Несмотря на то, что российские исполнители не раз пытались прорваться на зарубежный музыкальный рынок, почти никому это не удалось. Единственной и уже почти забытой группой достигшей колоссального успеха во всем мире и даже на таком важном рынке, как США — дуэт t.A.T.u. Произошло это в 2002—2005 годах. Поэтому о них, как и об успехе в чартах Европы электронного проекта P.P.K., группы ВИА Гра, Алсу и Серебро, а так же о песне группы «Руки вверх» в версии ATC, я здесь писать не буду. Вспомню обо всех случаях попадания наших артистов и песен в хит-парады, когда еще был жив СССР.
В июле 1962 года по-всесоюзному радио прозвучала новая песня Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина в исполнении Майи Кристалинской «Пусть всегда будет солнце». Год спустя песня занимает первое место на фестивале «Сопот-63» в Польше. Советский союз представляла Тамара Миансарова. А в 1964 году песня попадает в шведские чарты. Произошло это не без помощи будущего продюсера и участника группы ABBA Стига Андерсона и Бьорна Ульвеуса. Тогда Бьорн был участником фолк-группы «Hootenanny Singers». Издатель Стиг Андерсон «подсунул» им советскую песню с собственным текстом на шведском. Названая, как «Gabrielle» достигла пятого места в шведском хит-параде и 11-го в Svensktoppen. Это был первый случай, когда наша песня пробилась в западный чарт. Но никаких авторских композитор Островский не получил. Дело в том, что тогда наша страна не заключала контракты на передачу исполнительских прав с западными странами, а это означало, что песня никому не принадлежит! Авторские получал хитрый Стиг и музыканты «Хутенанни сингерс». Добавлю, что СССР присоединился к Женевской конвенции по защите авторских прав лишь в 1973 году.
https://www.youtube.com/watch?v=bXknmag9ubQ
А вот еще забавный момент. В 1965 году австралийская фолк-группа The Seekers сделала свою версию русской народной песни «Из-за острова на стрежень», которая в оригинале стала известной примерно в 1883 году. В переложении австралийцев песня получила новый текст под названием «The Carnival Is Over». В конце 1965 года песня на три недели возглавила британские списки. Сейчас тираж этого сингла превысил 1 410 000 экземпляров только в Англии. В Норвегии, Германии, Дании, Новой Зеландии сингл также был в хит-парадах. В США песня провалилась в чартах. Кавер версии песни делал Ник Кейв, и Boney M. В исполнении последних сингл достиг 11 строчки в Швейцарском хит-параде синглов.
В 1967 году германская фирма Eurodisc совместно с советской фирмой «Мелодия» выпускают сборник «Die Schönsten Russischen Volkslieder» («Самые красивые русские народные песни»). На пластинке были записаны: Ансамбль Советской армии с традиционной «Калинкой», Рада Волшанинова с романсом, Людмила Зыкина «В окне так мало света», Александр Ведерников, Хор имени Пятницкого и другие. Традиционные русские народные песни и романсы. Потрясающего результата эта пластинка достигает в Германии (ФРГ). Сборник возглавляет национальный хит-парад, в десятке лучших остается двадцать недель. В общей сложности пластинка пробыла в немецком чарте — 56 недель!
А вот и еще один момент, когда авторы не получили денег за успех своей мелодии на Западе. В 1924 году композитором Борисом Фоминым для певицы Тамары Церетели был написан романс «Дорогой длинною…», которую у нас запретили в 1927 году, отчасти из-за того, что она стала популярна в исполнении певцов — эмигрантов. В 1962 году сыном эмигранта из России Юджином Раскиным был написан английский текст и песню «Those were the days» в исполнении самого Раскина услышал сам Пол Маккартни в одном лондонском клубе. Маккартни покупает все права на песню у Раскина (наследникам Бориса Фомина, естественно ничего). В 1968 году Маккартни ненадолго занялся продюсерской деятельностью, его знакомят с 18-летней певицей Мэри Хопкин, которая становится подопечной «битла». Сингл «Those were the days» стал дебютным для начинающей певицы. 25 сентября 1968 года «Those were the days» заняла первое место в британском хит-параде, сместив с вершины «Hey Jude» группы «Битлз», и продержалась в лидерах шесть недель! Это был первый случай в истории, когда лидерство в британском хит-параде захватила русская музыка. «Those were the days» стала популярной не только в Великобритании. Первое место сингл с русской мелодией занял в Бельгии, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Японии, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии!!! Второе место в США, Австралии, Австрии. Наконец, самым слабым результатом стала позиция номер 15 в Итальянском хит-параде. Тираж сингла достиг в 1969 году отметки в восемь миллионов!
Небольшое отступление. Наша классическая, симфоническая, академическая музыка всегда была востребована на западе. В этой статье мы упомянем факт беспрецедентный. 13 февраля 1972 года в британских альбомных чартах своего пика достигла пластинка Арама Хачатуряна с Венским Филармоническим оркестром «Спартак». Диск дошел до шестнадцатой строчки и оставался в TOP 50 15 недель. К слову, тогда списки популярности возглавляла пластинка Марка Болана и его T.Rex «Electric Warrior»! Чуть ниже Джимми Хендрикс, Джордж Харрисон, Джон Леннон, Led Zeppelin…
Следующий успех наших на Западе произошел в соседней северной стране, пусть небольшой, но успех был серьезный. Советская суперзвезда Алла Пугачева к 1984 году уже успела выпустить свои пластинки за рубежом. В ГДР, Болгарии, Чехословакии. Капиталистические страны выпустившие ее альбомы — Япония, Швеция и Финляндия. В Финляндии у Пугачевой вышло два сборника, но только третий альбом под названием «Soviet Superstar» вышедший в сентябре 1984 года имел успех. И вполне серьезный. В официальном хит-параде Финляндии альбом дошел до второй строчки, ниже оказались альбомы Kiss «Animalize», Tina Turner «Private Dancer», Iron Maiden «Powerslave», Stevie Wonder «The Woman in red», David Bowie «Tonight» и местные артисты. Всего альбом Пугачевой продержался в хит-параде 26 недель, в октябре сингл с песней «Миллион алых роз» достиг 14 строчки финского чарта. 12 декабря Алла Борисовна приезжает в Финляндию. К тому моменту альбом «Soviet Superstar» разошелся в этой стране тиражом в 25 000 экземпляров, что означает «золото» по продажам. Пугачева получает свой первый «золотой» диск, о чем оповестила советских граждан программа «Время».
В середине восьмидесятых, благодаря перестройке на Западе стали выходить пластинки советских рок-групп. Отсчетом этой истории можно считать двойной альбом «Red Wave» изданный в США Джоанной Стингрей в 1986 году. С 1988-го года в Британии, Франции, Испании, Финляндии, Германии выходят альбомы групп «Браво», «Кино», Ва-банкъ», «АукцЫон», «Круиз», Shah, E.S.T., «Центр», «Звуки Му», «АВИА», Сергея Курехина, «Гражданская оборона». Но эти альбомы не имеют коммерческого успеха и как следствие в хит-парады не попали.
В 1988 году крупнейший концерн CBS подписывает контракт на выпуск пластинки на западе лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова. В запись и промоушен пластинки были вложены огромные деньги. Продюсером диска стал знаменитый Дэйв Стюарт, половинка дуэта Eurythmics. Вторая половинка, певица Энни Леннокс записала бэк-вокал. Рэй Купер записал перкуссию, вокалистка «Pretenders» Крисси Хайнд, так же пела на диске. Клип на первый сингл «Radio Silence» появляется на MTV летом 1989 года. Радиостанции, которые крутят альтернативный рок, а так же радио с коммерческим рок-форматом, ставят песню в эфир. Итог: 19 августа песня дошла до 7 места в чарте Billboard Modern Rock Tracks (10 недель в списке) и 44 место в Billboard Album Rock Tracks (4 недели в списке). В другом чарте журнала для радио бизнесменов «The Gavin Report» «Album Tracks» песня достигла 27 места. Сам же альбом «Radio Silence» пробился в главный альбомный хит-парад Америки Billboard TOP 200 Albums второго сентября на 198 место и пробыл в нем две недели. Увы, потраченные миллионы вылетели в трубу, не помог рекламный видеофильм «Long way home» и участие в рейтинговом шоу Дэвида Леттермана. Всего куплено не более 100 000 дисков, в остальном мире пластинка осталась незамеченной.
Больше всего повезло группе, которая играла популярный «hair-metal» в духе групп Bon Jovi, Def Leppard. Московская группа Gorky Park («Парк Горького») родилась благодаря гитаристу Алексею Белову и прорывным способностям Стаса Намина. Он мечтал сделать из советской группы международных звезд. Кое-что удалось.
В 1988 году первый клип на песню «Fortress» показывается в Америке в шоу Дона Кинга. Группа подписывает международный контракт с крупной фирмой Mercury/PolyGram. Продюсер альбома знаменитый Брюс Фэйербейрн, он продюсировал альбомы AC/DC, Bon Jovi, Poison, Aerosmith, Scorpions, Kiss и других. Одну песню для альбома написали, спели на «бэк-вокале» и спродюсировали Джон Бон Джови и гитарист Ричи Самбора. Клип на первый сингл «Bang» поступает в ротацию на MTV и к концу лета достигает третьей строчки в хит-параде «Dial MTV», который составляется на основе телефонных звонков зрителей. 7 октября 1989 года «Bang» достигает 41 места в хит-параде Billboard Album Rock Tracks и остается в списках 4 недели. Дебютный альбом «Gorky Park» попадает в альбомный чарт 9 сентября на 133 место, а уже 30-го он достигает своей наивысшей позиции 80-е место в американском чарте. Впрочем, в списке 200 самых продаваемых альбомов Америки он оставался 21 неделю. В 1990 году второй сингл советской группы «Try to find me» впервые в истории попадает в главный песенный хит-парад Америки Billboard TOP 100. Песня достигает всего лишь 81 места. Все это позволило продать в США около полумиллиона дисков, а это почти «золотая» награда (в США пластинка с тиражом 500 000 награждается «золотой» сертификацией Звукозаписывающей индустрии Америки).
В Европе дебютный альбом пользовался большим успехом в Норвегии и Дании. В Норвегии альбом попал на девятую строчку хит-парада и оставался в нем 12 недель. Сингл с песней «Bang», там же дошел до пятого места и всего пробыл 9 недель.
Второй альбом группы не был выпущен в Америке, где к тому времени группы такого плана были оттеснены альтернативным роком. Но ему сопутствовал успех в Дании. Альбом «Moscow Calling» в начале сентября 1992 года попадает на вторую строчку официального альбомного чарта в Дании, сингл с заглавной песней активно ротируется на местных радиостанциях и музыкальных каналах и доходит до 9 строчки песенного чарта страны. Благодаря этому успеху диск попадает на одну неделю на 99 место в общий европейский хит-парад пластинок European Top 100 Albums влиятельного журнала Music and Media. Второй сингл с пластинки «Tell Me Why» получат активную ротацию на радио. Говорят, что тираж диска «Moscow calling» вне США составил 500 тысяч проданных экземпляров. Но подтвержденных данных я не нашел.
И последний успех советского артиста пришел в 1991 году. В ноябре 1988 года в Москву и Ленинград приезжает целый десант американских продюсеров и композиторов в рамках американо-советского музыкального саммита. С нашей стороны: Олег Газманов, Владимир Матецкий, Игорь Николаев, Виктор Резников, Давид Тухманов, Сергей Манукян, Александр Барыкин. С американской: Майкл Болтон, Синди Лопер, Дейзмонд Чайлд, Дайан Уоррен и другие менее известные. Американские и советские композиторы сочиняли совместно песни для пластинки, которую записали Синди Лопер, Патти ЛаБелль, Роберта Флэк, «Earth, Wind and Fire», «Animotion», «The Cover Girls». Альбом «Music Speaks Louder Than Words» вышел лишь в июне 1990 года и прошел незамеченным.
История получила новый виток, когда песня записанная на диске в исполнении трио «Cover Girls» «Don`t stop now» вместе с песней «Funk Boutique» была выпущена в виде сингла в 1991 году. Песня «Don`t stop now» не что иное, как написанная в 1988 году Тоддом Черни, Гарольдом Пейном и Виктором Резниковым. Правда вместе они над ней не работали, Резников из-за гастролей не успевал на саммит и успел лишь в последний день, когда уже все разбрелись. Удрученный этим обстоятельством, Виктор заходит в первую попавшуюся дверь и натыкается на Тодда и Гарольда. Времени уже нет и Резников демонстрирует им свою песню «Домовой», которую уже исполняли по-советскому радио и ТВ Михаил Боярский с сыном Сергеем и Виктор с сыном Андреем. Американцы забрали мелодию домой и сделали новую танцевальную аранжировку, написали английский текст. 19 января 1991 года песня Виктора Резникова «Don`t stop now» достигает 63 места в радио чарте журнала Billboard «Top 40 Radio Monitor», второго марта 91-го года песня достигает 8 места в чарте Billboard Hot Dance Music Club Play и остается в чарте 12 недель. В другом хит-параде Billboard 12-inch singles sales, который составляется на основе продаж пластинок с танцевальной музыкой, сингл «Funk Boutique/Don`t Stop Now» достиг второй строчки с 15-ти недельным марафоном по чарту!
Таковы первые попытки советских артистов внедриться на западный рынок, по крайней мере совсем незамеченными мы там не остались.
Отрывок из книги «Хит-парады в СССР». Купить за 108 р.