметить оригинальный обычай — гулять почти исключительно по главной аллее (она 7 саж. ширины), так что в дни гуляний она сплошь бывает запружена публикой, которая размеренным шагом дефилирует безостановочно четырьмя течениями. Эти течения в кругу сада почти всегда бывают отделены живыми барьерами из мужчин и подростков, которые выстраиваются неподвижно шеренгами вдоль проходящей публики. Приезжающие удивляются такой толчее народа в ограниченном пространстве сада тем более, что другая прекрасная аллея около губернаторского дома совсем остается пустой и неосвещенной. Поет хор, играет духовой оркестр, который не произвел впечатление своей многочисленностью; играет граммофон, но плохо слышно. В боковой аллее с помощью волшебного фонаря демонстрируются туманные картинки, приводившие детей в восторг. Программа гуляний была бы удачной, если бы не конфетти и серпантин, которые доставляли публике не столько удовольствия, сколько неприятности».

(Адрес-книга 1911 и Калужские губернские ведомости 5 мая 1902)

«Наиболее привлекательным местечком в саду является с правой стороны от входа круг, обсаженный елочками и установленный диванами, в центре которого стоит старина — раскидистый серебристый тополь, увешанный электрическими лампочками». (Д.Малинин)

В 1880-е годы возле дома губернатора был разбит губернский сад, от вокзала перенесли «царскую» беседку, а через десять лет благоустроили территорию у Троицкого собора.

Царская беседка.

1780-е. Проект Троицкого собора, автор И. Д. Ясыгин.

1880 год. Вид на городской парк с правого берега.

1898 год. Смотровая площадка.

1900-е. Вход в Городской парк (сад).

1900-е. Кафедральный Троицкий собор.

1900-е. Вид от царской беседки.

1900-е. Открытка.

Троицкий собор, начало прошлого века.

 

Первая половина 20-го века

Начаало 20-го века.

В начале века двадцатого в одном из павильонов открыли синематограф, но в 1911 переделали его в летний театр (предыдущий сгорел, лет как семьдесят). Периодически открывали цирковой балаган рядом с губернским садом. Вплоть до событий 1917 года наш парк состоял из трех садов: городского, куда «солдатам и собакам» вход воспрещен, соборного, попасть туда можно было лишь во время торжественных богослужений, и губернаторского, куда вход был полностью закрыт.

Кстати, нельзя не вспомнить о легендарном «вековом» дубе. Много лет каждому калужанину было известно, что он чуть ли не ровесник самой Калуги. Но, в 2015 эксперты установили точный его возраст и оказалось, что ему «всего-то» 132 года! Еще один «вековой» калужский дуб (на улице Баумана) немного постарше, ему 136 лет.

В 1904 году наш город посещает император Николай II, он напутствует войска, направляющиеся на войну с Японией. После напутствия император посетил и наш парк, а точнее Троицкий собор, где усердно молился, архимандрит преподнес царю икону в дар, а после Николай II прогулялся по центральной аллее к смотровой площадке. От угощений отказался и отбыл на вокзал.

7 мая 1904 года. Николай II идет на прогулку по центральной аллее. По сведениям В. Продувнова на фото: Слева от Николая (в мундирной шляпе — губернатор Александр Александрович Офросимов). За Николаем (с обеих сторон) — великие князья Михаил и Сергей Александровичи. С приложенной к фуражке рукой — городской полицмейстер Трояновский. За ним (в глубине кадра) — супружеская чета Блистановых (Городской Голова — видны его залысины). Он предотвратил в городе революцию 1905 года (выставил угощение перед идущей с большевиками демонстрацией — ешьте, пейте, только не бунтуйте! — сказал Голова. Народ его послушал…). Купец с бородой — явно Козьма Афанасьевич Чешихин.

Наступали времена новые… революционные. В октябре 1905 года казаки нагайками разогнали демонстрацию на Плац-Парадной площади (сквер имени Ленина), после чего участники скрылись в городском парке, но вплоть до Февральской революции городской парк оставался «невинным» местом для прогулок.

1910-е. Главная аллея, любимое место «невинных» прогулок.

16 июля 1914 года, в день объявления мобилизации, в Калуге прошла манифестация по случаю австрийского ультиматума России. Шествие началось с городского парка, где студенты читали свежие газеты вслух. Затем, по требованию публики, румынский оркестр, игравший в ресторане «Кукушка», дважды исполнил гимн «Боже, Царя храни», покрытый криками «ура», «долой Австрию», «да здравствует Сербия». Митинги и диспуты вспыхивали в парке после революции в феврале 1917 года. Большевики проводили акции-пожертвования. Просили денег на собственную типографию, цель была достигнута и в городе появилась газета «Рассвет». Впрочем, многие партии и организации пытались поправить свои дела с помощью платных гуляний. Партии большевиков дума частенько запрещала устраивать в парке платные гуляния ввиду «антигосударственного и антиобщественного направления партии большевиков».

Послереволюционная история парка начинается в двадцатых годах, когда три упоминавшихся сада были объединены в один городской парк имени Свердлова. Впрочем, стоит вспомнить еще один факт, произошедший ранее. В 1919 году в парке перед калужанами выступает М. И. Калинин прибывший в Калугу на агитпоезде «Октябрьская революция».

В 1924 году Губисполком принимает решение открыть в Троицком соборе Дом Народных Собраний имени Ленина. Снаружи и внутри были сняты «предметы и изображения религиозного культа, иконостас был разобран и впоследствии утрачен». Газета «Коммуна» в 1926 году сообщает: «В бывшем Троицком калужском соборе открывается „Дом народных собраний“. Внутренность собора преобразилась совершенно, кажется, что находишься в ремонтируемом театре, а не в церкви. Только плеяда богов ярко разрисованного купола напоминает о прошлом, но и это ненадолго. Сцена готова, и центральная зала на 700 человек тоже готова. Поражает слишком большой акустический резонанс, и это единственная, пожалуй, причина бояться за успех нового театра». В тридцатые годы в соборе работает кинотеатр.

1930-е годы. Разборка алтаря Троицкого собора.

В июне 1930 года парк имени Свердлова распахивает центральные ворота под вывеской «Парк культуры и отдыха». В тридцатые годы здесь проведены масштабные работы по переустройству. Это и новый вход в парк, широкая аллея от входа до смотровой площадки с ясенем и американским кленом по сторонам.

Середина тридцатых. Центральная аллея от собора к смотровой площадке.

Около Троицкого собора на забаву детям установлены горки, парашютная вышка. На специальной асфальтированной площадке появляется «Скэтинг-ринг», — ничто иное как площадка для катания на роликах. За умеренную плату можно было взять ролики напрокат. В парке появляется детский буфет, домик отдыха или ясли для самых маленьких, качели, бильярд. Детский городок аттракционов открылся 24 июля 1936 года, выступает московский театр кукол, работает аттракцион «Шапито», установлены карусели, гамаки для отдыха, горки.

В 1934 году ведется строительство спортивного павильона, в пятидесятые-шестидесятые он служил прокатом лыж, коньков, теннисных ракеток, велосипедов, мячей.

В 1936 году ведется строительство цирка! Да! Цирк в Калуге был, в нем еще в 1940 году выступал знаменитый борец Иван Поддубный, которому к тому времени было уже 69 лет!

Строительство цирка.

Газета «Коммуна»:

«Кипит жизнь в городском парке культуры и отдыха: проводятся детские утренники, массовиками на которых работают ученики и ученицы калужских школ; функционирует детская библиотека, насчитывающая 2526 читателей, организуются конкурсы. Главная новость — в парке состоялось открытие цирка шапито. Газета отмечает ударную работу строителей цирка, работников Горводоканала товарищей Генкина, Афончикова, Швагерова, Рунова, Гвоздева и др..

Цирк построили прочно — сообщает столяр-плотник Козьма Кекишев. За один месяц наша бригада рабочих Горводоканала выстроила цирк. Я с большим удовольствием смотрел одно из первых представлений. Посещение цирка — полезное культурное развлечение. Надо сказать, что в цирке мы старались добротно, прочно всё делать. Не то, что раньше на базарах балаганы делали. В цирке на „авось“ работать не приходится. Из-за какой-нибудь неисправности артист может жизни лишиться. Этого в калужском цирке, построенном нашими руками, случиться не может».

Для взрослых по вечерам играл духовой оркестр на летней эстраде, среди слушателей часто можно было наблюдать К. Э. Циолковского. Работает буфет и танцевальная площадка. Газета «Коммуна», 1936 год:

«В парке проводятся конкурсы на лучшего баяниста, плясуна, музыканта, декламатора. Оборудовано место тихого отдыха за столиками, идут спектакли». В общем, по сравнению с туманными и полуразрушенными двадцатыми, в тридцатые годы жизнь в парке бурлила вовсю. «Жить стало лучше, жить стало веселее» …

Парк подвергся разорению во время Великой Отечественной войны. Украдена «девочка под зонтиком» с фонтана, разрушены павильоны, аттракционы, на смотровой площадке расположились зенитчики. В цирке гитлеровцы складывали школьные парты на дрова. Цирк сгорел после освобождения города.

1 июня 1943 года Горисполком безвозмездно передает парк в распоряжение фронтового эвакуационного пункта.

Смотровая площадка в дни оккупации. 1941 год.

В конце того же года был осмотрен Троицкий собор: «Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены». В момент обследования собор был занят под склад госпиталя, а подвалы использовались под овощехранилище».

По воспоминаниям калужан в юго-западной части парка была устроена братская могила калужан, погибших в период оккупации Калуги фашистами, рядом с могилой погибших революционеров. Позже останки перезахоронены на Пятницком кладбище.

6 декабря 1944 года на заседании Горсовета был назначен новый директор городского парка и принято решение срочно приступить к работам по восстановлению. 28 марта 1948 года газета «Знамя» писала:

«Калужский горисполком наметил мероприятия по дальнейшему восстановлению городского парка культуры и отдыха. Здесь решено построить музыкальную раковину, открытый летний театр, выставочный павильон. Будет установлено более 15 различных скульптурных фигур».

 

Начало 20-го века. Троицкий собор.

Тридцатые. Главный вход в парк.

Середина тридцатых, возведение спортивной площадки.

Середина тридцатых. Парашютная вышка.

Тридцатые, строительство цирка.

Тридцатые. Танцплощадка

Танцплощадка.

Тридцатые. Детская площадка.

7 сентября 1936 год. Гость парка рядом со знаменитым фонтаном.

Декабрь 1941 года.

Послевоенное время

Главный вход, пятидесятые годы.

Детский парк, который в тридцатые годы располагался в парке, в 1951 году открылся возле Дворца пионеров, на «Золотой аллее». 12 июня состоялось открытие, играл духовой оркестр, работали аттракционы, карусель, качели.

Рассказывает Зинаида Николаевна Яхно, которая с 1953-го по 1958-й работала администратором Городского парка культуры и отдыха:

«Главным местом отдыха в городе был парк. В нём было много чего. Была читальня. Был крытый клуб, где проходили концерты, приезжали популярные артисты. Здесь танцевала Лепешинская, выступала молодая Пьеха. Несколько раз приезжали с концертами Миронова и Менакер, приезжали концертные бригады, вёл их концерты совсем тогда молодой Петросян. Здание стояло недалеко от ресторана „Голубой Дунай“, теперешней „Кукушки“, поближе к главному входу. В клубе были творческие встречи, лекции. Не обходилось без неприятностей. Помню, директор городского концертного бюро Коняшин и директор парка Свешников, посетив в очередной раз „Голубой Дунай“, оставили там без присмотра бригаду московских артистов и ушли домой. А у этой бригады вечером — концерт разговорного жанра. Ну, вы понимаете… Что делать? Я сняла концерт, вернула людям деньги. Потом мне же за это и выговор объявили».

Кстати, вход в парк был тогда платный — 1 рубль, а на танцплощадку — 2 рубля. То есть на входе вас предупреждали: если вы идете прямиком на танцы, то платите два рубля, а просто погулять — плати «рупь».

7 августа 1953 года в парке открылся летний театр, его большой зал был рассчитан на 1050 мест! В следующем году рядом с бывшей «Кукушкой» открылся летний кинотеатр (бывшая «читальня»), там же, и в Троицком соборе, проходила Областная сельскохозяйственная выставка. Традиция проведения ежегодных выставок цветов просуществовала до конца восьмидесятых. Зимой около Троицкого собора заливали каток.

В конце пятидесятых в парке появляется скульптура «Нет войне!», ранее располагавшаяся в сквере Мира, но после установки памятника К. Э. Циолковскому перенесенная в парк.

Скульптура «Нет войне!» 

В середине шестидесятых Парк Культуры и Отдыха полностью обустроен, появилось колесо обозрения (первое небольшое появилось в парке в 1964 году, второе, знаменитое, большое колесо — в семидесятые), детские карусели, качели, тир, летняя эстрада, летний театр, читальные павильоны (в них также любили собираться шахматисты). На центральной аллее проходят книжные базары. Выступают приезжие артисты театра и эстрады, гастролирует московский цирк.

«Читальня» в парке, шестидесятые

30 апреля 1968 года парку вернули легендарный ресторан «Кукушка». Танцплощадка теперь находится напротив Дворца пионеров. По выходным с восточной стороны Троицкого собора в ларьке продают вино в розлив. Правда, наливали его только в случае, если отдыхающий купит не менее двух бутербродов на выбор! Примерно в том же месте расположились два общественных туалета.

Ресторан «Кукушка», фото из газеты «Знамя», 1968 год

18 мая 1973 года газета «Знамя» опубликовала статью, посвященную «малопопулярному» ресторану «Кукушка». В ней сообщалось, что за три недели «Кукушка» превратилась в студенческий клуб — кафе «Отдых». О планах рассказывает член совета кафе Николай Троицкий:

«В пятницу, субботу, воскресенье кафе „Отдых“ будет гостеприимно распахивать двери перед приглашенными. Вход у нас по пригласительным платным билетам. Необходимый минимум для приятного отдыха — на столе. Если есть желание разнообразить меню, пожалуйста — в бар. Назначение кафе — общение, послушать музыку стереомагнитофона, ансамбля, потанцевать. А каждую субботу — тематические вечера. Будем приглашать интересные творческие коллективы, дискутировать, спорить».

В конце семидесятых кафе «Отдых» переименовывают в «Мечту».

В октябре 1974 года маленькие калужане получают отличный подарок — легендарный автогородок (на месте бывшего сгоревшего цирка). На аллее парка, что ведет ко въезду в городок, выстроились юные регулировщики движения. За ними — колонна велосипедистов и маленьких водителей «москвичей», они следуют к сложной автомагистрали. Разводка дорог устроена в двух уровнях. Подъемы и спуски, автодорожный мост и железнодорожные переезды. На трассе — светофоры, дорожные знаки. Построил автогородок коллектив завода «Стройдеталь», в городке есть также гараж для «москвичей», зал для просмотра фильмов, рассказывающих о правилах дорожного движения. Думаю, вы все помните это любимое развлечение детства.

«Автогородок», 1981 год

Еще один подарок калужская детвора получила в ноябре 1978 года. В одном из павильонов, ранее служивших летним кинотеатром, разместились 22 игровых аппарата. Помните? «Снайпер», «Морской бой», различные качалки в виде машинок и лошадок, «Воздушный бой» и другой шик детства. На входе обязательная бабушка, которая разменивала деньги. Сеанс игры стоил 15 копеек. Сами автоматы стоили от 4-х до 5-ти тысяч рублей и были изготовлены на отечественных предприятиях.

В июле 1979 года на фонтане вновь появляется девочка под зонтиком, спустя 38 лет. В 1977 году архитектор А. Днепровский обратился через газеты к калужанам с просьбой принести в редакцию фотографии старого фонтана с девочкой. По этим снимкам гипсовую модель восстановил московский скульптор В. Мокроусов, а оригинал из меди чеканили на калужской скульптурно-художественной фабрике.

В течение семидесятых в парке появляются популярные аттракционы: «Ромашка» и почти экстремальный «Сюрприз».

Аттракцион «Ромашка», семидесятые

Сложно сказать, что восьмидесятые принесли какие-то изменения. По-прежнему пользуются популярностью автоматы, автогородок, аттракционы, в «читалке» можно почитать прессу или сразиться в шахматы, пострелять в тире, по вечерам работает танцплощадка, летняя эстрада вроде бы тоже не пустовала. Проходят городские праздники, на один из таких в 1986 году приезжает актер Михаил Пуговкин.

«Читалка», 1988 год

Одно событие в восьмидесятых все же произошло. 1 сентября 1988 года на Троицком соборе вновь зазвучали куранты. Они молчали 62 года. На соборе они впервые появились в 1819 году, их привез с туманного Альбиона калужанин А.Чернов. Часы бесперебойно отбивали каждую четверть часа вплоть до 1926 года. Восстановление часов сопровождалось трудностями. В Москве не смогли помочь, во всем Союзе не оказалось ни одного проекта восстановления старинных механических часов! Помогла заброшенная церковь на станции Тихонова пустынь. Сняли большой четырехтонный колокол и обнаружили поврежденный механизм монастырских часов. Его частично восстановили, частично обновили. Восстановили мелодию, и куранты вновь заработали!

С конца восьмидесятых в парке летом начинает работать дискотека Валентина Черняка «Круг», а еще это было время «группировок».

Рассказывает Валентин:

«Самые страшные драки происходили в парке, где мы уже тогда начинали работать летом. Слева, со стороны Бауманского идет человек двести строем, в центральный вход входят другие двести и, не заходя на нашу танцплощадку (где танцевал, как мы называли „профсоюз“, молодежь, которая не принадлежала ни к одной группировке), выстраиваются около собора. Уже подъехала милиция, стоит ждет. Выходят два человека от каждой группировки, как на Куликовом поле, и начинают драться. Дрались, кстати, здорово, профессионально. Остальные стоят стеной — смотрят друг на друга. И через какое-то время их разнимает пузатый милиционер, — мол, хорош. Потом они между собой договариваются и идут либо в овраг, либо еще куда, и там уже начинается „месилово“ настоящее. В восьмидесятые в парке такое происходило постоянно, борьба за место, в 90-е это уже спало. Кого-то пересажали, кто-то в бандиты ушел».

Девяностые принесли в парк разруху, аттракционы закрывались один за другим. Автогородок пришел в запустение, тир и летняя площадка почти сгнили, колесо обозрения заржавело и накренилось. На каждом шагу расположились «шашлычники», пиво продается через шаг.

Собор был возвращен Калужской епархии в 1991 году, а в 1999 году ему присвоили статус кафедрального. В 1993 году была предпринята неудачная установка креста над куполом собора. Попытки вертолетчиков попасть комлем креста в «луковицу»шпиля колокольни успехом не увенчались. Повредили и сам крест.

В 1994 году газета «Весть» публикует заметку о плачевном состоянии кафе «Мечта». Вернее, о том, что кафе варварски разрушено-разворовано.

«Разбиты вдребезги витрины, изуродовано оборудование, остатки которого разбирают проникающие без труда внутрь помещения молодые ребята. Есть чем поживится и взрослым, берут отсюда все, что в хозяйстве может пригодится. А сгодятся и кафельная плитка, которой прежде стены были выложены, и оконные рамы, и двери, да мало ли что можно унести…»

Разрушенное кафе «Мечта», фото из газеты «Весть», 1994

Странно, что при такой разрухе «девочку под зонтиком» на цветмет «умыкнули» только в 2000 году.

Но по-прежнему работает танцплощадка. Валентин Черняк:

«Как раз все девяностые мы и проработали в парке. Иногда нас замещал дискоклуб „Радуга“, но парк был местом дискотеки „Круг“ все это время. В парке свой мир, свои люди, свои законы, свои порядки. Место было шикарное, красивое, отличный звук, который за реку улетал. По тысячи человек в парк к нам приходило. Там мы еще и рок-фестивали проводили».

С начала нулевых «нормальная» жизнь в парке постепенно возобновляется. 18 декабря 2002 года вновь открыл двери обновленный ресторан «Кукушка». Но потребовалось еще несколько лет, чтобы в парке появились детские аттракционы, установили новое колесо обозрения (многим, как и нам, кажется, что оно вдвое меньше старого?), дорожки выровняли, положили плитку, появились новые скамейки, а также летняя эстрада, с которой вновь звучит музыка. 28 августа 2010 года обновленный и реконструированный парк распахнул свои двери.

Кстати, во время реконструкции парка калужскими археологами были найдены тысячи старинных предметов, многие из них датированы XIV–XV веками.

И снова на свое прежнее место вернулась «Девочка под зонтиком», ее стоимость в 2010 году составила 180 тысяч рублей. Это уже третья скульптура знаменитой кокетки.

Парку 200 лет, но если вы вернетесь в начало нашей публикации, то поймете, что гуляете в самом что ни наесть историческом месте Калуги, месте которое пережило несколько сотен лет главных событий нашего города.

Детская карусель, пятидесятые годы

Рядом с летней эстрадой, пятидесятые годы

1954 год, вход в парк

Сельхозвыставка в летнем театре, 1954

Осень 1954, выставка

Все на каток! 1954 год

Смотровая площадка, 1955 год

Вход в парк, 1957 год

Павильон сельхоз выставки

Приблизительно 1958 год. Калужская детвора

Смотровая, 1958 год

Детский аттракцион, шестидесятые

Смотровая, вид с аттракциона, шестидесятые

Собор в 1961 году

Книжный базар, 1962 год

Троицкий собор, 1965 год

Смотровая в 1970 году

Зима 1970-го года

Колесо обозрения (первая версия), семидесятые

Очередь на карусели, семидесятые

Аллея в 1972 году

1972 год, справа вход в парк

1975 год, в парке

1975 год, зима

Аллея в 1976 году

Аттракцион «Лодочки»

Вторая версия «Девочки под зонтиком», восьмидесятые

Автогородок

Молодежь 1988 года в парке

Летняя эстрада зимой 1988 года

1993 год, установка креста на Троицкий собор

Сергей Сычев

 

Таблоид