1

Как создавался любимый мультфильм «Жил-был пес»

Картина гениального режиссера Эдуарда Назарова по мотивам украинской народной сказки «Сiрко» стала классикой жанра.

Создатели:
Режиссёр и сценарист: Эдуард Назаров
Художники-мультипликаторы: Анатолий Абаренов, Эльвира Маслова, Наталия Богомолова, Сергей Дежкин, Владимир Зарубин, Марина Восканьянц
Оператор: Михаил Друян
Звукооператор: Борис Фильчиков

Награды:
1983 — V МКФ сказочных фильмов — Odense, Denmark —I место
1983 — Специальный приз жюри — Annecy, France
1983 — МКФ молодых режиссёров в Туре (Франция) — I Приз

Музыка:
В мультфильме звучат украинские народные песни «Ой там на горі» и «Та косив батько, косив я» в исполнении фольклорного ансамбля «Древо» из села Крячковка Пирятинского района Полтавской области.

Шел 1980 г. Недавно на весь Советский Союз отгремел пятисерийный фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Его успех определялся скоростью, с которой в народ уходили реплики героев, и теперь из каждого двора раздавались крики мальчишек, старавшихся хрипеть под Высоцкого; » Я сказал, Горбатый!» А тем временем некий человек с пышными усами ходил по украинским хуторам, где, казалось, остановилось время, и прислушивался, присматривался, изучал… Думал ли он тогда, что и его будущее творение полюбится миллионам зрителей и так же разойдётся на цитаты?

Колоритные личности
Здесь всё было словно по Гоголю: над плетнями склонялись огромные подсолнухи, мужчины и женщины в национальных костюмах, по вечерам собирались за большим столом, чтобы выпить забористой горилки, закусить варениками и спеть задушевные народные песни. А красивые девушки лузгали «семки» и посмеивались над усатым незнакомцем, который глазел на всех и что-то рисовал в своём альбоме.

Приезжего звали Эдуард Назаров, и он действительно делал эскизы, не останавливаясь ни на минуту: гуси, пощипывавшие его за ноги; тарелки и рушники, полнорукая женщина с косой вокруг головы, вынимавшая из печи душистую палицу; золотые поля с колосящейся пшеницей — всё это вызывало бурный восторг художника. Он словно хотел впитать эту нетронутую временем красоту. А потом художник отправился в Киев, в Институт этнографии, где познакомился с весьма колоритными личностями. Усатый поинтересовался: «Нет ли у вас интересных записей старинных украинских песен?» Личности принесли ему огромную магнитофонную бобину. Катушка завертелась на доисторическом аппарате, и из динамика донеслись сочные голоса, певшие малоизвестные украинские песни.

Оказалось, что Назарову принесли запись ансамбля «Древо», который исполнял старинные песни Полтавщины. Кстати, в прошлом году ансамбль отметил свой 55-й год рождения, сегодня поёт уже третий состав участниц «Древа». Репертуар всё так же составляют песни родного края, которые собираются по всей Полтавщине. Иногда случается, что старинная песня доходит до наших дней не в полном виде, и тогда «древлянки» сами их дополняют по законам народного песнесложения. «Древо» давно известно за пределами Украины — уникальное многоголосное пение ансамбля нашло своих почитателей и за рубежом. Назарову очень магнитофонная запись, и он спросил своих новых знакомых:
— Сколько я вам должен за это?
На что получил короткий, но ёмкий ответ из нескольких нецензурных слов, означавших, что это, мол, подарок.

Работа такая
Так у художника, а кроме того, режиссёра-мультипликатора Эдуарда Назарова появилась почти готовая звуковая дорожка к будущему шедевру под названием «Жил-был пёс». В неё вошли украинские народные песни «Ой там на горі» и «Та косив батько, косив я…» в исполнении ансамбля «Древо» и звук уезжающей телеги из фильма «Чапаев» 1934 года. Позже возгласы, крики, вздохи и различные междометия мультипликационных хуторян были записаны при помощи знакомых, коллег и родственников режиссёра.

Общая атмосфера будущего мультфильма благодаря зарисовкам Назарова в общем сложилась. Была готова и музыка. А вот сценарий всё ещё не появился.
Незадолго до путешествия по Украине мультипликатор готовился к очередной работе, однако сам не понимал, какую именно картину хочет снять. Один профессиональный сценарист предложил Назарову историю об освоении пионерами далёкого космоса, но тема была настолько далека от художника, что он её сразу отверг и решил писать сценарий сам.

И начались творческие муки: о чём писать, какую тему взять? Где-то из глубин подсознания всплыла украинская сказка «Волк и пёс», которую Назаров читал в детстве. В ней рассказывалось о старой собаке по кличке Серко, которую хозяин выгнал из дома. Серко побрёл в лес, встретил там волка, ну а дальнейшая история полностью рассказана в мультфильме.

Тогда-то Назаров и отправился в поисках вдохновения к своему другу, жившему в Херсонской области, в городке Цурюпинске. А заодно много ездил по братской республике, любуясь днепровскими пейзажами.

Казалось бы, что сложного — сочинить сценарий по готовой сказке? Но Назаров писал его целый год. Дело в том, что Эдуард Васильевич — человек совершенно неординарный. Он умеет двумя штрихами карандаша по бумаге точно передать сложный характер персонажа, будь-то человек или какая-нибудь зверушка.

Отличительная черта стиля Назарова — это объёмная лаконичность в рисунке. Того же он хотел добиться и от своих персонажей. У мультипликаторов есть понятие «телеграфный фильм». Это когда в текста в мультике столько же, сколько в телеграмме. Новички, узнав, что им предстоит работать над «телеграфным фильмом», обычно радуются — они по наивности думают, что работа будет не бей лежачего. Мэтры усмехаются: ну-ну!

И действительно, чем меньше слов у рисованных персонажей, тем больше должно быть на экране, а это ведь не кино! Каждая секунда в мультфильме — несколько десятков рисунков. Соответственно, десятиминутный фильм, где текста на пятнадцать строчек, вмещает в себя сотни тысяч рисунков. Адский труд. Но пятнадцать строчек Назарова — это пятнадцать строчек Назарова. Все они после первого же показа мультфильма «Жил-был пёс»разлетелись на цитаты. «Бог в помощь. Ты що, по деревьям лазишь?», «Да вот…птичку хотел…», «Дитё не помял?», «Да шо ему сделается?», «Шо, опять?!», «Ты..это…есть хочешь?», «Сы-па-си-ба!», «Ты это…заходи, если что…»
И, конечно, бессмертная фраза осоловевшего Волка «Щас спою!» Вот почти и все реплики, звучащие в фильме. Кстати, в оригинальной сказке есть фраза «Сейчас запою!». Но понятно же, что это совсем не то, тем более, что напечатанная строка не может передать неповторимую актёрскую интонацию. Интересно, что Назаров собирался подробнее экранизировать предысторию отношений Пса и Волка, так сказать, когда они были молоды, но сделать это из-за временных ограничений не получилось: в этой части фильм стал «телеграфным» поневоле. Зато прошлое героев отобразилось в поразительном диалоге-воспоминании:
— А помнишь, как ты меня гонял?
— Так я это…
— Ну да, работа такая.

Джигарханян точно убъет!
Михаила Ульянова ждали на «Союзмультфильме» долго — в роли Волка Эдуард Назаров видел только этого артиста. Более того, рисованный образ Волка создавался именно под Ульянова. И вроде всё складывалось хорошо, только Михаил Александрович никак не мог выбрать время, чтобы приехать на студию хотя бы на пару часов — больше профессионалу такого уровня было и не нужно. Тем не менее, вырваться из жёсткого графика бесконечных съёмок на «Мосфильме» и спектаклей В Театре имени Вахтангова у мэтра никак не получалось. Но «Союзмультфильм» тоже работал по строгим производственным строкам, и вскоре стало очевидным, что Ульянову надо искать замену.

И вот тут началась поистине гоголевская чертовщина. На пробы пригласили Армена Джигарханяна, и когда он вошёл в студию, Назаров машинально бросил взгляд на разложенные листы с изображением Волка. У художника всё внутри оборвалось: впервые за всё время работы над рисованными персонажами он заметил, насколько его Волк похож на Горбатого из «Места встречи…» И это было совершенно непонятно, ведь у художника даже мысли не возникало рисовать своего персонажа под Джигарханяна!
Назаров очень разволновался, решив, что артист заметит сходство со своим популярным киногероем и сильно обидится. И это ещё мягко сказано, на самом деле режиссёр в тот момент подумал: «Убьёт!»
Но Армен Борисович посмотрел на рисунки и сказал:
— А что, ничего. Хороший Волк.
Назаров мысленно перекрестился.

На роль Пса безоговорочно утвердили Георгия Буркова, у которого за плечами был богатый опыт работы в мультипликации. А вот для Джигарханяна » Жил-был пёс» стал первым анимационным фильмом. Это потом Армен Борисович догнал и перегнал по всем видам озвучки и Георгия Ивановича, и других коллег. Но именно с Бурковым Джигарханян чаще всего встречался в стенах тон-ателье «Союзмультфильма». Этот замечательный дуэт ещё успел поработать над «Приключениями поросёнка Фунтика» (1986-88), где Бурков озвучивал бегемота Шоколада, а Джигарханян — дядюшку Мокуса.

В 2012 году мультфильм был полностью доозвучен на украинском языке (изначально текст был на русском, песни — на украинском). Слова перевода написал Любомир Наконечный, текст читает Сергей Решетник, Волка озвучил Тарас Жытынский, Пса Сирка — Мирослав Лытвак.

Бегемотик-антисоветчик
«Жил-был пёс», вышедший на экраны в 1982 году, — единственный мультфильм Эдуарда Назарова, который сравнительно легко прошёл цензуру, чиновники придрались только к первоначальному названию — «Собачья жизнь». В Госкино поинтересовались, что это режиссёр имел ввиду? Нет ли здесь какого-нибудь намёка? Пришлось Назарову от греха подальше название изменить, чтобы фильм дошёл до зрителя, а не оказался на полке.

Правда, цензоры всё же не доглядели — но тут виноваты не они, а буйное воображение автора картины. По признанию Эдуарда Васильевича, он всё же припрятал для чиновников фигу в кармане: в малыше, которого в фильме утащил Волк, а Пёс спас, коварный режиссёр-художник изобразил Никиту Сергеевича Хрущова в детстве.

Остальные же работы Назарова критиковались нещадно. Особо ярые цензоры обвиняли его даже в антисоветчине, как произошло в мультфильме «Бегемотик».
Этот короткий сюжет делался для популярного мультипликационного альманаха «Весёлая карусель». В мультике маленький бегемотик бродил и искал, с кем бы подружиться. По дороге ему попадались муравьи, кролики, прочая живность, но ни с кем бегемотик не смог найти общий язык. Наконец он встретил другого бегемотика и обрёл настоящего друга. За то, что мультгерой в итоге подружился лишь с себе подобным, Назарова в 1975 году обвинили в потакании индивидуализму в ущерб коллективизму. Ленту пришлось переделывать, но режиссёр считатет «Бегемотика» своей дебютной, выстраданной, а потому дорогой сердцу работой.

Номер один
Возвращаясь к лаконичному, но крайне выразительному стилю Назарова, надо сказать, что он в жизни, что он и в жизни весьма немногословен. Обучая своих учеников ремеслу, эдуард Васильевич не любит много говорить, всё показывает с помощью карандаша и бумаги. Но если сказать что-то необходимо, то делает это красиво:
Главное, не «что», а «как». «Что» — это всегда одно и то же: любовь, ненависть, страдание, радость. А вот «как» — это уже будет зависеть от логики движения душ твоих персонажей.

Ученики внимательно пристлушиваются к своему учителю. В результате — получают престижные награды, в том числе и ! Оскар» Александра Петрова за мультфильм «Старик и море». «Жил-был пёс» не был обойдён вниманием специалистов и критиков. Только в 1983 году лента получила два специальных приза во Франции и первый приз на кинофестивале сказочных фильмов в Дании.

На фестивале анимационного кино в Суздале в 2012 «Жил-был пёс» попал на верхнюю строчку в символическом рейтинге лучших российских мультфильмов ХХ века, обогнав такие шедевры, как «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна и «Винни-Пух» Фёдора Хитрука.

Историю о дружбе старого пса и волка Эдуарду Назарову помогали делать проверенные бойцы. Одним из них был Михаил Захарович Друян — легендарный оператор «Союзмультфильма», снявший более трёхсот фильмов.

Ещё об одном человеке, который работал над мультфильмом «Жил-был пёс», нельзя не рассказать. В титрах в числе других мультипликаторов скромно указано: «С. Дёжкин».
Сергей Дёжкин — сын знаменитого Бориса Дёжкина, выдающегося мультипликатора и педагога, который вырастил для нас Вячеслава Котёночкина и не только его. Когда Сергей начал работать вместе с отцом над своим первым фильмом «Чиполлино» (1961), стало понятно, что дело не в родственных связях, а в абсолютной творческой самобытности Дёжкина-младшего. У него была врождённая совершенно неповторимая графическая манера, вдыхавшая жизнь в рисованных героев и превращавшая их в осязяемых реальных существ, которые начинали жить своей собственной жизнью.

Кино для всех
Украинцы сами признаются: «москаль» Эдуард Назаров в коротком мультфильме О Волке и Псе передал украинский национальный колорит лучше кого бы то ни было из местных кинематографистов. Недаром же в киевских сувенирных лавках футболки с изображением героев и знаменитыми фразами из мультика — «Щас спою!», «Бог в помощь!», «Ты заходи, если что!» — висят рядом с национальными вышивками и пользуются не меньшим спросом. Кроме того, в этом году, когда отмечался тридцатилетний юбилей мультфильма, по улицам украинских городов и посёлков ездили машины с наклейками с изображениями Волка и Пса.
В России любовь к мультфильму выразили основательно в металле и камне. В 2005 году в Томске воздвигли бронзовый памятник Волку, который весит двести килограммов и умеет произносить восемь фраз из мультфильма.

А два года спустя в Ангарске(Иркутская область) скульптор Михаил Ивашко представил двухтонное стальное изваяние того же Волка. Автор запечатлел героя любимого мультика в тот момент, когда он с огромным от сытости пузом сидит под столом в хате и готовится произнести: «Щас спою!». При поглаживании по животу Волка тот говорит «Щас спою!». Волк «знает» и другие коронные фразы.

В Киеве 23 Августа 2013 по адресу ул. Гончара 15/3 (пересечение со Сретенской) состоялось торжественное открытие скульптурной композиции в честь героев мультфильма «Жил был пес». Композиция представляет собой фигуры собаки и волка, сидящих под накрытым столом.

Всю ответственность за создание и установку уличной деревянной скульптуры взяли на себя общественные организации «Ландшафтная инициатива», «Андреевский-Пейзажная инициатива» совместно с винницким скульптором Владимиром Зайцем.
Не так давно неподалёку был установлен аналогичный памятник – в честь Ёжика в тумане, уже полюбившийся киевлянам.

Осенью 2013 года в с. Петровское Киево-Святошинского района установили скульптурную композицию, состоящую из сидящего на постаменте Волка и стоящего рядом Пса. Композиция дополнена стилизированным плетёным забором.

В чём же секрет успеха мультфильма «Жил-был пёс»? Эдуард Васильевич Назаров сам даёт ответ на этот вопрос: «Кино для себя — это безумие. Для себя рисуйте лучше картины или общайтесь посредством компьютера. А делая кино, вы должны думать о том, чтобы зритель на вашем фильме не заснул».
(С)

YouTube Трейлер




East meet west. Или как советские актеры встречались с мировыми звездами

Несмотря на «железный занавес», советские и иностранные кинозвёзды и знаменитости иногда встречались. В основном, на различных фестивалях. Здесь собраны фотографии таких редких встреч.


Олег Стриженов, Зинаида Кириенко, Жан Маре на III Московском международном кинофестивале. 16 июля 1963 года.


Супруг Марины Влади Жан-Клод Бруйе, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов, французская актриса Марина Влади и летчик-космонавт СССР Павел Иванович Беляев. 5 июля 1965 года.


Ирина Алферова и Роберт Де Ниро на набережной Москвы–реки, 1983 год.


Роберт Де Ниро и Олег Янковский на Московском международном кинофестивале, 1987 год


Советский актер и кинорежиссер Никита Михалков и итальянский актер Марчелло Мастроянни. 13 июля 1987 года. Фото Анатолия Морковкина и Валерия Христофорова (Фотохроника ТАСС)


Владимир Наумов, Барбара Брыльска и Юрий Озеров. 15 июля 1977 года.


Народный артист РСФСР Аркадий Райкин и итальянская киноактриса Джина Лоллобриджида. 1961 год.


Кинооператор Абрам Кричевский, актриса Татьяна Самойлова и американская киноактриса Элизабет Тейлор. 10 июля 1961 года.


Джина Лоллобриджида приветствует Юрия Алексеевича Гагарина. 1961 год.


Софи Лорен и Серго Закариадзе. 20 июля 1965 года.


Кинодраматург и кинорежиссер Георгий Мдивани и французская киноактриса Марина Влади. 8 июля 1965 года.


Итальянские актрисы Джина Лоллобриджида и Мариза Мерлини, министр культуры СССР Екатерина Фурцева. 10 июля 1961 года.


Вячеслав Тихонов, Джина Лоллобриджида и Олег Видов на VIII Московском кинофестивале, 1973 год.

 (С)



ТелеМыло. История сериалов на советском телевидении

Конечно, вы сразу подумали о «Рабыне Изауре» или о «Просто Марии». Нет, мы капнем намного глубже и расскажем, с чего все начиналось.

Советское телевидение семимильными шагами пошло по стране еще до Великой Отечественной, но это были еще зачатки. В пятидесятых годах количество телевизионных приемников на душу населения, растет и уже к семидесятым телевизор уже не был каким-то экзотическим «ящиком».
В телесетке: новости, балет, опера, спектакли, мультфильмы и художественные фильмы. Но, Госкино, справедливо полагало, что телевидение самый прямой конкурент и постепенно снижает количество передаваемых лент для показа по ТВ. Тогда телерадио руководство создает творческое объединение «Экран». Специально для советского телезрителя снимается кино, которое можно увидеть только на голубых экранах. В кинотеатрах эти фильмы в прокате не шли, в первую очередь из-за того, что имели две и более серии.

17 апреля 1970 года на должность председателя Госкомитета по радио и телевещанию был назначен Сергей Лапин. Лапин сразу же расширил телесетку художественного кино за счет ТО «Экран», а главное стал активно закупать иностранные сериалы. И вот тут мы приступаем к нашему обзору телесериалов на советском телевидении.

Первым импортным сериалом стал фильм британского производства «Сага о Форсайтах». Целых 26 серий! Так, в июле 1970 года началась эра телевизионных сериалов на советском экране.
Он был снят в 1967 году телекомпанией BBC. В фильме снялись Кеннет Мур, Эрик Портер, Найри Портер, Майкл Йорк.
YouTube Трейлер

Самый известный, который, я думаю, на слуху и сейчас, это сериал производства польских кинематографистов «Четыре танкиста и собака». В 1970 году были показаны первые восемь серий, в 1972 году продолжение, а в 1974 году повторили старые серии и показали остальные, с 19-й по 21-ю. Позже сериал неоднократно повторялся по советскому телевидению.
YouTube Трейлер

В том же 1970 году был показан еще один польский сериал «Ставка больше, чем жизнь». В течении года показали все 18 серий.
YouTube Трейлер

1971 год, на экранах венгерский сериал «Капитан Тенкеш», всего 13 серий. В 1972 году болгарский «На каждом километре» (12 серий), а также множество других имеющих не более четырех серий.

В июне 1973 года был показан американский сериал «Дактари» (6 серий). Сериал о ветеринаре Марше Трейси, который изучает животных на территории заповедника в Восточной Африке. Ну, а сюжетная линия строится, как не сложно угадать вокруг защиты природы, животных от браконьеров и других злодеев.
YouTube Трейлер 

В январе 1974 года показали сериал «Лесси», так же американского производства. Этот сериал тоже о животных, а именно о собаке колли по кличке Лесси. В оригинале было снято 19 сезонов с общим количеством серий — 571. Конечно, нам столько не могли показать, вероятнее всего был показан какой-то один сезон.
YouTube Трейлер 

В октябре 1974 на экранах французский пятисерийный фильм «Семья Тибо», в следующем году показывают: «Пуччини» (5 серий, Италия), «Лунный камень» (5 серий, Британия), «Дэвид Копперфильд (5 серий, Британия), а в следующем «Приключения в Африке» (США).

Первым советским телесериалом стала картина «Вызываем огонь на себя» с Людмилой Касаткиной в главной роли. Впервые на советском телевидении его показали в феврале 1965 года и состоял он из четырех серий. Позже, в 1969 году его показали и в кинотеатрах.
vyzogo

Первым продолжительным телесериалом стало детективное расследование «Следствие ведут знатоки». Премьера состоялась в 1971 году, а последнее, заключительное дело показали в 1989-м. Правда, в 2002 и 2003-ем досняли дела под номером 23 и 24.
ztk00

В конце 1971 года состоялась премьера первого многосерийного (17 серий) телеспектакля «День за днем». Действие фильма разворачивается в то же самое время, Москва, начало семидесятых. В центре сюжета жильцы коммунальной квартиры, с их судьбами и проблемами. Выясняется, что их дом будут сносить, а жильцов расселять. В главных ролях Нина Сазонова и Вячеслав Невинный.
den
14 февраля 1972 года на советских экранах семи серийная телесага «Тени исчезают в полдень».
teni

11 августа 1973 года был показан самый известный и популярный телесериал «Семнадцать мгновений весны», всего 12 серий.
17

Семейная сага «Вечный зов» впервые на экранах в 1976 году, всего было снято 19 серий.
vechnyy-zov-2
В октябре-ноябре 1976 года показали все 13 серий телефильма «Хождение по мукам».

с 11 ноября 1979 года на пять вечеров советский народ был прикован к телевизору, на экране Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Сериал Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» состоял из пяти серий, хотя планировалось семь. Было много вырезано, фильм немного отличался от книги «Эра милосердия». Например, Варя Синичкина в фильме не погибает. Говорухина заставили оставить ее в живых, со словами: «Представляете в каком настроении завтра утром весь советский народ придет утром на работу, если Синичкина погибнет?»
mesto

В начале восьмидесятых состоялась премьера мелодрамы латышского производства «Долгая дорога в дюнах». Один из самых популярных телесериалов советского времени, семь серий.
duny

С ним по популярности мог конкурировать лишь телесериал «Цыган» и его продолжение «Возвращение Будулая», то же из серии про «жизнь, слезы, любовь».  Всего восемь серий. Премьера в 1979 году и продолжение (по просьбам телезрителей) в 1985 году.
budul

В 1984 году состоялась премьера политического телесериала «ТАСС уполномочен заявить», по одноименному роману Юлиана Семенова. Всего было 10 серий и казался слишком длинным.
tass

В 1980 году выходит, пожалуй самый длинный телесериал советского времени «Государственная граница». Его премьера состоялась 28 мая 1980 года (две серии). Фильм второй вышел 27 мая 1981 года (две серии), третий — 22 мая 1982 года (две серии), 24 мая 1984 года еще две серии. Фильм пятый вышел в 1986, а в следующем шестой эпизод. Последние серии, традиционно показаны в мае 1988 и 1989 года. 
granica

Советские сериалы детям. В 1984 году снимается пятисерийный фильм по книге Кира Булычева «Сто лет тому вперед».  Телеверсия получила название «Гостья из будущего». Фильм снискал большую популярность среди советских школьников. Его премьера состоялась на весенних каникулах 1985 года.
gost

13 мая 1986 года состоялась премьера телесериала, который полюбили не только дети. Станислав Говорухин снял монументальное, семисерийное полотно «В поисках капитана Гранта», по роману Жюля Верна.
deti

Из зарубежных сериалов показанных нам в восьмидесятых выделяется британский «Робин из Шервуда». Его премьера прошла на наших телеэкранах летом 1985 года, а летом 1987 года повторили старые и добавили новые серии.
good

Но самым большим кинохитом стал итальянский детективный сериал «Спрут» с Микеле Плачидо в главной роли, в которого моментально влюбились все женщины советского союза. Премьера на наших экранах состоялась 30 июля 1986 года. 
sprut

Наконец, 16 октября 1988 года был показан бразильский сериал «Рабыня Изаура». Впервые вышедший на родине, еще в 1976 году. Успех был феноменальным, а ведь советское телевидение приняло решение прекратить показ этого дешевого мыла. Но под напором телезрителей показ был возобновлен в начале 1989 года, а в 1990-м состоялся повторный показ.
izaur
Далее мы увидели «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Дикая Роза», «Санта Барбара», но случилось это уже в новой России.




История фильма «Выше Радуги» (1986)

История о подростке по фамилии Радуга, рассказанная в фильме «Выше Радуги», была совершенно нетипичной для середины 80-х годов прошлого века. Волшебный сюжет, прекрасная музыка и песни – все это создавало необыкновенную атмосферу какого-то светлого, радостного праздника.

vr-1

Больше всего удивлял зрителей главный герой – восьмиклассник Алик, которого сыграл Дима Марьянов. Он был совершенно не похож на мальчишек своего поколения – странно одевался, имел странную прическу и странно пел голосом никому еще тогда неизвестного Владимира Преснякова-младшего.

В фильме все удачно соединилось в единое целое: сценарий, режиссура, конечно же, музыка и песни, хореографические номера, операторская работа, работа звукооператора и звукорежиссера и, безусловно, хорошая игра актеров

Школьник по фамилии Радуга очень любит сочинять стихи, но не любит физкультуру. Может, он и любил бы, да не дается она ему совсем. Особенно прыжки в высоту. Однако его фантазия выплескивает море, транслируемое по телевизору, в его комнату и уносит его к морской сирене.

Не сказать чтобы они очень сдружились, так как сирена – стерва та еще, но она все же подарила юному поэту желанную прыгучесть с условием, что он всегда будет говорить правду.

Итак, Радуга участвует во всяческих школьных и внешкольных соревнованиях, внаглую говоря всем в глаза, что этот дар ему достался от морской волшебницы. Но однажды он соврал, причем вроде бы из благих намерений: взял чужую вину на себя. Сирена не меняет своих решений, а очередное соревнование – на носу…

vr-2

Режиссером этого, пожалуй, самого необычного фильма того времени стал Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который до этого уже снял более знаменитых «Мушкетеров».

– Я искал композитора для литературы Абрамова. Искал везде, – вспоминает режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич. – Однажды на дискотеке, среди сплошной западной музыки, услышал одну нашу – «Мальчик бананан». Узнал, кто композитор, нашёл его адрес и пришёл. Юра Чернавский, а это был он, дико перепугался, приняв меня за инспектора ОБХСС. Но потом всё выяснилось, к общему удовольствию, и Юра написал чудесные песни – все сплошь хиты, к двум моим фильмам по повестям Сергея Абрамова.

vr-3

Сниматься в картине согласились звезды кинематографа Галина Польских и Михаил Боярский.
Ну а главную роль сыграл известный сейчас актер Дмитрий Марьянов. Фильм «Выше Радуги» стал актерским дебютом Марьянова. Дебютом, о котором мальчишки и девчонки его возраста могли только мечтать. Дмитрий прыгал в высоту, танцевал брейк и открывал рот под пение Владимира Преснякова-младшего.

YouTube Трейлер

Дмитрий Марьянов о съемках:

Все началось с того, что в детстве я не на шутку увлекся театром, даже занимался в театральной студии на Красной Пресне. И, как это часто случалось в застойные годы, к нам в студию пришли «гонцы из кино» и просто отобрали меня для съемок детского музыкального фильма «Выше Радуги».

Конечно, «просто отобрали» — это я скромно выразился. Был конкурс, были пробы, было какое-то катастрофическое число претендентов на эту роль. Но мне повезло больше, чем другим. Наверное, сыграло немалую роль то, что я увлекался брейк — дансом и здорово танцевал.

Потом по сюжету фильма я старательно сбивал планку, хотя мог легко взять установленную высоту, так как был исключительно спортивным юношей. Самое большое удовольствие мне доставляло открывать рот под пение Володи Преснякова. Тогда я и понял, что «обманывать» людей, а любое лицедейство, как известно это обман, — мое призвание.

Интервью еженедельнику «События и люди»

-В своем первом фильме «Выше Радуги», который принес тебе просто сумасшедшую славу, ты ведь снялся еще школьником?

— Да, мне было 14 лет, когда меня пригласили на главную роль в фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Выше Радуги». Выдержал просто сумасшедший кастинг. Помню, когда фильм вышел на экраны, это было какое-то помешательство. Картину показали по Центральному ТВ на 1 и 2 мая. Праздники — все дома у телевизоров. Это был 1986 год.

И вот решили мы прогуляться с моими друзьями Родионом и Юркой (мы в одном доме жили). А около кинотеатра «Балтика», как обычно, народные гулянья проходили, вот мы туда и отправились. Вышли, и вдруг толпа разворачивается: «Радуга, Радуга, Радуга!» — и как набросится! Ужас! После этого стало просто невозможно ездить в общественном транспорте. Было так непривычно. Узнавали на каждом шагу.

vr-5

— Первые съемки чем запомнились?

— Ну, во-первых, Таллинн запомнился. Мы два месяца жили в Прибалтике, которая уже тогда приравнивалась к загранице. Ты что! Там была пицца, продавалась жвачка… Оттуда я привез свой первый скейт-борд, купленный на гонорар, широкие штаны с накладными карманами для брейк-данса. Вообще все воспринималось больше не как работа, а как развлечение.

Правда, Георгий Дмитриевич (Юнгвальд-Хилькевич. — Авт.) орал на меня будь здоров. Помню, случай забавный был у меня с моим партнером по фильму, известным дрессировщиком Юрием Куклачевым. В Одессе, на Одесской киностудии, где росли грецкие орехи, мы доснимали какие-то сцены. И вот звучит команда «Стоп!», и режиссер говорит Куклачеву: «Все, на сегодня вы свободны. Меняем свет, следующая сцена — крупные планы Марьянова».

И вот, пока свет меняли, Куклачев подзывает меня: «Дим, слушай, пойдем за орехами. У меня зрение не очень, давай я буду палкой сбивать их, ты собирай, а потом поделим». В общем, набрали мы целый мешок орехов и давай пробовать. А они молочные — вкуснотища. Тут открывается дверь павильона, и режиссер командует: «Дима — в кадр».

Я захожу, и Георгий Дмитриевич, глядя на меня, произносит в «матюкальник» (громкоговоритель. — Авт.): «Спасибо, смена закончена». Я стою, ничего не понимаю. И тут он на весь павильон: «Марьянов — му…к!» Я нажрался грецких орехов, и у меня все сделалось черным: язык, губы, руки. Пришел человек на крупный план сниматься. (Смеется.)

— В фильме «Выше Радуги» за тебя пел тогда еще никому не известный Владимир Пресняков.

— Да, пел Пресняков, а озвучивал Дмитрий Харатьян, потому что я не мог озвучивать себя сам с такой дикцией, иначе этот процесс продлился бы Бог знает сколько. А с Володькой Пресняковым мы познакомились на съемках — он приезжал на площадку. Это были его первые шаги как певца. Кстати, именно он увлек меня брейком. После съемок фильма я приехал в Москву, мы созвонились, и он отвел меня в студию на улице Правды, где мы начали заниматься брейк-дансом.

vr-4

Но не только Алик говорит не своим голосом. За Юрия Куклачева, исполняющего роль Ивана Ивановича, говорит Михаил Кононов, известнейший советский актер, сыгравший в великом множестве фильмов — «Начальник Чукотки», «Большая перемена», «Начало», «Гостья из будущего» и других.

За Ольгу Машную говорит Ольга Громова актриса, озвучившая множество фильмов, в том числе такие известные как «Тайна третьей планеты» (Алиса), «Москва-Кассиопея»-«Отроки во Вселенной» (Варвара Кутейщикова)

За Татьяну Басову (Светлана Михайловна, Сирена) говорит Инга Третьякова, актриса и певица
Спустя два года зрители вновь увидели Марьянова, но теперь уже совершенно в противоположной роли. В жестокой психологической драме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна»…

Партнершей Димы Марьянова стала 12-летняя Катя Парфенова. Впоследствии Катя снялась еще в нескольких фильмах, но актрисой не стала. В 1989 году она поступила на факультет кибернетики МИФИ.

На первом курсе Катя участвовала в международном конкурсе красоты среди студенток «Мисс Мира Университет», где, к гордости России, заняла первое место. В 1992 году она по приглашению модельного агентства Марилин Готье уехала в Париж, где год работала фотомоделью. В настоящее время Катя живет в Нью-Йорке.

В эпизодических ролях в фильме сыграли известный клоун Куклачев, Наталья Ветлицкая (снялась в роли с кошкой)

Несомненно, одним из «главных действующих лиц» фильма стала изумительная, потрясающая, окрыляющая музыка Юрия Чернавского. Его песни на слова поэта-песенника Леонида Дербенева очень органично вошли в фильм и стали его неотъемлемой частью.
После выхода «Выше радуги» на телеэкраны практически все песни из этого фильма стали хитами.

И к Преснякову пришла бешеная популярность. Однако особой любовью в среде тинейджеров пользовались исполненные необычайно чистым фальцетом песни «Зурбаган» и «Спит придорожная трава».

Как признавался позже Пресняков, «Зурбаган» настолько полюбился зрителям, что вместе со «Стюардессой по имени Жанна» стал для него «настоящим проклятием»!

Видеоклип на песню «Острова» вскоре был показан в телепередаче «Утренняя почта».
Увы, некоторые песни в оригинале можно услышать только в фильме. Так, ни на одном из старых дисков нельзя найти песен «Кот в мешке» и «Фотограф». Нельзя послушать на виниле и песню «Стеклянный мир» в исполнении Боярского и Вики Врадий.

По музыкальным итогам 1986 года две песни Юрия Чернавского – «Робинзон» и «Белая дверь» – были названы лучшими в СССР. Сам же композитор занял вторую строчку (после Раймонда Паулса) в списке лучших советских популярных композиторов.

Украшением фильма помимо песен стали яркие и необычные костюмы. Вот что говорит по этому поводу ведущая программы «Fashion News» на Одесском ТВ Юлия Мигицко:

– Моя мама, Татьяна Николаевна Мигицко, 14 лет проработала художником по костюмам на Одесской киностудии. Очень запомнилась мамина работа в фильме «Выше радуги». Я видела, как создавались костюмы сирен, сказочных полуженщин-полуптиц.

А что главное у птиц? Перья! И вот мама с птицефабрики привезла целый мешок перьев, которые после санобработки красились в бирюзовый и зеленый цвета. Вручную мама и ее ассистентки пришивали и приклеивали к костюмам перья, бусинки, и получились очень яркие и воздушные наряды. Их надевали девочки из Таллинского хореографического училища.

Мне тоже посчастливилось «засветиться» в нескольких эпизодах фильма «Выше радуги» в костюме сирены. Было мне тогда лет 12, но я отлично понимала, какой это кропотливый ручной труд, ювелирная работа, а результат – уникальный костюм.

За такую ручную работу во Франции сегодня Франсуа Лессаж, главный «декоратор» кутюрной одежды Лакруа, Гальяно и Готье, получает как минимум 2-3 тысячи долларов за одно платье, которое потом продается за 50-80 тысяч долларов.

Съемки фильма проходили в Таллине в 1985 году, а озвучивание – в Одессе.
Премьера «Выше радуги» состоялась на центральном телевидении в первомайские праздники 1986 года. Ну а через несколько дней в прессу стала просачиваться информация о Чернобыльской катастрофе…

ДМИТРИЙ МАРЬЯНОВ
vr-6

ОЛЬГА МАШНАЯ
vr-7

ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН
vr-8

ЕКАТЕРИНА ПАРФЕНОВА
vr-9

ЕЛЕНА АМИНОВА
vr-10




Фильм Карена Шахназарова «Курьер». История съемок

Катя – избалованная профессорская дочка. Иван – юноша из малообеспеченной семьи, готовый пить французские духи и приписывать себе стихи Пушкина, чтобы поразить Катино воображение. Именно эти типажи увидел зритель, когда на экраны вышел фильм Карена Шахнозарова «Курьер». На Московском международном кинофестивале 1986 года председатель жюри Роберт де Ниро был поражен игрой Федора Дунаевского сыгравшего Ваню. «Этот парень далеко пойдет, – сказал де Ниро, – Его непременно нужно отметить». Но советская часть жюри с мэтром не согласилась. Дунаевский так и остался без высокой награды.

Курьер в будущее

5581827

Вначале была повесть. И тоже под названием «Курьер». И ее авторство принадлежало опять-таки Карену Шахназарову. В 1982 году «Курьера» напечатали в самом популярном в те годы журнале – «Юность». Шуму эта публикация наделала немало: автору тысячами стали приходить письма.

– И тут, ко мне обратился тогда еще совсем молодой режиссер Андрей Эшпай, – вспоминает Карен Шахназаров. – Андрей сказал, что прочел повесть, она ему очень понравилась и он хочет снять по ней фильм. Я возражать не стал. Но на студии Горького «пробить» сценарий так и не удалось. Многочисленные редакционные коллегии требовали по большей части одного: сделать героя «более социалистичным».

Вспомнили о сценарии несколько месяцев спустя. За это время к власти пришел Михаил Горбачев. Ветром перемен руководству «Мосфильма» надуло идею предложить Шахназарову самому экранизировать свое произведение, хотя главный герой «Курьера» чиновникам по-прежнему не нравился.

Случайные типажи

Теперь перед режиссером стояла еще одна непростая задача. Найти исполнителей на главные роли. На пробы тогда съехались сотни десятиклассников и первокурсников, но никто из них Шахназарову так и не приглянулся. Хотя на главные роли претендовали известные сейчас актеры – Алена Хмельницкая и Дмитрий Певцов. Вскоре случай помог режиссеру найти исполнительницу роли Кати.

– С Настей получилась забавная история, – смеется Карен Шахназаров. – Она из киносемьи. Ее папа – Николай Владимирович Немоляев – работал со мной на «Курьере» оператором. А Настя в это время только-только заканчивала школу, и никаких планов сниматься в кино у нее не было. Однажды мы пробовали на главную роль двух ребят; девушки, которые должны были помогать им, как говорится, «подавать реплики», почему-то не пришли. И вдруг я вспомнил про дочку Коли Немоляева. Коля тут же позвонил Насте, попросил зайти. Она пришла и помогла парням отыграть. В результате я ее тут же утвердил на роль. А вот тех мальчишек – нет.

5581820

Вскоре именно Настя привела на площадку бывшего одноклассника Федора Дунаевского. Однако и тут не обошлось без проблем. Увидев пробы, члены худсовета в один голос стали возмущаться, что Дунаевского снимать нельзя. «Да вы посмотрите на него, – говорили режиссеру. – Этот парень профнепригоден!» Но Шахназаров стоял на своем. В итоге возмущенные критики сдались. Режиссеру дали карт-бланш, памятуя о его прошлых заслугах – двух успешных фильмах: «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх».

– Нравится – снимай, – сказали мне, – заключает Шахназаров, – но если провалишься, пеняй на себя!» Но ни о каком провале речи быть не могло. После первых же сцен я понял, что правильно выбрал главного героя. В Федоре было ощущение поколения. Так он мог мне заявить: «Эта реплика у вас неправильно написана. Ее надо вот так сказать!»

Критический подход

Конфликтовал Дунаевский и с Инной Чуриковой, игравшей маму Ивана: «Она на площадке такая задумчивая, это мешает.» У Анастасии Немоляевой сложились прекрасные отношения с экранным папой Олегом Басилашвили. Зато родной отец, оператор картины, нередко делал ей замечания: «Зря ты ешь мороженое! Щеки в кадре будут круглыми».

Так что работа над имиджем героев проходила непросто. «Меня заставили надеть панаму, – вспоминает Федор. – Хотя я сопротивлялся. Куртку навязали страшную – я бы такую в жизни не надел. Но у режиссера была задумка: Иван должен выглядеть странно. Пришлось подчиниться».

С нарядами профессорской дочки Кати дело обстояло еще сложнее. – У меня модных вещей было мало, – рассказывает Анастасия. – Что-то приносил Карен Георгиевич. Красно-черный наряд, в котором я прихожу на первое свидание, он, насколько я помню, взял у супруги. А бежевый свитер, в котором прогуливаюсь возле МГУ, привезла из Франции папина приятельница.

Подыскивая актеров для участия в сценах молодежных тусовок, Карен Шахназаров обратился в… милицию.

– На съемки финала съехалась вся местная шпана, – рассказывает режиссер. – В какой-то момент я отвлекся, а через секунду обнаружил, что все исчезли. Потом выяснилось: побежали с кем-то драться. Вернулись с побитыми физиономиями. Но ничего, синяки замазали, продолжили работу.

Картину сняли довольно быстро. Дунаевский настолько точно вжился в роль, что в первую же съемочную неделю принялся импровизировать. «А можно я вас буду папой называть?» – эту фразу, адресованную герою Олега Басилашвили, Федор придумал сам.

Круче Тома Круза

Однажды площадку «Курьера» навестил первый секретарь Московского комитета партии Борис Ельцин. Когда директор студии потребовал ознакомить первого человека Москвы со съемочным процессом, Шахназаров растерялся: он уже завершил съемки. «Так делай вид, что снимаешь! – приказал директор. «Я вызвал актеров, – вспоминает Шахназаров. – И мы изображали процесс. Пленку тратить не стали, работали с незаряженной камерой. Ельцин посмотрел декорации, сказал: мол, жизненно».

– А как-то на «Мосфильм» с делегацией «Совэкспортфильма» пришел Том Круз, – поведал Дунаевский. – Ему сказали: «Том, твой последний фильм смотрели 10 миллионов человек, а фильм этого парня – 50 миллионов». А в Америке актеры получают деньги с проката. Он в уме подсчитал и говорит мне: «О, вы богатый человек!» А у меня зарплата была 140 рублей. Я долго смеялся…

После выхода «Курьера» на актеров обрушилась популярность.

На рядовых показах в кинотеатрах люди не уставали аплодировать. Это немало поразило тогда создателей картины. Письма от поклонников шли нескончаемым потоком. Больше всего их получали, конечно же, исполнители главных ролей.

– Мы с папой жили на втором этаже, и по ночам ребята орали под окном песни под гитару. Спать было невозможно. По вечерам мне приходилось передвигаться по комнатам на четвереньках, чтобы поклонники не увидели в окно, что я дома, – вспоминает Немоляева.

– Письма приносили целыми мешками. На все ответить я, конечно же, не могла. Писали даже из тюрем, из армии. Кто-то придумывал продолжение истории. Видимо, уже тогда в людях была сильна подсознательная любовь к сериалам.

Присылали подарки, сувениры, из Таджикистана я получала ароматные дыни. Ну и признания в любви были, само собой. Честно скажу, никогда до этого такого внимания со стороны молодых людей я не ощущала.

Незнакомые подростки выслеживали меня и по вечерам пели под окнами серенады. От этих знаков внимания страдали все мои соседи. Продолжалась эта истерия несколько лет. Я в то время жила недалеко от «Мосфильма» и по вечерам, когда возвращалась домой на троллейбусе, часто понимала, что за мной кто-то следит. Поэтому порой даже приходилось путать следы, чтобы поклонники не узнали, где я живу: я заходила на «Мосфильм» через проходную, а потом выходила через другой выход. Хотя один раз какой-то безумный наркоман меня все-таки выследил. На следующий день штурмовал мою квартиру, пытаясь выбить дверь. Мне тогда даже пришлось вызвать милицию».

Фильм Карена Шахнозарова «Курьер». История съемок

СПРАВКА

* за год фильм «Курьер» посмотрели около 50 миллионов человек

* награды: специальная премия на Московском международном кинофестивале (1987 г.), приз жюри за лучший фильм для юношества на Всесоюзном кинофестивале (Тбилиси, 1987 г.), Госпремия РСФСР имени братьев Васильевых в 1988 году

* Любимая сцена Федора Дунаевского – сон Ивана, где тот в белом фраке получает Нобелевскую премию, – в фильм не вошла. Сцена снималась в ДК МГУ, в массовку пригласили 300 человек, женщинам выдали бриллианты. Но режиссер посчитал, что сон говорит о тщеславии героя, а Иван не должен быть тщеславным

* Недавно создателям «Курьера» предложили снять продолжение фильма. У сценариста Александра Бородянского по этому поводу возникли сомнения: «Как сделать, чтобы Иван и в продолжении остался таким, как был? Грустно, если в юности человек был героем, а потом превратился в обывателя…»

 Фразы из фильма

* Наше поколение хочет знать, в чьи руки попадет воздвигнутое нами здание? 

* Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодежь. 

* А молоко он все равно будет пить из банки! Хоть кол на голове теши! 

* Мы все перебесимся и станем такие же, как вы. 

*– Вы кто?

– Курьер.

– Вот именно, что курьер… Из-за вас, господин курьер, я потерял три часа драгоценного времени.

– Вот ваша рукопись.

– Кать, проводи молодого человека до дверей.

– Спасибо. Я не тороплюсь. Вы знаете, я с удовольствием бы выпил чашку чая, и слопал бутерброд с сыром.

– Но я же говорила, что он сумасшедший.

– А че я сумасшедший? Я ж не прошу у вас  сто рублей взаймы… Человек голоден. Просит чашку чая и кусок хлеба! Чего тут такого?!

– Катя, пожалуйста, проводи молодого человека на кухню и дай ему стакан чая… И бутерброд.

5581824

ИСТОЧНИК

Саундтрек
Песни
«212-85-06» — группа «Аквариум» (из альбома «Дети Декабря»)
«Гололёд» — группа «Машина времени» (из альбома «Реки и мосты»)
«Трава у дома» — группа «Земляне» (из альбома «Трава у дома»).
«Соловей» — романс на музыку Алябьева, слова Дельвига.
«Always Somewhere» — группа «Scorpions» (из альбома «Lovedrive»).

Композиции
«Курьер» — Эдуард Артемьев (композиция записана на FM-синтезаторе Yamaha DX7)
«Rockit» — B.T. & The City Slickers (обработка классического трека Херби Хэнкока) (звучит по ходу фильма и в финале, когда молодёжь танцует на улице брейк. Эта версия трека выпускалась лишь один раз в 1984 году на американском сборнике «Electric Breakdance»)
«Костёр» — «Машина времени» (главный герой наигрывает на гитаре, перед тем как спеть дуэтом с мамой «Траву у дома»)
«Say You’ll Never» — Lian Ross
«Shannon’s Eyes» — Giorgio Moroder & Paul Engemann
«Somebody» — Bobby Orlando

Отличия от книги
Экранизация весьма близка к тексту книги. Есть небольшие отличия.

В книге присутствует второстепенная сюжетная линия о писателе-фантасте, которая не отражена в фильме.
В книге есть очень яркое и красочное описание сна Ивана, способствующее пониманию сложного духовного мира главного героя, — но в фильме эта сюжетная линия практически не отражена.
В фильме после предложения спеть «Соловья» Алябьева его исполняет Иван Мирошников вместе с гостьей профессора Кузнецова (играет оперная певица Лариса Курдюмова). В книге романс начала петь Катя, но с перевранными словами: «Соловей мой, соловей, Ты мой чертов Бармалей!.. Соловей мой, соловей! Чтоб ты сдохнул, Бармалей!»
Когда профессор Кузнецов спрашивает, чем собирается зарабатывать Иван, тот заявляет, что собирается писать стихи и декламирует известные любому школьнику строки: « — Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». В книге же менее известные стихи Пушкина — «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я…»
В фильме Иван приглашает Катю на тусовку со своими дворовыми друзьями — в книге этот эпизод отсутствует.
В фильме отсутствует эпизод, когда Иван после первого разговора с Катей по телефону включает магнитофон, за что получает нагоняй от соседей.
В конце фильма Иван встречается пристальным взглядом с демобилизованным воином-танкистом с обожжённым лицом и боевыми медалями на груди, вероятно, вернувшимся с афганской войны. В книге этого эпизода нет.
В фильме присутствует эпизод, когда Иван с Катей «хотят сделать ребёнка» после того, как Иван сказал профессору, что Катя в положении. На следующий день, когда Иван извиняется перед Катей, она врёт ему, что тоже уже сказала, что ждёт ребенка. Они ходят и ищут место, где бы им «это сделать». В книге же такого нет — Иван просто извиняется перед Катей за всё то, что сгоряча наговорил её отцу.
В фильме Катя просит Ивана больше не приходить к ней и не звонить, тогда как в книге Иван сам понимает, что больше они не увидятся.

Съёмки фильма
Фильм снят на плёнке Шосткинского п/о «Свема».

Поскольку съёмки фильма происходили в перестроечное время, для главной героини Кати Кузнецовой у съёмочной группы были сложности с подбором подходящего реквизита — модной и элегантной одежды. Ввиду этого актриса Настя Немоляева использовала свои вещи и жены Карена Шахназарова, Алёны Сетунской.

Места съёмок
Рассмотрение дела по разводу родителей Ивана в суде — 7-й Ростовский переулок, Ленинский районный суд. Сейчас он называется Хамовнический суд г. Москвы
Катание Ивана с Николаем Базиным на скейтборде — смотровая площадка на Воробьёвых горах.
Дом, где проживала Катя с родителями, — Бобров переулок.
Песчаный карьер, где Иван воображал себя индейцем, — карьер в Люберецком районе.
Молодёжное кафе — кафе «У фонтана» в Олимпийской деревне.
Спортивная площадка, где молодёжь танцует брейк, — Улица Довженко, рядом со школой № 1118.




«Служебный Роман». Вырезанные сцены из фильма

Первоначальная монтажная склейка фильма «Служебный роман» Эльдара Рязанова длилась 4 часа 40 минут. Но фильм должен был быть двухсерийным. Это была одна из причин, почему Рязанову пришлось жертвовать эпизодами и сценами. Большинство из них не сохранилось, но что-то можно восстановить по сохранившимся фотографиям.

Одна из самых известных вырезанных сцен — погоня внезапно ожившего товарища Бубликова за Шурой, очень ответственным профсоюзным работником. Помните этот момент, когда Бубликов пришёл на работу и увидел свой траурный портрет и венок. А дальше, можно сказать, незавершённый эпизод. Его вырезал уже на последнем просмотре. Это наверное единственный из вырезанных эпизодов, который сохранился.

YouTube Трейлер
Говорят, что во время одного из дублей Рязанов неожиданно прервал съемку, отвел Иванову в сторону, чтобы Щербаков ничего не слышал, и тихо сказал: «Как только он к вам приблизится — кричите что есть силы: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» Поглядим за его реакцией». Когда Иванова закричала свою здравицу, растерявшийся артист Петр Щербаков начал кланяться в разные стороны, приговаривая: «Спасибо за все, дорогие товарищи!» А Иванова еще и бросалась к нему на шею, осыпая поцелуями.

1111

Производственная гимнастика. Её в фильме не было.

2222

Вот тут мы плавно перешли к ещё одному вырезанному фрагменту. Точнее не к фрагменту, а к целой сюжетной линии. Помните секретарша Верочка постоянно выясняла отношения по телефону. Изначально семейные проблемы занимали Верочку на протяжении всего сценария. Ахеджакова на эту роль была утверждена без проб. Рязанов даже существенно изменил свою с Брагинским героиню из «Сослуживцев»: в пьесе она была юной хищницей, длинноногой красоткой, так что ее фэшн-наставления Калугиной выглядели не так забавно, как в фильме. И муж, с которым она выясняла отношения по сценарию был вполне реальный. На его роль изначально утвердили Михаила Светина. Он в кожаной куртке должен был рассекать по Москве на мотоцикле, что в исполнении Светина наверняка вызывало бы смех. Актер даже снялся в нескольких эпизодах, после чего Рязанов, не объясняя причин, отказался от его услуг и заменил на Александра Фатюшина.

3333

Фатюшин и Ахеджакова

По сюжету не только Верочка пыталась заново наладить порванные отношения путем разговоров о грязной сковородке, но и сам бывший муж. Он звонил ей, отвозил с работы на своём мотоцикле — всячески наводил мосты.

В эпизоде, где женщины с разноцветными зонтиками высыпают из дверей учреждения под осенний дождь, герой Фатюшина как раз и приезжал за Верой на мотоцикле. Он был в шлеме, а другой, для спутницы, висел на ручке его «железного коня». Наездник терпеливо ждал, пока Вера наговорится со своей подругой Аленой, а когда те, наконец, расставались — нахлобучивал шлем на Верину голову. В это время мимо проезжали поливальные машины. В первом дубле из-за этих машин случилась неприятность: в шлеме, который Фатюшин напялил на Ахеджакову, оказалось полно холодной воды, которая тут же полилась актрисе за шиворот.

4444
Уже было отснято немало сцен, когда вдруг на спектакле в Театре Маяковского нечаянно проткнули глаз копьем. Фатюшина отвезли в больницу, сделали операцию. Глаз удалось спасти, но сниматься дальше он уже не смог.
Но от всей роли остались только два крупных плана Фатюшина: растерянный (после опять же воскрешения Бубликова) и восхищенный (при виде преображенной Калугиной). Он здесь просто молодой мужчина из толпы, и его можно принять за одного из местных «статистов», так и не поняв, зачем для этого понадобился известный артист.

5555
Говорят что довольно большая роль была и у подруги Верочки — Алены. А в результате она свелась к крупному плану в самом конце первой серии, когда девушка по телефону узнает страшную тайну влюбленной Рыжовой.

ИСТОЧНИК




Людмила Гаврилова: «Ела пельмени на кухне у Циолковского»

Многие думают, что в Калуге жила и училась лишь одна известная актриса Тамара Семина. Да, Семина известная и популярная актриса. Но в нашем городе родилась и жила еще одна знаменитость. Пусть и не такая «крупная», но ее помнят по ролям в театре с Андреем Мироновым (с ним даже по утверждению самой Гавриловой был роман), в кино по фильмам «Мимино», «Тимур и его команда», «Артистка из Грибова», «Меня зовут Арлекино» и другим. В последнее время Людмила приобрела даже большую популярность, чем в семидесятые и восьмидесятые года. Случилось это благодаря таким сериалам, как «Солдаты», «Папины дочки», «Земский доктор». Но всплеск популярности случился благодаря роли Натальи, мамы Сергея Глухарёва в сериале «Глухарь».

«Женитьба Фигаро»

Людмила Гаврилова родилась 17 ноября 1951 года в
Калуге о которой она вспоминает так:

  «Я могу сказать с большой гордостью, что я жила в центре Калуги и училась в центральной школе номер 5. Это бывшая женская гимназия, где учились две дочки Циолковского. И самое интересное, что я училась в одном классе с правнуком Циолковского Сережей Сабуровым. Он был умен, но держался особняком со своим товарищем. Мы хулиганили, а они приходили и уходили всегда вдвоем.

Когда был юбилей школы меня пригласили, было большим сюрпризом, то что меня встречали, как героиню города. Я выступала в калужском Драматическом театре, перед театром на импровизированном помосте, автографы давала. А мои одноклассники ждали меня на банкете. Посидели, пообщались и уже было пол второго ночи, стали мы расходиться и вдруг подходит ко мне Сережка Сабуров и говорит. «Люсек, вот скажи мне, ты до Москвы годы прожила в Калуге. Ты когда-нибудь была в доме-музее Циолковского? Я говорю, нет. – Надо исправлять ошибки юности». Мы с ним садимся в машину и едем ночью в этот дом старинный. Сережа позвонил охраннику, нас пустили… это было безумно интересно. Ночью, когда никого нет смотреть комнату где жил Циолковский, сидеть на его кровати. Я держалась за старинную ручку двери, все космонавты, приезжавшие в Калугу терли её на счастье. Сережа мне говорит – пошли на кухню. И на этой самой кухне в доме Циолковского он отварил мне пельмени. Мы выпили запотелой водочки… кто бы мог подумать, ночью, пельмени, водочка на кухне в доме ученого. Замечательные приключения.

Со Спартаком Мишулиным

Моя мама директор детского сада, а папа работал в наземной авиации. И когда мама забеременела, тогда же УЗИ не было, папа ей сказал: «Значит так, если мальчик, то только Слава. А если девочка называй, как хочешь». Я родилась, и мама захотела назвать меня Марией. Папа пришел в роддом и написал записку: «Аня! Любимая!! Поздравляю тебя с Людмилкой!!! Благослови на обмывание…».

В шесть лет я пошла в музыкальную школу, которую благополучно закончила. У нас дома было фортепиано на котором играла старшая сестра Нина и я так загорелась, тоже очень хотела научиться. Мне было интересно, но во дворе меня постоянно ждали, я детворе концерты устраивала. Телевизора тогда не было, радио только, по которому Рина Зеленая рассказывала детские рассказы. Я выходила во двор и подражая голосу актрисы пересказывала только что услышанную сказку. Но музыкальную школу все же окончила на четыре и пять. Получив диплом я протянула его маме – вот, это тебе!

В школе мне было трудновато с такими предметами, как физика, химия. Любила литературу, русский язык. Помню, когда мы Есенина проходили я выучила его «Снова выплыли годы из мрака…», я с этим стихотворением потом в институт поступала.

С Александром Ширвиндтом

Помимо музыки я ходила в дом пионеров, в драматический кружок, в который проходила до десятого класса и потом поехала уже поступать в Москву.

Вступительные экзамены на актерские факультеты совпадали с выпускными в школе. Из Калуги, где жила семья, до Москвы электричка шла больше трех часов. По пути туда я повторяла басни и стихи, которые должна была читать перед приемной комиссией, возвращаясь домой, готовилась к очередному экзамену в школе. Если не успевала на последнюю электричку, ночевала на вокзале (маме врала, что осталась у новой подружки). Утром умывалась, чистила одежду в привокзальном туалете, садилась на первый поезд до Калуги и прямо с перрона — в школу».

В 1968 году Людмила закончила школу и поступила
учиться в Театральное училище им. Б.В. Щукина на курс Т.К. Коптевой. На
последнем курсе учебы Людмила принимает участие в дипломном спектакле «Окно» по
пьесе Ж. Фейдо в постановке В.Г. Шлезингера.

С коллегами. Людмила между Державиным и Ткачуком

В 1973 году Людмила Гаврилова закончила училище и
была принята в Московский академический театр Сатиры.

«Своего жилья в Москве у меня не было, я из Калуги. В начале 80-х руководство театра написало бумагу с просьбой помочь мне в решении жилищного вопроса. А к чиновникам я ходила в компании с Александром Ширвиндтом и Андреем. Миронов взял инициативу в свои руки, и главный начальник «сдался». Через неделю я получила ордер на эту трехкомнатную квартиру» — рассказывает актриса.

С 2006 года – педагог, преподаватель актерского
мастерства театрального училища им. Щукина.

В 2007 году ей было присвоено звание Заслуженная
артистка РФ.

В 2010-2011 годах – ведущая утреннего канала «Настроение» на ТВЦ.

«Глухарь»
«Артистка из Грибова»
«Мимино»
«Тимур и его команда»



Евгения Добровольская: «НЕ ВЕРЬТЕ ИНТЕРНЕТУ!»

Талантливая актриса Евгения Добровольская, снимающаяся сейчас в ставшем известным калужанам сериале «Шериф» только для нашего издания дала интервью между съемками.

Евгения, здравствуйте. В первую очередь хочу поздравить вас с рождением четвертого ребенка. По-моему шестого февраля у вас было прибавление в семействе. Я читал, у вас уже четверо сыновей?

Почему четверо сыновей?

Я читал…

Вы читали, просто не те вещи… Весь этот интернет, хваленый… не знаю. У меня дочка родилась, так что у меня три сына и дочка.

Как назвали?

Настя.

1

Перейдем к вашей работе в сериале «Шериф». Пока что очень мало информации об этом проекте, расскажите о нем.

Я думаю, что глупо рассказывать сюжетные линии сериала, пересказывать. Это детективная история, это милицейский сериал, которых у нас очень много и все они похожи друг на друга и есть только интерпретации в каких то малых отступлениях. Так что особо отличаться от всего может быть он и не будет. Ну, хотелось бы, что бы он отличался более особой человечностью, вот и все.

Вы играете сотрудника милиции. Что вы привнесли в свою роль?

Вы знаете, опять таки я еще раз повторюсь, что все милицейские сериалы похожи друг на друга. Обычно женщины-милиционеры они достаточно жесткие, такие упрямые. Не знаю, мне хотелось бы сделать нечто другое, то есть я пытаюсь сделать ее более женственной, более человечной. Хотя профессия и должность обязывает, да? Она майор милиции и начальник отдела, поэтому это обязывает к какой то жесткости. Но мне все равно хотелось ее сделать, прежде всего, женщиной, матерью, которая не видит свою дочку, которая страдает от этого немножечко. С другой стороны, ничто человеческое ей не чуждо и желание личного счастья, как всегда у нас у женщин. А больше ничего добавить не могу.

Судя опять же, по интернет источникам вы сейчас очень востребованная актриса, снимаетесь аж в пяти проектах – это: «Любовь на колесах», «Иванов», «Громозека», «Беляев», «Москва, я люблю тебя». Раскройте тайну. Может, опровергните или согласитесь?

Нет, все названия правильные. Все перечисленные картины имеют место быть. Ну вот «Любовь на колесах» она все никак не выйдет. По-моему ее смотрит только продюсер и радуется. Совершенно замечательное произведение, это комедия и там серий двадцать, мне будет очень жаль, если картина не выйдет никогда или останется только у продюсера. Там просто замечательная компания. Мы играем с Ваней Охлобыстиным, разведенных мужа и жену. Это очень смешно, я считаю. Мне работалось там прекрасно.
Картина «Иванов» снята по Чехову, замечательный по актерскому составу фильм. Судите сами, Алексей Серебряков в роли Иванова, Богдан Ступка в роли Лебедева и Екатерина Васильева, и я в роли Бабакиной. Кто там еще… Эдуард Марцевич, Владимир Ильин, просто «богатый» актерский состав, с которым было потрясающе работать, интересно. И режиссер Вадим Дубровицкий, которых всех собрал. Но опять, же не знаю, когда эта картина выйдет. А откуда у вас такие сведения, наверное, опять из интернета?

Признаюсь. Да.

Я не знаю, я не верю интернету. Там далеко не все правда, выкладывается информация, которую надо постоянно проверять.

Вот я и проверяю у вас.

Ага… В данном случае мне хотелось бы верить, что когда ни будь выйдет и «Любовь на колесах» и фильм «Иванов» и все посмотрят и увидят эту небывалую красоту. Что вы там перечислили, какие картины?

«Громозека», «Беляев»…

«Громозека»… мы еще не до сняли вообще, потому что кризис. Но это, тоже замечательная работа, режиссера Владимира Кота.

2

То есть вы, снимаясь в «Шерифе» успеваете сниматься в других проектах, так?

Я не скажу, что вот так вот туда сюда бегаю, бегаю. У меня в «Шерифе» достаточно локальная роль, вот здесь у вас снимаем (наш Дворец Пионеров, киношники превратили в УВД). Съемки они же, понимаете… Вот есть объект. Его надо отснять, ровно столько сколько у моего персонажа в этом объекте съемочных дней, поэтому это не значит, что я мотаюсь и бегаю. Вообще я стараюсь не набирать себе много проектов, что бы параллельно не сниматься. Когда снимается кино, там обычно это вопрос нескольких дней, то есть даже если у меня главная роль, то вся съемка может занять у тебя десять, четырнадцать дней. Все можно распланировать, все успеть.
Так же у меня в театре начались репетиции. Сейчас репетиции «Вассы Железновой» с режиссером Львом Оренбургом из Питера, поэтому я достаточно плотно сейчас занята в театре. До сих пор играю во МХАТе, чему несказанно рада.

Мне безумно нравится фильм Говорухина «Артистка», где вы играете главную роль. Можно сравнить судьбу героини с вашей? Вы похожи?

Нет, конечно, мы не похожи ничем. Дело в том, что я пыталась ее очеловечивать. Сценарий это одно, а судьба это другое. Какая у нее судьба… Я снимаюсь в кино с детства и востребована в театре тоже с детства, в отличие от моей героини, которая к тридцати — сорока годам не востребована, то есть ничего у нас с ней общего быть не может.

Значит, интернет опять врет.

Абсолютно.

Судя по публикациям…

Господи, какая глупость. А что я только к сорока раскрутилась?

Нет, там дело в следующем. Писали, что у вас тоже были периоды простоя, тяните на себе детей и мужья не помогают.

Ну, просто вот умираю, как исстянула на себе детей. Дети это наше счастье, это наше богатство. Как же их можно тянуть. Они наша радость и все, что мы делаем в этой жизни, это все для них. Кто говорит вам, что это я занимаюсь лишь своей карьерой? НЕ ВЕРЬТЕ. Никакая карьера, если она не поддержана во благо ближнего, не состоится, никогда. Никто ничего не тащит и мужья по мере своей совести помогают, когда им надо и дети уже взрослые, старшие, поэтому они уже сами собой занимаются. Старший сын работает, средний сын уже снимается в кино. То же сам себе зарабатывает, что то. Маленький пошел в первый класс, он не работает, но он прекрасен.

3

Никита, ваш сын…

Нет. Никита не мой сын, Никита старший Мишин (Михаила Ефремова) сын.

А, вот я знаю, что он недавно был принят в труппу Галины Волчек…

Да, да, да. А наш сын с Михаилом, Николай вот он только поступил в театральный институт, но уже успел сняться в сказке студии «Дисней продакшн». Этой осенью выходит эта картина, «Город мастеров», по-моему, так называется. Скоро мы это все увидим, я с нетерпением жду. Очень ответственно, когда твой ребенок снимается в кино в одной из главных ролей. Интересно нам с папой посмотреть на это.

То есть с Михаилом Ефремовым вы в теплых отношениях до сих пор. Вы работали вместе в «Иронии судьбы» и в «Артистке», снятых к тому же в одно и тоже время.

Мы все время работаем с ним вместе, не прекращали работать. И вообще у нас с ним все хорошо.

Опять же где то читал, что если вы вместе заняты на одной площадке, то доходило до ссор, прямо во время спектакля.

Да, конечно, но это было, когда мы были женаты. У нас очень бурная жизнь была и продолжается, мы доставляем друг другу радость общения. Не только по поводу нашего сына, но и каких, то общих проектов. Опять таки интернет врет, если что…

4

То, что вы снимаетесь в сериале «Шериф», это подтверждение вашей дружбы с режиссером Александром Муратовым. Вы у него не однократно снимались. Допустим в картине «Королева Марго».

И «Королева Марго» и «Моонзунд» и «Бульварный переплет». А также скоро выйдет прекрасный фильм, называется «Умница, красавица». Премьера будет на первом канале, четыре серии, по-моему. Утверждаю, это хорошее произведение и для женщин будет радостный фильм. Я снимаюсь у Муратова с семнадцати лет, поэтому, если есть в сценарии женская роль, то почему не я.

Кто из режиссеров кино и театра оказал на вас наибольшее влияние? Кто для вас самый авторитет?

Авторитетов, как таковых нет. Помимо отцов основателей, Станиславского и Немирович-Данченко, а так же Ефремова, Товстоногова. Мэтры театральные, которые столько сделали для театра, для реформ театра, процветания и очень жаль, что их нет с нами. Олег Николаевич… Глыба, человечище, такой космос невероятный. У него были и враги, потому что он был достаточно демократичный. Но он был доступен… Доступен, это так важно. С ним можно было говорить, так жалко, что его сейчас нет. Говорить в общем, не с кем.
Очень жалко, что так мало продолжателей в нашей стране. Жаль, что сейчас молодые режиссеры, считают, что они выходят с каким то новым искусством на сцену, используя при этом мат, голых, раздетых людей, тем самым Станиславского не чтут. На самом деле они его не читали, не уважали. И не знают, что в театре, прежде всего, требуется катарсис, очищение души.
Но я уже говорила, что сейчас работаю с режиссером Львом Оренбургом и вот он как раз последний ученик, последнего курса Товстоногова. У него прекрасная школа, режиссерская. Требования к актерам совершенно иные. Я без этого, скучала, это настоящая профессиональная работа.
Надоели эти говорящие головы на экране, которые кивают вслед своему тексту, а за этим ничего не стоит. Жалко смотреть не плохие фильмы, когда вроде бы и артисты хорошие, а за их игрой ничего не увидел. Никакого потрясения и душа твоя не подвинулась в сторону того, что бы улучшиться или задуматься. Это вот все к чему призвано искусство. Ну вот, а мы с вами говорим о сериалах, о масс-медиа, чему мы все служим. Но это способ заработать с другой стороны.

5

Евгения, ваш перерыв в съемке видимо завершается, удачи вам в теле-кино, проектах…

И на радио тоже. Я люблю на радио работать.

Вот как? Тогда интервью не завершается.

Я записываю на радио «Культура» спектакли, сказки для детей на радио «Россия». Мне все это очень нравится. У нас, кстати, в Москве стало очень модно слушать радио «Культура», по которому идут радио-спектакли. Мне нравится, когда народ в машинах слушает такие постановки. Ни какую нибудь, там ересь, попсу, а именно спектакли. Это так приятно.

Спасибо, еще раз и успехов.

Сергей Сычев 10.11.2009