Радиола. Год 1990

24 декабря 2022 4:04

Документальный авторский цикл публикаций. На сайте Таблоид вы можете ознакомится с полным текстом всех выпусков, а так же послушать полную аудио версию. Артисты, события, явления в популярной музыке прошлого века. Год за годом. О чем приятно вспомнить и невозможно забыть.

1990

Год тысяча девятьсот девяностый.

Погиб Виктор Цой
Группа «Любэ»
Milli Vanilli — крупнейший скандал с «фанерой»
Depeche Mode «Violator»
Funk Metal

ПОГИБ ВИКТОР ЦОЙ
К 1990-му году группа «Кино» и Виктор Цой самая популярная рок-группа страны. В конце прошлого, 89-го, директором «Кино» становится недавно вышедший из мест не столь отдаленных, Юрий Айзеншпис. В шестидесятых он был промоутером первой известной советской рок-группы «Сокол». За валютные и другие коммерческие махинации был осужден и провел в тюрьме около 18 лет.

Цой и Айзеншпис

Сам Юрий Шмильевич, приписывал себе популярность группы (таких людей было много, тот же Андрей Тропилло или Алексей Вишня, которые писали альбомы «Кино»). То, что он сделал им шикарную раскрутку, делал концерты на высшем уровне, это все так. Но уже вышла пластинка на «Мелодии», группа снялась в «АССе», Цой в «Игле», альбомы «Группа крови» и «Звезда по имени солнце» получили массовую популярность. Так, что говорить, о том, что Айзеншпис сделал группу «Кино» популярной неверно.

В начале 90-го Цой и Каспарян едут в Америку, где презентуют фильм «Игла», дают небольшие концерты и знакомятся с Дэвидом Бирном из группы “Talking Heads”.

Весной Цой получил приглашение во Францию (где, кстати, вышла их пластинка). Цоя приглашают сыграть главную роль в фильме о Чингисхане. Виктор, с присущей ему манерой, молчаливо отказывается.

В СССР «Кино» постоянно гастролируют, собирая стадионы. Везде аншлаги. Концерты прерываются ненадолго лишь для зарубежных поездок Цоя. В апреле Виктор вылетает в Японию, где на компакт-диске вышел альбом «Группа крови», группе предлагают гастроли по Японии и Корее.

Виктор Цой перед концертом. 1990 год

В мае-июне большие гастроли по нашей стране, которые заканчиваются 24 июня в Москве, на фестивале газеты «Московский комсомолец». Это был последний концерт группы «Кино», широко известный сейчас по видеосъемкам.

После концерта Цой и его последняя любовь Наталья Разлогова едут на отдых в Париж. В июле возвращаются в Москву, Цой получил водительские права и планирует поездку в Прибалтику. Большого опыта вождения у Виктора нет. В Прибалтике к нему присоединяется Каспарян, с которым 12 августа они заканчивают запись нового альбома.

15 августа, ранним утром Цой отправляется рыбачить. Примерно в 11 часов, с небольшим уловом поехал домой. На 35-м километре у реки Тейтупе есть поворот, около него одноэтажный домик. Не доезжая до поворота, Цой выезжает на встречную полосу, в этот момент из-за поворота выскакивает автобус «Икарус-250». Столкновение произошло в 11 часов 28 минут на трассе Слока-Талси. Хозяйка одноэтажного домика, увидев автокатастрофу, отправляет своего внука вызывать «скорую помощь» и милицию.

Картина для прибывшей милиции, была следующей: на мосту с правой стороны поперек дороги стоял раскуроченный «Москвич», рядом с машиной лежал труп черноволосого мужчины. По документам найденным в машине установили имя, медикам ничего не оставалось, как засвидетельствовать смерть.

Как показало следствие «Москвич» отбросило от столкновения на 22 метра, скорость с которой ехал Цой была не меньше 100 километров в час. Восстановлению автомобиль не подлежал. Есть версия, что уставший Цой в жаркий летний день просто заснул за рулем, что подтвердить уже невозможно. Водитель «Икаруса» отделался легкими ушибами.

Схема аварии

На следующий день о смерти Цоя сообщили все советские радиостанции и телевидение, даже в программе «Время», главной информационной программе страны. Вел программу Владимир Молчанов.

В официальном заявлении было сказано, что похороны состоятся в 10 утра на Богословском кладбище Ленинграда 19 августа. Началась массовая истерия. Оставшиеся члены группы через Лен ТВ просят всех не приходить на похороны. Заявления не подействовали, на похороны явилось более тысячи человек, но, несмотря на большое скопление поклонников музыканта, все прошло мирно. Правда, сообщалось, что в первые дни после смерти участились самоубийства среди девушек поклонниц в возрасте до 21-го года.

Записанный в Прибалтике последний альбом в виде демо версии, довели до ума участники группы. Пластинка названная «Черный альбом» вышла в декабре 1990 года. После ее презентации в январе следующего, группа «Кино» перестала существовать.

ЛЮБЭ
«Любэ» настоящее явление в нашей музыке. Группа, которая не копировала западные, успешные образцы, а взяла за основу советскую эстрадную традицию двадцатого века.

Композитор Игорь Матвиенко сначала восьмидесятых музыкант популярного ВИА «Здравствуй, песня!», в которой он работал вместе с Николаем Расторгуевым. В 1987 он создает электро-поп коллектив «Класс», который получил ротацию в «Утренней почте», но большой популярности не снискал.

1984 год: Игорь Матвиенко (клавишные); Олег Кацура (гитара, вокал); Николай Сафонов (ударные); Игорь Ерастов (гитара); Сергей Мазаев (альт-саксофон), Сергей Попов (гитара)

Как-то Матвиенко приходит заказ, написать военный марш для какого-то мероприятия. «Мне понравилось, то, что я сделал. Из-за случайного интереса к военной тематике я написал песню «Батька Махно. Странный симбиоз музыки армейского ансамбля песни и пляски с диско-ритмами и рок-н-ролльным драйвом»- вспоминает Игорь.

Игорь Матвиенко (в верхнем, правом углу) и Николай Расторгуев (В левом, нижнем углу) в составе ВИА «Здравствуй, песня»

Текст песни принес молодой поэт Александр Шаганов, к тому моменту написавший хит для группы Черный кофе «Владимирская Русь» и для Дмитрия Маликова «До завтра».
В качестве вокалиста группы рассматривался Сергей Мазаев, но лучше всего «вписался» Николай Расторгуев, друг Матвиенко по ВИА «Здравствуй, песня!».

14 января началась запись альбома, эту дату и решили считать днем рождения группы.

Любэ, начало

Название «Любэ» родилось от города Люберцы, где тогда жил Расторгуев. А еще, в те времена хорошо были известны «любера». Группировка, которая в дневное время наращивала свои мышцы в «качалках», а вечером совершала наезды на Москву, бить морду всяким неформалам, панкам, да металлистам. На первых постерах «Любэ» предстали публике накаченными, суровыми мужиками в майках.

После того, как по всей стране раскрутилась песня про Глеба Жеглова и Володю Шарапова («Атас», то бишь) их пригласила на свои «Рождественские встречи» Алла Пугачева. Она посоветовала сменить сценический имидж и выступать в гимнастерках, военной форме.

Альбом «Мы будем жить теперь по-новому» выходит в конце года и становится одним из самых популярных записей на территории Советского союза. Группа появляется на «Песне года», что добавляет ей популярности. Простые, незамысловатые поп-мелодии, вкупе с шутливыми, но по-мужски суровыми текстами завоевывают публику, которая устала от сопливых песен «Ласкового мая». Любэ – это, как бы, анти — «Ласковый май». Альбом полностью состоит из хитов ушедших в народ: «Атас», «Клетки», «Не губите, мужики», «Батька Махно», «Дуся-агрегат»…

Следующие хиты «Не валяй дурака, Америка», «Давай-наяривай», «Дорога» были выдержаны в стилистике первого альбома. Песня «Шпарю», это, практически русские народные частушки в примитивной техно аранжировке. Но в тот же период появляется песня «Конь», которая предопределила период следующий. Многие до сих пор думают, что эта песня народная, нет, ее так же написал Игорь Матвиенко и Александр Шаганов. Собственно и сама группа «Любэ» получает неофициальный статус «народной».

В 1996 выходит альбом «Комбат», наполненный патриотической военной тематикой. Заглавная песня, как и «Самоволочка» и «Главное, что есть ты у меня» популярные песни года. Народность в лирике и музыке продолжится с песнями «Давай за…» (русская-застольная), «Березы» (почти есенинское), «Ребята с нашего двора» (ностальгическое), «Позови меня тихо по имени» (автор текста Виктор Пеленягрэ), «Ты неси меня река» и другие.

В 1997 году Расторгуев уже Заслуженный Артист РФ. В 2002 Народный артист России, в 2006 году вступает в «Единую Россию», в 2015-м в Люберцах устанавливают скульптурную композицию, на скамейке сидит девушка с гирей (видимо «Дуся-агрегат»), рядом стоит Николай Расторгуев с гитарой. Группа, кстати любимая у президента Владимира Путина.

В нулевых у Расторгуева проблемы со здоровьем, ему пересаживают почку, а в 2015-м госпитализирован в Израиле. Несмотря на эти неприятности (в апреле 2016 года умирает бас-гитарист Павел Усанов), группа продолжает активно гастролировать и записывать новые песни.

SINEAD O`CONNOR
«Трудный ребенок» ирландского альтернативного рока, дерзкая, скандальная, честная, прямая. Сам Фрэнк Синатра обещал надрать ей задницу. Журнал “New Musical Express” называл ее Джонни Роттеном в юбке (вокалист “Sex Pistols”). Своим поведением, взглядами и поведением она напоминает нашу Земфиру. Или наоборот…

Шинейд была третьим ребенком в семье католиков. Ее мать своеобразно воспитывала детей, криками и часто побоями. Когда в 1975 году отец и мать Шинейд разошлись, будущая певица перебралась жить к отцу. Шинейд-подросток, вдруг обретает свободу, которую не знает, как применить, прогуливает школу, занимается мелкими кражами. Когда настал черед крупной (она стащила одежду, обувь и косметику), отец отдает ее в приют, где ее воспитанием занялись монахини ордена доминиканцев.

В это же время «трудный подросток» сочиняет свои первые песни, в 1984 году на нее обращает внимание Пол Бёрн, барабанщик ирландской группы «In Tua Nua». В январе 1985 года их совместный сингл “Take My Hand” становится хитом в Ирландии. В том же году ее мать погибает в автокатастрофе, несмотря на более, чем сложные отношения, известие наносит травму Шинейд. В тот момент О`Коннор уже поет в группе “Ton Ton Macoute”.

В 1986 году она подписала контракт с фирмой “Ensign” и приступает к записи нового альбома. Во время работы над ним Шинейд забеременела от барабанщика группы “Transvision Vamp”. Стать отцом у того в планы не входило, но девушка решает оставить ребенка. Между этими событиями она успевает поработать с ирландской звездой номер один, гитаристом группы U2 Эджем. Она записывает его песню “Heroin” для фильма «Пленник».

В следующем году на свет появляется ее сын Джейк и первый альбом “The Lion and the Cobra”, который имел умеренный успех, номинировался на Grammy. Сингл “Mandinka” стал хитом на альтернативных станциях. Певица была удивлена: «Никогда не думала, что мою музыку хотят слушать так много людей в мире».
Боссы фирмы хотели, что бы певица надела каблуки, джинсы в обтяжку, отрастила длинные волосы. В ответ на это она полностью обрила свою голову. В знак протеста!

Когда в конце 1989 года Шинейд отправила своей фирме новые песни, которые должны составить основу второго альбома, боссы компании были в шоке. Настолько лиричный и драматичный материал они услышали. «Эти песни никогда не станут хитами».

Она меняет продюсера, который до этого работал с Принцем, одну из песен которого решили включить в альбом. Первый сингл с альбома, та самая песня Принца «Ничто не сравнится с тобой» неожиданно начинает ползти вверх в мировых чартах, пока не останавливается на отметке один. Хитом “number one”, песня стала в 15-ти странах, в других чартах она попала в «десятку». Слезливая баллада и простейший клип к ней, в котором на протяжении четырех минут мы видим лишь лицо Шинейд во весь экран. Она поет песню, затем мы видим, как капают слезы из глаз, плюс небольшая прогулка по парку «Сен-Клу» во Франции, вот и все. А какой успех! В 2012 году согласно опросу газеты “Daily Telegraph”, “Nothing Compares 2U” попадает на пятое место среди «самых депрессивных» песен всех времен и народов.

Ее второй альбом “I do not want, what I haven`t got”, благодаря синглу тут же возглавляет хит-парады десяти стран и расходится семи миллионным тиражом. Альбом получает Grammy в категории альтернативного рока.

И тут «Остапа понесло», сначала перед концертом в Нью-Джерсе она заявила, что если вначале заиграет американский гимн, она на сцену не выйдет. Тем самым, она протестует против политики американского правительства. Фрэнк Синатра на полном серьезе заявляет в прессе о намерении отшлепать певицу.

Но самым крупным скандалом было ее выступление в популярном телешоу “Saturday Night Live”. 3 октября 1992 года, Шинейд «а капелла» исполняет песню “War”, после чего со словами «сражайтесь с настоящим врагом» рвет фотографию Иоанна Павла II. Зал (и телезрители) в шоке притихли, аплодисментов не было.
Ее реакция на католическое воспитание, полученное в детстве, дорого обошлось, на концерте Боба Дилана ее освистывают и срывают выступление. За нее вступается Брюс Спрингстин и Питер Гэйбриэл, с которым у нее был не только дуэт, но и роман.

Последующие пластинки прежнего успеха не имеют. Время от времени певица выпускает новые диски, но живет уединенно, почти затворнически, редко отправляясь в концертную дорогу.

FUNK METAL
1990 год, последний успешный год, для групп играющих коммерческий хард-рок и хэви-метал. Уже со следующего, популярность многих групп стремительно падает. Остаться на плаву удастся только ветеранам и самым успешным группам.
В бой рвутся коллективы, играющие странную смесь из фанка, рэпа, хип-хопа, треш-метал и даже джаза.

RED HOT CHILI PEPPERS
Вообще то паренек из Мичигана, Энтони Кидис мечтал стать киноактером. Его родители были хиппи, в двенадцать лет отец Кидиса дал покурить ему «косяк», в школе он промышлял мелкими кражами, за ним тянулась слава антисоциального подростка.
К восьмому классу он уже мог похвастаться, что попробовал кислоту и спал в одной постели с обнаженной Шер (отец Кидиса дружил с певицей и с ее бывшим мужем Сони). А когда в Лос-Анджелес приехала группа Blondie, он подошел к Дэбби Харри и на полном серьезе спросил: «Ты выйдешь за меня?». Дебби мило улыбнулась, сообщив сокрушенному подростку, что она замужем. Так рос и воспитывался будущий вокалист одной из самых новаторских групп восьмидесятых “Red Hot Chili Peppers”.

В 1983 году Энтони неожиданно получает приглашение выступить на разогреве местной группы. В состав спонтанного коллектива входили друзья по колледжу, басист Фли и гитарист Хиллель Словак. Название группе придумал Фли, правда с самого начала они вообще никак не назывались.

1983 год

Контракт на запись, они получили после одного концерта, на котором они предстали публике… абсолютно голыми. Лишь носок был надет на их причинные места, чуть позже это станет их частой концертной фишкой. В таком виде они так же сфотографируются на мини альбом “The Abbey Road”. Обложка была пародией на знаменитую фотографию «Битлз», которые переходят улицу по зебре. Но «битлы» одеты, а «перцы» нет.

Для группы играющей столь нестандартную по тем временам музыку, было удачей заключить контракт с крупным лейблом EMI, а не начинать карьеру с мелких независимых фирм. Даже после того, как вышедший в 1984 году дебют группы не вошел в хит-парады, фирма не разорвала контракт, дав группе шанс. С каждым годом их популярность росла, мелкими шагами, но росла.

1984 год

Второй альбом продюсировал культовый фанк-музыкант Джордж Клинтон, но альбом так же проходит незамеченным. Лишь третий еле-еле доползает до 148 места.

25 июня 1988 года от наркотиков погибает друг и гитарист Хиллел Словак, в группу приходит Джон Фрушанте, а музыканты завязывают с «наркотой».

В таком реабилитированном виде «перцы» записывают самый лучший альбом их первого периода “Mother`s Milk”. Два сингла, на которые были сняты клипы попадают на радио и MTV, популярность группы, наконец-то, резко пошла в гору. И хотя альбом в 1990 году достиг только 52 места, он стал первым «золотым» диском по продажам. Альбом буквально нашпигован фанк хитами “Taste The Pain”, “Knock Me Down” и потрясающим кавером на Стиви Уандера “Higher Ground”.

Следующий альбом группа писала уже на новой фирме “Warner Bros.” С культовым продюсером Риком Рубином, который до них записывал диски с “Beastie Boys” и “Slayer”.

Осенью 1991 года первый сингл “Give It Away” попал на радио, а снятый клип, в котором музыканты были полностью окрашены в серебряную акриловую краску на телеканалы. Альбом вышел в один день с другим главным альбомом девяностых “Nevermind” Nirvana и по началу достиг 14 места (Nirvana на той неделе дебютирует на 144 месте), а затем начал терять популярность. Но после того, как синглом вышла баллада “Under The Bridge” альбом группы “Blood Sugar Sex Magic” мгновенно взлетает на третью позицию. Всего куплено 13 миллионов дисков.

«Red Hot Chili Peppers» достигли коммерческого успеха. Ближе к веку новому им удается не только повторить этот успех, но и превзойти. Альбом “Californication” с тиражом в 15 миллионов самый раскупаемый диск в их каталоге.

FAITH NO MORE
Группа, которая в 1990 году была популярнее, страннее, тяжелее, чем “Red Hot Chili Peppers” появилась в Лос Анджелесе в 1981 году. А может и раньше, когда басист Билли Гулд начал играть в панк-группах. Он разместил объявление о том, что ему требуются вокалисты и быстренько нашлись барабанщик Майк Бордин, вокалист и гитарист Майк Моррис и клавишник Уэйд Уортингтон.

Группа называлась “Faith No Man” и играла пост-панк. В 1983 они даже выпускают дебютный сингл “Song Of Liberty», но отношения с вокалистом стали напряженными и музыканты уходят от Морриса.

Gould, Morris, Bordin and Worthington at the On Broadway, SF, CA.

Вокалисты и гитаристы постоянно менялись. Однажды роль фронтмена выполняла Куртни Лав, будующая жена Курта Кобейна и лидер группы “Hole”. «Она нам подходила, она была очень агрессивна, пела в ночнушке с розочками и вечно нас раздражала», вспоминает Гулд. Куртни пела целых шесть месяцев, пока состав не стабилизировался. В группе появляется гитарист Джим Мартин, большой друг басиста «Металлики» Клиффа Бертона, клавишник Родд Боттум и чернокожий вокалист Чак Мосли.

Faith. No More promo photo 1983.
L to R: Walter O’Brien, Mike Bordin, Bill Gould, Scott Culbertson and Roddy Bottum.

Их дебютная пластинка “We care a lot” вышла в 1985 году на очень маленькой фирме и успеха, как и стоило, ожидать не имела. После концертного турне им удалось получить более серьезный контракт и в 1987 году выходит вторая пластинка “Introduce Yourself”, на которой они вновь записали свой первый хит “We Care A Lot” и снимают к нему клип.

Faith. No More 1984
L to R: Bottum, Gould, Bordin, Mosley and Bowen.

Но после драки вокалиста Чака с Джимом Мартиным во время турне с “Red Hot Chili Peppers” вокалиста действовавшего всем на нервы выгоняют.

Первое турне, 1984

Пока ведутся поиски нового вокалиста, музыканты сочиняют новый материал. Гитаристу группы Джиму Мартину, как-то на глаза попалась кассета с записью совершенно сумасшедшей группы Mr.Bungle и он предлагает кандидатуру молодого певца Майка Пэттона. Кандидатуру утвердили и Пэттон, буквально за 12 дней пишет тексты ко всем песням будущего альбома.

Mike Patton 1984

Вышедший 20 июня 1989 года, альбом “The Real Thing” показал группу изощреннее, чем на первых двух альбомах. Разножанровые треки мирно уживались на пластинке: рэп-метал (“Epic”), треш-метал (“Surprise! You`re Dead!”), салонный джаз (“Edge Of The World”), прогрессивный арт-метал (“Woodpecker From Mars”), поп-метал (“Underwater Love”).
Несмотря на такой интересный материал, на родине диск снова не попал в чарты и Faith No More едут в европейское турне, где их встречают более благосклонно.

Faith No More 1990

Ситуация изменилась в самом начале 1990 года, когда выходит второй сингл на песню “Epic”. Клип получает ежедневную ротацию на MTV и в итоге песня попадает на девятую строчку американского хит-парада. Первый случай, когда альтернативный хеви-метал попадает в списки так высоко. В итоге песня стала визитной карточкой группы, а сингл «золотым» по продажам. В Австралии песня вообще возглавила хит-парад.
Успех песни помог альбому попасть в чарты и становится «платиновым», всего в мире куплено четыре миллиона экземпляров.

Следующий альбом появляется в 1992, группа постепенно теряет свои позиции в Америке, но в остальном мире популярность даже растет, несмотря на то, что альбом “Angel Dust” был более экспериментальным, чем предшественник. Помогает хит-сингл “Easy”, старая баллада группы “Commodores”, гастроли с «Guns N Roses». Axl Roses, вокалист хедлайнеров турне, увидев выступление Faith No More, сказал: «Я видел будущее рок-н-ролла и это вызвало у меня дикую ревность».

LIVING COLOUR

Стоит отметить другие альтернативные метал группы нового течения, которые постепенно меняли лицо современного рока. В 1988 году, фанк-метал группа “Living Colour” выпускает свой дебютный альбом “Vivid’ и становится первой негритянской группой достигшей популярности. Во многом благодаря синглу “Cult Of Personality”, который получил Grammy. В 1990-м второй альбом “Time`s Up” так же был популярен и получил Grammy.

JANE`S ADDICTION

В 1990-м году культовая в будущем десятилетии фигура альтернативного движения, Пери Фаррел со своей группой Jane`s Addiction выпускает второй альбом “Ritual De Lo Habitual”. Jane`s Addiction, как и вышеупомянутые группы, заигрывали с фанком, хард-роком, психоделией. Альбом имел большой успех, а Фаррел в 1991 году организовывает культовый в девяностых фестиваль “Lollapalooza”. На нем выступали лучшие представители альтернативного рока, своего рода символ поколения девяностых.

PRIMUS

Группа “Primus”, которая является уже легендами фанк-метал, а так же фри-джаза и альтернативного рока, выступали на «Лоллапалузе» в 1993 году, на пике своей популярности. В 1990 году у группы выходит дебютный альбом “Frizzle Fry”, который обратил внимание альтернативной сцены на группу в целом и на Леса Клейпула в частности, как одного из талантливых и самобытных басистов в роке. В 2011 году по результатам опроса журнала “Rolling Stone” Лес становится самым лучшим басистом планеты, опередив Фли из “Red Hot Chili Peppers”.

Успех им принес альбом «Плавая по морям из сыра», вышедший в следующем 1991-м. Рок-сцена менялась, и многие некоммерческие группы становятся коммерческими. Наступившее десятилетие полностью меняет лицо популярной музыке, но рассказ об этом еще впереди.

«ФАНЕРА» ИЛИ САМЫЙ КРУПНЫЙ СКАНДАЛ В ИСТОРИИ ПОП-МУЗЫКИ
К 1986 году знаменитый диско продюсер Франк Фариан решает закрыть свой мега успешный в семидесятых годах проект «Boney M». Популярность Принца, Майкла Джексона и его сестры Дженет, чуть позже Полы Абдул, заставил Фариана изменить музыкальный курс на танцевальный “R`n`B”.

Он сочиняет новый материал и приглашает на запись американских певцов Брэда Хауэлла, Джона Дэвиса, репера Чарьза Шо и бэк-вокалисток. Фариан понимал, что в век MTV, когда для поп-проекта в первую очередь важна визуализация, нужны певцы посимпатичнее, пластичнее и сексуальнее.

Вовремя вспомнив про Роба Пилатуса, который участвовал в одном из многочисленных проектов Фариана, подписывает с ним контракт. Роб в свою очередь, приводит своего друга-танцора Фабриса Морвана.

Петь они не умеют, а вот танцуют и выглядят прекрасно. Оба похожи на входящего тогда в моду стильного и сексуального Теренса Трент Д`Арби.
Так, что в студии поют одни, а в клипах пляшут другие.

25 июня 1988 года выходит дебютный сингл нового проекта Milli Vanilli “Girl You Know It`s True”, достигает верхних строчек чартов Америки, Англии, родной Германии, да что там, по всему миру. Фариан решает держать в секрете тайну записи. Следующий сингл “Baby, Don`t Forget My Number” становится номером один в Канаде и США. А первый получает платину. Еще два сингла “Blame it on the rain” и “Girl, I`m Gonna Miss You” возглавляют хит-парады, как и альбом, разошедшийся в итоге тиражом в десять миллионов. Фантастический успех. Даже советская фирма «Мелодия» переиздает виниловую пластинку, меняя репертуар наших дискотек на новую танцевальную музыку.

Это еще не все. Дуэт получает три премии American Music Awards и премию Grammy, Пилатус провозглашает себя новым Пресли в интервью журналу “Time”.

Когда в 1989 году на одном из концертов заело фонограмму, это был, конечно, скандал, но он не достиг своего апогея. После того, как фраза “Girl You Know It`s True” повторилась 15 раз, дуэт позорно убежал за кулисы. Публика, правда, подумала, что так задумано.

Далее Роб и Фаб заявляют, что на новом альбоме они будут петь сами. Настоящий певец, один из четырех, чьи голоса звучат на пластинках, предупреждает продюсера, что он даст интервью и расскажет правду. Но получив круглую сумму передумывает.

Премия Grammy 1990

Фариан, понимает, что ситуация выходит из под контроля и 15 ноября 1990 года на пресс-конференции заявляет, что Роб и Фаб не спели ни единой ноты на альбоме. Они лишь плясали и открывали рот под чужую, студийную фонограмму. Такого обмана мировой шоу-бизнес стерпеть уже не смог. Дуэт лишили всех наград, в некоторых городах Америки проходят акции. Под каток попадают кассеты, компакт диски и виниловые пластинки “Milli Vanilli”. Фирма “Arista” обещает вернуть 4 доллара в обмен на компакт диск фальшивого дуэта. Выплачивалась даже некоторая сумма тем, кто предъявлял сохранившийся билет на концерт «Ванилли». Фариан тоже потратил не мало денег на адвокатов и суды, но по слухам доход от дуэта был выше этих издержек.

Теперь от проекта все отвернулись. Фариан, понимает, что в Америке ему уже ничего не светит. Он все же выпускает второй альбом под новой вывеской “The Real Milli Vanilli” «Момент истины». На альбоме фотографии и имена настоящих участников. Увы, но первый сингл группы “Keep On Running” становится большим хитом только в Германии, Нидерландах, Швейцарии и Австрии. Там, видимо их простили.

Настоящие Milli Vanilli в студии с Франком Фарианом.

Бывшие участники дуэта пытаются, что-то делать под вывеской Роб и Фаб, но не имеют успеха. В 1997 году Пилатус, к тому времени наркоман, имевший проблемы с законом, умоляет Фариана, помочь ему вернутся в шоу-бизнес. Тот помогает и даже возрождает дуэт и записывает третий альбом. Но накануне выпуска диска Роб Пилатус был найден в гостиничном номере мертвым. Франк Фариан решает не выпускать альбом и закрывает проект навсегда.

КАР-МЭН
Отечественные поп-исполнители старались не отставать от запада, благо, что музыкальная информация буквально хлынула, только успевай следить за тенденциями. Простые мелодии Юры Шатунова или группы «Сталкер» Андрея Державина, это уже не модно и не актуально. Появляются новые дискотеки, ставшие прототипом будущих «рейвов» и ночных клубов. В 1990 году на весь союз гремит «экзотик-поп» дуэт «Кар-Мэн».

Богдан Титомир, Дмитрий Маликов, Сергей Лемох-Огурцов

Сергей Огурцов из города Серпухов приезжает в Москву в начале восьмидесятых. Он играет на клавишных в различных ресторанных ансамблях, работает ди-джеем на дискотеках. Встретив одессита Богдана Титомира, пара устраивается работать к Дмитрию Маликову в качестве клавишника и ударника. Затем работают с певцом Игорем Мальцевым, дарят ему свою песню «Париж, Париж».

Задумав свой проект, Сергей Огурцов меняет фамилию на девичью матери и становится Лемохом, а дуэт получил название «Кар-Мэн», «Человек машина», на американском сленге это означает «дальнобойщик». Все первые песни были о странах, городах, путешествиях, поэтому и придумали название «экзотик-поп» дуэт Кар-Мэн.

Аркадий Укупник помогает им записаться в студии, в 1990 году подписывают контракт с фирмой «Гала рекордс» и появляются на телевидении. Альбом «Вокруг света» и клип «Лондон, гудбай» «выстреливают» мгновенно. Молодежь на дискотеках повторяют танцевальные движения дуэта на дискотеках. По итогам года «Кар-мэн» становится открытием года. Постоянные ротации на телевидении сделали свое дело. Как-то Лемох сказал, что за год у них было 250 эфиров на разных каналах.

В апреле 1991 года из-за разногласий дуэт покидает Богдан Титомир. Сергей Лемох: «Одна из причин нашего расставания, в том, что в дуэте изначально было два лидера, которые тянули одеяло на себя».

Сергей становится единоличным лидером и записывает новый материал, который становится даже популярнее первого альбома. «Чао, бамбино», «Сан-Францисско», «В Багдаде все спокойно», кажется, что бывшие участники дуэта начинают гонку, у кого хитов больше. Оказалось у Лемоха.

Богдан Титомир, тут же начав сольную карьеру, берет курс на хип-хоп и американскую группу «C&C Music Factory». Первая песня и клип «Делай, как я» — очень сильно напоминает хит вышеупомянутых американцев “Gonna Make You Sweat”. Титомир – дерзкий, сексуальный, новый фаворит школьников и школьниц. Свой стиль он называет «High Energy» или «Высокая энергия». Когда журналисты в беседе уличают его в пошлости и безвкусице, он парирует фразой, давно ставшей народной — «пипл хавает».
Записав дуэт с Лаймой Вайкуле, сменив стиль на рейв и техно, снявшись в первой серии «Старых песен о главном», надолго выпадает из обоймы российского шоу-бизнеса.

«Кар-мэн» уверенно держится на плаву года до 1995, следом идет неизменный спад популярности. Сейчас «Кар-мэн» выступает в основном по регионам и в ностальгических концертах типа — «Дискотека 90-х».

ПЕРВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ
В Советском союзе была всего лишь одна информационно-музыкальная радиостанция. Это радио «Маяк», основанная в 1964 году. Несколько десятков лет ее формат не менялся. В начале и середине часа новости, затем двадцать пять минут музыки, в основном, классическая, симфоническая, народная, эстрадная.
У музыкальных программ радио «Юность», о котором я рассказывал в главе «1987 год», своей частоты еще не было, программы выходили на разных кнопках вещания.
Меломаны либо довольствовались тем, что есть, либо сквозь шум глушилок пытались настроить программы «Голоса Америки» и русской службы “BBC”, слушали легендарного Севу Новгородцева.

В 1990 году в норвежской столице Осло начинает работу русскоязычная радиостанция «Радио РОКС». Она вещала через спутник и была доступна жителям Прибалтики и северной столицы. Уже в начале 1991 офис перебирается в Москву и радио получает частоту. Эта радиостанция предлагала слушателем большой набор классики рока от Пресли до «Депеш мод». Станция пережила множество разных проблем, смен формата, но до сих пор существует и вещает в интернете.

В 1989 году в Советский союз приезжает владелец крупной радиостанции «Kiss FM», Жорж Полински. Свою первую станцию он открыл в Париже, еще в 1975 году, это была «пиратское» радио, то есть вещающее неофициально. Полински захотел открыть в СССР музыкальную радиостанцию и ему разрешили, хотя по-началу КГБ хотело контролировать радио. Тогда француз отказался работать на советском рынке и ему тут же дали «зеленый свет» без контроля.
30 апреля 1990 года в шесть утра Полински и запустил первое музыкальное радио в нашей стране. Радио назвали «Европа плюс Москва». Первым ди-джеем стал Юрий Аксюта (сейчас музыкальный редактор первого канала), затем появились Татьяна Годунова, Ксения Стриж и ведущий эротического шоу Жени Шаден. Ему специально изменили голос, чтобы было непонятно, мужчина это или женщина у микрофона.

Ксения Стриж, Европа плюс Москва

Буквально день в день в эфир прорвалась еще одна музыкальная радиостанция, которую тоже открыли французы. Радио «Ностальжи». Радиостанция вышла на пару часов раньше конкурента, но на средних волнах. Только в 1993 году они вышли на FM-частоту. Формат станции французский шансон, исполнители, которые подходили под ностальгический эфир. И это могли быть и «Битлз» и «АББА» и Хулио Иглесиас. Эстрадный, в принципе набор был. 7 Ноября 2000 года, радиостанция завершила свое существование. Очень комично, кстати. После очередной песни какого-нибудь Мишеля Леграна в эфир буквально врывается песня “Rock Is Dead” Мэрилин Мэнсона. Этот трек крутится нон-стопом круглые сутки, так о себе заявила станция альтернативного рока, “Ultra”.

22 августа 1990 года, в 18:57 под названием «Радио-М» в эфир выходит первая независимая разговорная (Talk-Radio) радиостанция. Позже была переименована в радио «Эхо Москвы». Впрочем, музыка, конечно на «Эхе» всегда была и остается. В разное время на радио свои программы делали Артемий Троицкий, Борис Гребенщиков, Александр Лаэртский, Петр Мамонов. Но, конечно же, радиостанция известна своими общественно-политическим эфиром. На данный момент это самое влиятельное новостное радио в России, цитируемость «Эхо Москвы» в разы превосходит другие СМИ в стране.

Стас Намин в январе 1991 года запускает свое радио “SNC”. И хотя она вещала на средних волнах, эту станцию можно назвать первой независимой, музыкальной станцией. Ведь и «Европа» и «Ностальжи» делалась изначально французами.
Формат станции… никакого формата и никаких плей-листов. Музыка, в основном русский рок. Авторами передач были: Паук («Коррозия металла»), Константин Кинчев («Алиса»), ну и конечно, два стебных ведущих из группы «Тайм-Аут», Александр Минаев и Павел Молчанов, которые скрывались за псевдонимами Акакий Назарыч Зирнбирнштейн и Торвлобнор Петрович Пуздой. Программа носила название «Здрастенафиг! Квачи прилетели!».
О радио “SNC” рассказывает известный музыкальный журналист Эркин Тузмухамедов:

Эркин Тузмухамедов

«SNC, самое чудесное время в моей жизни, до этого у меня был опыт работы на радио «Юность», но здесь была полная свобода. В то время в стране не было ни какого интернета, поэтому людей, которые, что то знали и понимали в музыке было не так много, информации было. Я путешествовал по всему миру, привозил компакт-диски. Стас Намин, при всей неоднозначной оценке этой фигуры, абсолютно уникальный человек, у него были возможности, так как он был внук единственного государственного деятеля, который прошел от Ленина до Горбачева, поэтому, конечно рычаги у него были. И он был первым кто крутил пластиночки в эфире. Потом, он призвал людей, которые были как-то известны на радио, Олег Гробовников (см. 1987 год), я, Андрей Евдокимов. Сейчас аналог такого радио сделать невозможно, потому что существуют жесткие плей-листы, радио на сто процентов коммерциализировано. Мы же могли делать все, что угодно. Я расскажу смешной случай. Когда на станции нам задерживали зарплату, мы устраивали в эфире такую забастовку. Дело в том, что у Стаса Намина была еще фирма грамзаписи “SNC” и мы были обязаны проигрывать песенки, которые издавались там. Кроме приличных артистов, Uriah Heep, Ozzy Osbourne, «Бригада С», то, что он издавал. Там в частности был, например, Рома Жуков и еще какая то херь, не помню уже кто. И мы устраивали такие забастовки. Рубрика «Альбомчик», слушаем первую сторону пластинки Ромы Жукова, слушаем вторую сторону Ромы Жукова. Сами понимаете, на рок-н-ролльной станции, когда играет вот это. А Рома Жуков это, что-то типа «Ласкового мая», что бы вы понимали. Мы были свободны устраивать такие вещи, которые сейчас в современных, корпоративных и жесточайших рамках, абсолютно невозможно. Есть такая песня у Тома Пети “The Last DJ”, так вот мы и были этими последними ди-джеями, которые могли выражать свое мнение. Потому что после нас пришли западные станции, «Европа плюс» французская, «Максимум» и все такое прочее, радиостанции с западным капиталом, где каждое слово радиоведущего было отфильтровано. Ни одной песни не можешь поставить сам, шаг вправо, шаг влево – расстрел. Мы же были в полной свободе, Стас нам доверял, за что ему большое спасибо!»

Через полтора года вещания радио закрылось, а в 1994 году упавший «флаг» подобрали другие люди и открыли схожую по концепции станцию, «Ракурс».

14 января 1991 года открывается, долгое время лидер у молодежной публики, «М-радио». Возможно, вы помните их фирменные джинглы «Я и мой пес слушаем М-радио», «По прогнозу М-радио земля по-прежнему вертится и все идет хорошо» и другие. Их наговорил один из владельцев станции, кстати, тоже француз. Ведущие или ди-джеи, не выходили под своими именами, исключительно забавные псевдонимы: Кот Матроскин, Соловей-Разбойник, Влад-Пампасник. Радио просуществовало до 2000 года, потом не раз возрождалось, сейчас «М-радио» вещает в интернете.

И, наконец, 25 декабря 1991 года в Москве появляется первая российско-американская радиостанция. Радио «Максимум». В середине девяностых было, круто, модно читать журналы «ОМ», «Птюч», слушать радио «Максимум». До 1994 года радиостанция проигрывала конкурентам «М-радио», пришедший на пост программного Михаил Козырев меняет практически все. Если другие радиостанции старались понравиться всем, то Козырев хотел, что бы «Максимум» нашла слушателя «одной крови». Для артистов стало обязательным отнести свои треки Козыреву, престижно попасть в плей-лист. Радио первым запустила несколько фестивалей, «Maxidrom», включавший весь цвет актуального русского рока и “Maxidance” несущий в массу модную, танцевальную культуру. Своими воспоминаниями делится Алена Бородина:

Коллектив радио Максимум 1995 год, Михаил Козырев в центре. Алена Бородина вверху.

«Это был 1995 год, я узнала о том, что радио «Максимум» набирает ведущих, сварганила оригинальное резюме, которое начиналось словами: «однажды 18 лет назад, мой папа позвонил в один из роддомов Ленинграда и радостный голос медсестры сообщил, поздравляю у вас девочка». На это резюме обратил внимание Миша Козырев и пригласил на собеседование. Я работала в службе информации «Студия 15», под руководством Александра Абрахимова. Это была большая, мощная команда. Миша на тот момент был настолько одержим идеей сделать самую культовую станцию в Москве, в принципе она таковой и была. На радио я встретила свою любовь, мой муж работал там ди-джеем, Александр Сенч его зовут и до сих пор мы вместе. Так что радио «Максимум» я благодарна не только за колоссальный опыт, но и за то, что моя личная жизнь устроилась».

При Козыреве появляется «Хит-парад двух столиц», программа об альтернативной музыке «Учитесь плавать» Александра Ф.Скляра, но самым популярным шоу стало, первое в Российском радио сегменте, утреннее шоу «Взлетная полоса» с Олей Максимовой и Костей Михайловым».

Оля Максимова и Костя Михайлов, 1995

Константин Михайлов, кстати, сын знаменитого актера Александра Михайлова (главная роль в фильме «Любовь и голуби»), вспоминает:
«Я пришел на радио «Максимум» сначала, как рекламный голос, выбрали меня из школы студии МХАТ, тогда не было банка данных, Интернета, поэтому ходили по театральным вузам. Меня выбрал Игорь Конев записать одну из первых реклам на радио «Максимум», потом стал корреспондентом. Бегал с огромным магнитофоном, потом стал «новостистом», на заменах, кто заболел, кто в отпуске, кто умер. А дальше на радио пришел Михаил Козырев и предложил нам с Олей Максимовой, которая пришла из МГУ, с филфака, она шведский учила, тоже на новости, Козырев сказал, давайте-ка сделаем первое с этой стране утреннее шоу настоящее. По всем западным канонам, там то все велосипеды раньше придумали. И мы с Олей стали делать вдвоем утреннее шоу, такого до нас не было, просто не было утреннего шоу. Утром новостей было побольше, ну и мы с этого начали, а потом постепенно стали нанизывать на этот каркас всякие «рубрички», типа «Утренней пурги», «Жаворонки на проводе».

Рубрика «Жаворонки на проводе» была самая популярная, Оля и Костя в ней разыгрывали слушателей. Они получали мешки писем с просьбой разыграть друга, маму, папу, кого угодно. Давалась вводная информация, на какую тему можно «наколоть» близкого и его контактный телефон. Как это было, вспоминает Константин Михайлов:
«Впервые идея подобного рода пришла американцам, Миша Козырев приехавший из Америки, дал нам кассету, слушайте, мол. Там на этой кассете, американский ведущий, позвонил какому то слушателю, представился священником. Говорит, «а вы давненько у нас не были в церкви, — да, дела, батюшка. Грех, сын мой. Можете исповедоваться по телефону, сейчас есть такая услуга бесплатная».
Тот ему признался во всех своих прелюбодеяниях, в прямом эфире американской радиостанции. И мы так же сделали в рубрике. Настолько успешно, что через год была выпущена аудиокассета «Жаворонки на проводе» и она стала лидером продаж на Горбушке. А потом еще одна, с презентацией в МДМ, тоже имевшая успех.
Но это конечно было очень тяжело, разыгрывать людей, каждый день. Потом мы сделали ее через день, разбавив рубрикой «За чашкой чая», звонили звездам с утра, типа, как они просыпались, как завтракали, как яичницу готовили. Поэтому стало полегче, но все равно тяжело. Потом, стали разыгрывать и на других радиостанциях, но это получалось очень плохо, потому что никто не понимал, не знал, как это трудно делается. На подготовку одного розыгрыша уходило, как вы думаете сколько? Сразу отвечаю на свой вопрос, пять-семь часов. На то, что бы отсмотреть заявки, потом написать сценарий, хотя бы на пять человек, затем пойти в «монтажку», позвонить всем. Один отсутствовал дома, второй сразу послал, третий сначала купился, потом послал, четвертый получился так себе, пятый хорошо. Вот его в работу, в монтаж и на следующий день выдаем. Очень трудоемко».

Несмотря на то, что радиостанциям предрекали скорую смерть, по всему миру радио живет и здравствует. Чего и вам желаю.

«НАРУШИТЕЛЬ» ГРУППЫ DEPECHE MODE
«Для этого успеха потребовалось десять лет и 22 сингла, зато сейчас Depeche mode значительная фигура в мире прогрессивного техно-поп. Сегодня вечером они появятся на автограф-пати, в музыкальном магазине западного Лос Анжелеса, куда уже стеклись тысячи поклонников, что бы увидеть музыкальных идолов. Некоторые здесь с прошлой ночи».
«Повсюду слышны крики и вопли, очередь из молодежи растянулась на 15 кварталов. Это напоминает сумасшествие по Синатре и Элвису. Depeche mode, сегодня самая популярная группа».
«Никогда не видела ничего подобного прежде, девушки плачут, ребята бросаются к лимузину с музыкантами. Полиция сообщает, что здесь 15 000 любителей Depeche mode”.
«Как контролировать толпу – сегодня это настоящая проблема в восточном Лос Анджелесе. Частная охрана не может сдерживать их всех, подключили полицию для контроля».
«Полиция арестовала несколько человек, и группе пришлось покинуть это место раньше запланированного времени».
«Такого не было со времен Битлз».

Это выдержки из телевизионных новостей 20 марта 1990 года, когда группа Depeche mode решила сделать встречу с фанатами. На следующий день группа извинилась за беспорядки.

К 1990 году Depeche mode одна из самых популярных групп в Европе, особенно в Германии, Франции, Италии, Швеции. Америка давалась нелегко.
В 1985 году их сингл People are people” стал первым большим хитом в штатах. И хотя альбомы раскупались не слишком хорошо, группа легко могла собрать пятнадцатитысячную толпу на концерт. Такими же успешными оказались турне в 1986 и в 1988 году, когда на стадионе “Rose Bowl” собралось около семидесяти тысяч! Таким результатом в Америке могли похвастаться лишь Майкл Джексон, Брюс Спрингстин! Удивительное дело, пластинки расходятся умеренным тиражом, а концерты проходят при немыслимых аншлагах.

После мирового турне группа взяла небольшой тайм-аут, выпустила концертную пластинку, Мартин Гор записал сольный мини-альбом.

19 сентября выходит «первая ласточка» с альбома, сингл “Personal Jesus”. Группа была обеспокоена тем, что песня, возможно, не попадет на радио из-за своего текста. Но она не только попала в ротацию на радио и ТВ, но и стала бестселлером. Они продали больше миллиона дисков с этой записью. Была и своеобразная реклама песни. В прессе был дан анонс: «позвоните своему «персональному Иисусу» и прослушайте песню». Естественно, звонок был не бесплатным. Что удивительно, газеты, которые постоянно печатали объявления с сексом по телефону, отказали группе, мол, песня оскорбляет их религиозные чувства.

В Советском союзе тоже состоялось нечто, вроде рекламы новому синглу. В газете «Комсомольская правда» была опубликована фотография группы и анонс, в котором читателей приглашали послушать свежий выпуск радиопрограммы «Музыкальный глобус» в будущую субботу. В ней будет проигран свежий сингл группы и небольшое интервью с группой. И действительно, не обманули, проиграли “Personal Jesus”, а в интервью музыканты передали привет всем советским поклонникам!

Пластинка была закончена к концу года. И стала самой знаковой записью группы. На ней нет ни одной проходной песни. Несмотря на то, что ДМ оставались электронной группой, они стали чаще использовать гитары на записи. Больше половины песен претендовали на звание стать хит-синглом. Таких вышло четыре. Планировался пятый, “Halo”. Он попал на радио, но потом стало ясно, что рекламировать альбом, который и так отлично продается, не имеет смысла.

То, что диск привлек большой интерес не только у фэнов, говорит факт, что песня “Dangerous”, которая вышла как вторая сторона сингла “Personal Jesus” тоже попала в радио ротацию. В основном, на вторых сторонах синглов публикуют песни с низким коммерческим потенциалом, часто их вообще не включают в альбом. Мартин Гор был на пике своего композиторского таланта и написал большое количество замечательных мелодий. Еще две песни, не попавшие в альбом (“Happiest Girl” и “Sea Of Sin”) так же появляются на второй стороне сингла («World In My Eyes”).
Плюс три инструментальных композиции “Sibeling”, “Memphisto” и “Kaleid”. Последняя стала открывать каждый концерт в турне “World Violation”.

Антон Корбийн снял второе полноценное хоум видео, куда вошли клипы на все четыре сингла, видео к невыпущенному синглу “Halo” и на песню “Clean”, которая очень сильно напоминала “One Of This Day” группы Pink Floyd. Музыканты, сказали, что они не брали песню «флойдов» и не использовали ее в качестве «сэмплов», это была бас-партия на синтезаторе и получилось очень похоже.

На альбоме присутствует самая узнаваемая песня группы, она по сей день является самой популярной. “Enjoy The Silence” изначально была медленной балладой, при работе над альбомом продюсер диска Флад и клавишник Алан Уайлдер решили сделать из него минорный танцевальный трек. Автор песни Мартин Гор сначала противился, но услышав результат, не только он, но и все остальные поняли, что это крупный хит. Гор лишь записал гитарный рифф, а вокалист группы Дэйв Гаан решил переписать свою вокальную партию, пропев ее более чувственно. Сингл получил премию Brit Awards (британский аналог Grammy), как лучший британский сингл года в 1991 году.

Съемки клипа «Personal Jesus»

Альбом “Violator” достиг максимальных продаж на тот момент, да и по сей день остается самым раскупаемым альбомом в их каталоге. С ним они покорили весь мир и получили новых поклонников, которые до этого альбома не воспринимали группу. Альбом и группа повлияла так же и на группы, которые станут, популярны через некоторое время. Это и Nine Inch Nails, Marilyn Manson, Killers, Coldplay, Rammstein, Muse.

Несмотря на то, что следующий альбом “Songs Of Faith And Devotional” имел огромный успех, в группе было не все спокойно. Альбом долго и мучительно записывали, Дэйв Гаан, который к тому моменту переехал жить в Лос-Анжелес, увлекся не только альтернативной музыкой, но и героином. Последовал мучительный и самый длинный тур в их истории. Энди Флетчер в ходе турне получил нервный срыв и уехал домой, не закончив его, Мартин Гор имел проблемы с полицией и алкоголем, Дэйв убивал себя наркотиками, Алан Уайлдер держался до последнего концерта, а 1 апреля 1995 года покинул группу навсегда.

1993 promo foto

Впрочем, постепенно группа справилась со всеми проблемами и продолжает выпускать новые диски и ездить в большие концертные туры, несмотря на падение тиражей музыкальных альбомов во всем мире, Depeche Mode остается востребованной и популярной группой.

НОВЫЕ ЛИЦА МИРОВЫХ ЧАРТОВ
1990-й год принес миру большое количество новых имен, которые сменили на посту кумиров публики девяностых. Не всем удалось удержаться на вершине, но те исполнители, о которых пойдет речь в обозреваемом нами промежутке времени имели огромную популярность.

MARIAH CAREY
«Открытие года», певица Мэрайя Кэри родилась 27 марта в 1969 году, хотя некоторые официальные источники указывают на 1970 год, журнал “People” писал по этому поводу: «Мы располагаем копией водительского удостоверения госпожи Кэри, где указана дата рождения 27 марта 1969 года. Кроме того, мы говорили с администрацией школы, в которой училась Мэрайя, где подтвердили 1969 год рождения певицы, как и её менеджмент во время нашего первого интервью».

Она была третьим ребенком, ее родители развелись, когда будущей певице исполнилось три года и матери, оперной певице, кстати, пришлось трудиться на нескольких работах. Соседи отвратительные, семье Кэри приходилось не сладко из-за смуглой кожи, у Мэрайи отец венесуэлец. Уже в раннем детстве у нее был талант к пению, в три года она могла повторять услышанные вокальные партии, поэтому, занятия музыкой и стало основным развлечением будущей звезды.

Мать певицы, накопив достаточную сумму, переезжает вместе с дочерью в один из престижных районов Нью-Йорка и Мэрайя начинает хвататься за любую работу, что бы накопить денег для записи своих песен. Она работает уборщицей в косметическом салоне, официанткой, поет на подпевках в клубах.

Свои песни в соавторстве с другом Беном Маргулисом она все же записала и к тому моменту числится бэк-вокалисткой у певицы Бренды Старр. И тут наступает момент превращения в «Золушку», история, которая давно стала легендарной в шоу-бизнесе.

В октябре 1988 года, Томми Моттола, большая шишка в шоу-бизнесе устраивал вечеринку для своих партнеров. В тот вечер к нему подошла певица Бренда Старр и передала кассету.
«Что это?»
«Просто послушай», загадочно сказала певица и кивнула на одиноко стоящую красивую девушку. «Это моя подруга, ее зовут Мэрайя».

Mariah & Will Smith, 1988

Когда Моттола сел в машину, он вставил кассету в автомагнитолу, он опешил. «Наверное, это розыгрыш, мне подсунули не ту кассету. Та девушка не может так петь». Одна за другой, песни приводили в восторг, в голове проносилась навязчивая мысль: «поворачивай назад».
Моттола действительно вернулся на вечеринку, но девушки уже не было. Но он разыскал ее и предложил контракт.
Работа над дебютным альбомом продолжалась почти полтора года, Томми не хотел спешить. Это должен был быть альбом, который не просто сделает певицу популярной, он должен с первой же песни сделать из нее звезду.

Когда летом 1990 года вышел первый сингл “Vision Of Love” и дошел до первого места, Моттола уже не переживал, они были на правильном пути. В Европе новую певицу встретили тепло, но настоящий успех во всем мире придет лишь три года спустя. А на родине дебютный альбом возглавил списки и оставался на первом месте 39 недель. Все четыре сингла с альбома достигли первого места, альбом получил две статуэтки Grammy и разошелся по миру 15-ти миллионным тиражом. Превращение в бриллиантовую золушку состоялось.

Mariah Carey studio photo shoot 12 06 1990 photo by Frank Micelotta

Несмотря на то, что второй альбом пользовался меньшим успехом, Мэрайя постепенно занимает трон главной поп-певицы, скидывая оттуда Уитни Хьюстон.
Настоящий успех по всему миру, в том числе и в России, ей приносит альбом “Music Box”, его тираж 32 миллиона копий самый крупный за всю ее карьеру. Две баллады “Hero” и кавер на песню “Without You” самые известные в России из ее репертуара.

Творческий союз и деловые отношения переросли в семейные узы, 5 июня 1993 года она выходит замуж за Томми Моттолу. Брак просуществует до 1997 года. С этого момента ее карьера будет напоминать американские горки. Провальные альбомы сменяются удачными.

Как бы там ни было, к данному моменту певица продала по всему миру более двухсот миллионов своих записей.

JANET JACKSON
Если вас спросят, с каким человеком ассоциируется фамилия Джексон, вы естественно назовете имя Майкл, а подумав добавите Дженет.
Действительно, несмотря на то, что Майкл начинал вместе со своим братьями в семейном ансамбле “Jackson 5”, который пользовался успехом до середины восьмидесятых, всех остальных участников уже позабыли давно. У сестры Ла Тойи сольная карьера полностью провалилась, ее помнят лишь по скандальной книге о семье Джексонов и снимкам в журнале “Playboy”. Чего нельзя сказать про младшую из семьи, Дженет. Вторая успешная карьера среди многочисленных Джексонов.

Несмотря на то, что Дженет родилась в музыкальной семье, а ее братья уже стали звездами, когда она только начала ходить, она никакого интереса ни к музыке, ни к индустрии развлечений не проявляла.

Отец семейства, известный своей деспотичностью и семейной диктатурой, на это не обращал внимания, и уже в семь лет Дженет выступала в семейном шоу. В 16-ти летнем возрасте отец подписывает для нее контракт на запись альбомов. Но и первый и второй альбомы проходят незамеченными на родине, фамилия не помогла.

Janet, 1982

Она мечтала вырваться из отцовского попечительства, достигнув 18-летнего возраста сбегает из дома вместе со своей первой любовью Крисом Де Баргом и выходит за него замуж. Через год брак распадается и Дженет поджав «хвост» возвращается в родительский дом. Но, как ни странно теперь больше всего хочется заниматься музыкой. Учтя ошибки первых альбомов, Дженет начинает сочинять песни вместе с двумя известными авторами Терри Льюисом и Джимми Джемом. По задумке продюсеров, они хотели записать альбом, который был бы в каждой черной семье Америки.

1986

Они слишком скромно оценили свои силы, альбом стал популярным не только в Америке и не только у черного населения, он стал «бестселлером» по всему миру. “Control”, так назывался альбом, который критики назвали танцевальной альтернативой балладной Уитни Хьюстон. Кстати, на подтанцовках у певицы начинала еще одна поп-звезда, Пола Абдул. Ее первый альбом стал мировым хитом в 1989 году и даже был выпущен фирмой «Мелодия».

Решив продолжить работу с теми же авторами, Дженет выпускает свой второй успешный альбом в конце 1989 года, “Rhythm Nation”. Весь 1990 год он держится в лидерах чартов, а семь (!) синглов с него не опускаются ниже четвертого места, четыре сингла возглавляют списки.

«Rhythm Nation» 1989

Дженет уже не воспринимают, просто как сестру Майкла, она доказала, что и без помощи знаменитого брата сможет сделать головокружительную карьеру. И даже превзойти собственный успех. Третий альбом вышедший в 1993 году и названный просто “Janet” расходится общим тиражом в двадцать миллионов.

NEW KIDS ON THE BLOCK
Интересно, помнит ли кто ни будь подростковую поп-сенсацию 89-90-х годов, “New Kids On The Block”?
Вообще то, «бойз-бэнды» существовали и в семидесятых, достаточно вспомнить и “Jackson 5” и “Osmonds”, даже “Beatles” в период их «битломании» можно причислить к подростковым мальчуковым ансамблям. Почему, нет? Опрятные, симпатичные, музыка как раз для молодежи. На концертах юные девицы испытывают первый оргазм. Крики, слезы, обморочные состояния.

Когда Морис Старр, в 1985 году расстается со своим проектом “New Edition” (тоже «бойз-бенд» для негритянского населения Америки), он решает создать «белый» аналог тинейджерской группы.
В кварталах Бостона он нашел 14-летнего Донни Уолберга, который привел своих друзей Дэнни Вуда, Джонатана Найта, певшего фальцетом и его брата Джордана. И в довершении Морис разыскал совсем уж «пацана», 12-ти летнего Джо Маккинтайра. По замыслу продюсера в группе должен быть такой мальчик, в которого бы влюблялись совсем маленькие поклонницы группы. Все, что им нужно было, хорошо петь своими юными голосами, уметь танцевать и конечно привлекательно выглядеть. Все остальное за них делали продюсеры.

Первый альбом вышел 1 апреля 1986 года, но кроме, как известности в родном Бостоне он никакого успеха не приобрел ни в Америке, ни в остальном свете.

1986

Первый «звонок» популярности прозвучал, когда приторно-сахарная баллада «Пожалуйста, не уходи, детка» достигла десятого места. В начале 89-го года, ритмичный трек “You Got It Right Stuff” попадает на третье место, а в Британии на первое. С этого момента начинается «девочко-помешательство». Музыкальные критики в ужасе, подростки в восторге, а продюсеры подсчитывают прибыль. В 1990 году доход группы переваливает за миллиард долларов. Продаются не только диски, видео и билеты на концерты, в ход идут футболки, сумочки, кружки, наклейки, значки, плакаты, журналы с изображением “New Kids”.

Даже первый альбом, который остался незамеченный в 1986 году, в 1989 году достигает отметки в три миллиона проданных дисков.

В это же время на просторах Советского союза Бари Алибасов создает русский аналог, группу «На-На» и ему это удается. То, что творилось на концертах нашего «бойз-бенда» полностью повторяло, то безумие, сопровождавшее “New Kids On The Block” в мире.

1990

Последним хитом американского вокально-танцевального коллектива, стала третья пластинка 90-го года “Step By Step”. Уже в 1991 году их карьера постепенно сворачивается. Девушки-фанатки повзрослели, плакаты сорваны со стен, кумиры почти забыты. Группа все же выпускают в 1994 году еще один диск, в котором они решили сменить стилистику на модный хип-хоп. Но никто и слушать не хотел. Диск провалился.
Еще раз убеждаюсь, что люди во всем мире похожи. Не только в нашей стране повзрослевшие дамы ходят на концерты повзрослевшего Юры Шатунова. В 2008 году “New Kids On The Block” выпускают новый альбом и едут в турне, причем Lady Ga Ga открывала их концерты. «Камбек» можно считать удачным, альбом попал на вторую строчку хит-парада.

WILSON PHILLIPS
Сенсанцией лета 1990-го года стало женское поп-рок трио “Wilson Phillips”. Три участницы группы были детьми известных рок-музыкантов. Карни Вилсон и ее сестра Венди, были дочерьми Брайана Уилсона из легендарной группы Beach Boys, а Чина Филлипс дочкой Джона и Мишэль Филлипс из популярного коллектива “The Mama`s and The Papa`s”.

Девушки росли вместе, дружили и уже в ранней юности сочиняли и исполняли свои песни. Карни и Венди пели бэк-вокал на альбоме Belinda Carlisle “Heaven on Earth” в 1987 году. Когда им было по двадцать лет, подруги заключили контракт на выпуск дебютного альбома.

В июне 1990-го года первый сингл с альбома “Hold On” сбрасывает хит “Vogue” Мадонны с первого места и становится интернациональным хитом.

Мелодичный поп-рок группы с явным влиянием музыки их родителей, сделал “Wilson Phillips” самой популярной женской группой в мире (до появления “Spice Girls”). Дебютный альбом разошелся десятимиллионным тиражом и породил целых пять хит синглов.
Второй альбом “Shadows And Light” разошелся втрое меньше, и группа распалась. Возвращение состоялось в 2004 году, чему был посвящен целый сериал «Все еще держимся».

В России, в 1991 году, бывший участник группы «Воскресение» Алексей Макаревич, решает создать российский аналог. Так появилось женское поп-трио «Лицей», который вы все прекрасно знаете. Кстати и там родственные связи, Анастасия Макаревич, ведущая вокалистка группы дочка продюсера.

Группа «Лицей» 1993

M.C.HAMMER
Летом 1990-года спрятаться от навязчего хита «U Can`t Touch This” было некуда.
Коммерческий рэп вдруг стал массово популярным не только в родной Америке, где культура «хип-хоп» существовала еще с конца семидесятых (см. 1986), но и по всему миру, в том числе в СССР.

Стенли Керк Берел родился 30 марта 1963 года, его отец был профессиональным игроком в покер и менеджером казино. По воспоминаниям самого Стенли, он рос в бедной семье, его семь братьев и сестер ютились в трех спальнях (представляю, какой шок бы он испытал, узнав о российской семье из девяти человек проживающей в однокомнатной квартире).

В детстве он увлекся бейсболом и «служил» «бэтбоем» — мальчиком, следящим за состоянием бейсбольных бит, а так же «стукачем», он подслушивал разговоры спортсменов в раздевалке.
Свое прозвище, ставшее в 90-м известным на весь мир, он получил, работая в клубах – MC Hammer.

Со спортом у него так и не заладилось, на поле в составе бейсбольной команды он так ни разу не вышел. Поэтому, как и многие темнокожие подростки, переключился на «рэп». Первой группой «Хаммера» стала “Holy Ghost Boys”, исполнявшая христианский рэп. Понимая, что пробиться в то время с хип-хоп музыкой на крупный лейбл, было очень нелегко, он одалживает 20 000 долларов и сам записывает и выпускает и впоследствии продает свой дебютный альбом “Feel My Power” в 1986 году. После того, как одна из песен альбома попала на радио, транслирующие музыку для чернокожих, с ним подписывает контракт крупный концерн «Capitol». В качестве аванса ему выплачивается в 1 750 000 долларов, неслыханная сумма для неизвестного артиста. Впрочем, компания очень быстро вернула свои деньги.

Для начала фирма перевыпустила его «независимый» дебют для мирового рынка под названием “Let`s Get It Started”, он имел неплохой успех у «чернокожего» населения Америки и в 1989 году становится платиновым.
MC Hammer это не устраивало, он хотел мирового успеха и больших денег. Поэтому, он решает, что его следующий альбом будет более музыкальным.

Вышедший в начале 1990-го года сингл “U Can`t Touch This”, который был сделан на основе хита «Super Freak» Рика Джеймса, возглавил не только рэп-чарты, но и внежанровый хит-парад синглов по всему миру.

Всем запомнился его клип, в котором «Хаммер» танцует в больших золотистых штанах, с большой мотней. И его движения повторяет молодежь по всему миру, штаны с мотней – писк моды. Богдан Титомир первым на российской сцене использует такие же танцевальные движения и надевает широкие штаны.

Альбом Хаммера “Please Hammer, Don`t Hurt `Em” уже в апреле продается тиражом в миллион, а всего лишь через год его тираж составил более десяти миллионов в Америке и 22 миллиона по всему миру. Это был первый хип хоп альбом, достигший такого успеха.

В 1991 году он отказывается от приставки MC и становится просто Хаммером. Альбом “Too Legit To Quit” пользовался спросом в Америке, но в остальном мире прошел незамеченным. С этого момента и в Америке про него почти забывают, хотя альбомы он выпускает до сих пор.
Но Хаммер открыл дорогу в чарты многим другим, более экстремальным хип хоп артистам в девяностых.

VANILLA ICE

Но год заканчивается еще одной попсовой рэп-липучкой под названием “Ice Ice Baby”. Vanilla Ice принадлежит рекорд — «самая быстро продаваемая запись в стиле «хип хоп». Всего за два месяца альбом “To The Extreme”расходится гигантским тиражом в одиннадцать миллионов. Альбом торчал на самом верху 16 недель. Сингл “Ice Ice Baby”, которая содержала «сэмпл» из хита группы «Queen» и David Bowie “Under Pressure”, стал первой рэп-песней в истории, достигшей первого места в чартах Америки. Еще один сингл с альбома имел успех, после чего про Ваниллу Айс все успешно забыли. В веке новом, музыкальный канал VH-1 и журнал “Blender” помещают сингл “Ice Ice Baby” на пятое место в списке самых худших песен всех времен.

МИРОВЫЕ ХИТЫ:
Среди других популярных песен года:

Madonna “Vogue”
Paula Abdul “Opposites Attract”
Roxette “It Must Have Been Love”
Lisa Stansfield “All Around the World”
Heart “All I Wanna Do Is Make Love to You”
Phil Collins “Another Day In Paradise”
Alannah Myles “Black Velvet”
Aerosmith “Janie`s Got A Gun”
Enigma “Sadeness (Part I)”

Советские поклонники программы «Песня-90» с радостью аплодировали хитам уходящего года:

Наташа Королева «Желтые тюльпаны»
Юрий Лоза «Плот»
Андрей Державин «Не плачь, Алиса»
Азиза «Твоя улыбка»
Олег Газманов «Эскадрон»

Итоги 1990 года согласно опросу читателей газеты «Московский комсомолец» (в рубрике «Звуковая дорожка»)

Лучшая певица:
1. Ирина Аллегрова (632 голоса)
2. Наталья Гулькина
3. Светлана Разина
4. Алла Пугачёва
5. Татьяна Овсиенко
6. Жанна Агузарова
Катя Яковлева
7. Люся Розанова
8. Алена Апина (в газете напечатали Светлана Апина, «Комбинация»)
Марина Журавлёва
9. Наташа Королева
10. София Ротару

Лучший певец:
Виктор Цой (вне конкурса)
1. Дима Маликов
2. Саша Хлопков
3. Рома Жуков
4. Олег Газманов
5. Андрей Державин («Сталкер»)
6. Валерий Леонтьев
7. Владимир Кузьмин
Михаил Муромов
8. Игорь Богачёв («Авеню»)
Юрий Шатунов
9. Дмитрий Варшавский
10. Александр Иванов

Лучшая группа:
Кино (вне конкурса)
1. Кар-Мэн
2. Любэ
3. Маленький принц
Русские
4. Ласковый май
Комбинация
5. Сталкер
6. Авеню
7. Альфа
8. Звезды
9. Фристайл
10. Алиса
Дюна

Лучшая песня:
1. Олег Газманов «Эскадрон»
2. Андрей Державин «Не плачь, Алиса»
Рома Жуков «Я люблю вас, девочки»
3. Маленький принц «Мы встретимся снова»
Комбинация «Америкэн бой»
4. Кино «Кукушка» («Солнце мое», так в газете)
5. Александр Волощук «Не уходи»
Авеню «Как солнце в ночи»
6. Дмитрий Маликов «Сторона родная»
Любэ «Атас»
7. Альфа «Здравствуй»
Кар-Мэн «Лондон, гудбай»
8. Женя Белоусов «Золотые купола»
9. Дмитрий Маликов «Все вернется»
Крис Кельми «Козырная дама»
10. Кар-Мэн «Чио-чио сан»
Алексей Глызин «Пепел любви»
Игорь Селиверстов «Шпана»

Итоги 1990 года согласно общесоюзному хит-параду ТАСС

Лучший исполнитель:
1. Валерий Леонтьев (24 513 голосов)
2. Алла Пугачёва (12 905)
3. София Ротару (12 261)
4. Дмитрий Маликов (12 067)
5. «Кино» (10 353)

Лучшая песня:
1. «Грешный путь» — Валерий Леонтьев (6 040)
2. «Память» — Валерий Леонтьев (3 621)
3. «Пригласите даму танцевать» — Алла Пугачёва (2 656)
4. «Маргарита» — Валерий Леонтьев (2 654)
5. «Белый снег» — Валерий Леонтьев (2 335)
6. «Я скучаю очень, очень» — София Ротару (2 186)
7. «Золотые косы» — Дмитрий Маликов (1 725)
8. «Звезда по имени Солнце» — «Кино» (1 573)
9. «Три счастливых дня» — Алла Пугачёва (1 521)
10. «Розовый вечер» — «Ласковый май» (1 414)

Итоги 1990 года согласно опросу читателей газеты «Смена» (Ленинград)

Лучшая певица:
1. Наташа Королева
2. Ирина Аллегрова
3. Азиза
4. Алла Пугачёва