Документальный авторский цикл публикаций. На сайте Таблоид вы можете ознакомится с полным текстом всех выпусков, а так же послушать полную аудио версию. Артисты, события, явления в популярной музыке прошлого века. Год за годом. О чем приятно вспомнить и невозможно забыть.
1989
Год тысяча девятьсот восемьдесят девятый.
Московский фестиваль мира
Новые кумиры подростков
Сектор Газа
Roxette
Наши впервые в западных чартах
Ламбада
МОСКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ МИРА ИЛИ «СОВЕТСКИЙ ВУДСТОК»
В это было трудно поверить, летом 1989 года. Но это произошло. И до сих пор вспоминается, как самое масштабное, мощное, крутое и незабываемое шоу прошлого века в нашей стране.
А началось это так. В 1986 году лидер группы «Цветы», позже названной именем себя, группа Стаса Намина, одна из первых уезжает на гастроли в Америку и Канаду. Там Стас Намин знакомится с настоящим шоу-бизнесом, приобретает полезные знакомства среди музыкантов и продюсеров. В 1987 году в Парке Горького, в Москве, он создает Центр Стаса Намина (SNC). В 1988 году он проводит фестиваль «Музыканты за мир», в котором кроме советских рок-групп принимали участие фолк-певица Мелани и британский поп-певец Ховард Джонс. Провести нечто масштабное и грандиозное всегда было в мыслях Стаса.
На другом конце планеты знаменитый промоутер Док МакГи, крепко попал. Оказывается, Док был настоящим наркоторговцем, прибыль от оборота он вкладывал в раскрутку групп «Scorpions», «Bon Jovi», «Skid Row» и «Motley Crue». Поднялся скандал, дабы избежать тюрьмы, Док организует благотворительный фонд “Make A Difference Foundation”, нацеленный на борьбу с наркоманией.
В итоге, Стас Намин связывается с американскими коллегами, МакГи обещает привезти в Москву крупных звезд, выступать они будут бесплатно. Перелет музыкантов, сцену, звук, оформление, свет и другое берет на себя фонд “Make A Difference”, Стас Намин получает разрешение властей.
8 августа 1989 года в 18:15, самолет «Боинг-757» из Нью-Йоркского аэропорта берет курс на Москву. На борту музыканты групп: «Bon Jovi», Ozzy Osbourne, «Cinderella», «Motley Crue», советская группа «Парк Горького», «Skid Row». В Лондоне самолет делает посадку и забирает на борт группу Scorpions. 9 августа рок-делегация прибывает в столицу. Музыкантов селят в четырехзвездочную гостиницу «Украина». Джон Бон Джови называет ее дешевым мотелем.
Вместе с музыкантами в СССР прибывают журналисты крупнейших теле и радио компаний мира, в том числе MTV. Концерт будут транслировать на весь мир без купюр. Для всего остального мира, это такое же невероятное событие, как и для советских металлистов. В нашей же стране покажут лишь нарезки в передаче «Программа А».
12 августа, где-то в полдень, впервые с 1980 года, когда на стадионе Лужники проводилась Олимпиада, вновь зажигается олимпийский огонь! В 13:30 на сцене появляется группа «Skid Row». На поле около ста тысяч, обезумевших от счастья публики.
«Skid Row», на тот момент неизвестная для нас группа, выпустившая свой дебютный альбом, в родной Америке уже успели достичь миллионных продаж и первого хита в десятке “18 and life”.
После очень удачного и энергичного разогрева из Америки, на сцене две русские группы, которые смотрелись на этом фестивале неуместно. «Бригада С» и «Нюанс». Все дело в том, что эти группы были привязаны к центру Стаса Намина и Стас, как опытный бизнесмен не мог упустить случая, показать эти группы массовому слушателю. Еще одна группа центра “SNC”, «Парк Горького» или «Gorky Park» смотрелась, что называется в тему.
После русского блока, на сцене группа «Cinderella». К этому моменту глэм-блюзовая группа выпустила два платиновых альбома, в СССР она была известна по кассетным записям и югославской виниловой пластинке “Long Cold Winter”. Баллада “Nobody`s fool” с длиннющим блюзовым вступлением лидера группы Тома Кифера, один из бриллиантов этого фестиваля.
Далее, на сцене пионеры американского глэм-метал движения, хулиганы, раздолбаи «Motley Crue». Их встречают более оживленно, к тому моменту пластинки «Крю» ходовой товар на нашем черном рынке. Сорок минут отвязного рок-н-ролла пролетели как минута. Напоследок, басист Никки Сикс раздолбал свою «басуху» о монитор и запустил обломки в публику. Тем временем барабанщик Томми Ли «раскурочил» свою ударную установку, повернулся к стадиону задом, демонстративно оголив и показав средний палец. «Мотли Крю» полностью оправдали репутацию скандалистов.
Следующий артист. Хм… Его ждали больше остальных, ему можно было просто выйти на сцену, помахать всем ручкой и этого было бы достаточно, что бы зал «встал на уши». Выступление Оззи Осборна прошло не слишком удачно в плане звука. Сам Оззи шаркал по сцене, обливал водой из ведер близ стоящих органов правопорядка, через каждый куплет признавался всем в любви и мило строил рожи. На большом экране Оззи был похож на перепившего Винни Пуха. Исполнил не только свои хиты, но и на радость советским фэнам «Black Sabbath», два классических хита семидесятых.
«Scorpions», в 1988 году они приезжали с концертами в Ленинград. В Москву тогда не пустили. «Скорпы» национальные герои в союзе, нравятся и суровым металлистам и их романтичным подругам. Все же помнят, на дискотеках в качестве «медляка» обязательные “Holyday” и “Still Loving You”. На следующем альбоме “Crazy World” Scorpions выпустят свой самый успешный, коммерческий сингл “Wind Of Change”. Баллада была написана под впечатлением от гастролей в СССР. До сих пор входит в списки самых раскупаемых синглов всех времен. В 1991 году участники группы в третий раз приезжают в СССР, что бы встретится с Михаилом и Раисой Горбачевой. Выгнав из кабинета всех журналистов, Клаус Майне и Рудольф Шенкер исполняют на акустических гитарах русскоязычную версию «Ветер перемен» для лидера страны и его жены. Удивительно, но после выпуска сингла «Ветер перемен» на русском языке, так же попадает в немецкий хит-парад на 38 место. Единственный, такой случай.
Очевидный, громкий успех выступления немецких хард-рокеров заставил понервничать Джона Бон Джови и его группу, которые закрывали фестиваль. Многие поспешили к выходу, чтобы не проспать последнее метро. Надо, что-то делать, негоже хедлайнеру и самой популярной группе на тот момент в мире, провалиться в Советском союзе. Джон одевает армейскую шинель и фуражку советского срочника и решает выйти на сцену через всю толпу на стадионе. Фокус удался, отныне «Bon Jovi» имеют крепкую фан-базу в нашей стране.
А потом, потом был джэм-сейшн со всеми участниками фестиваля. Исполняют классический рок-н-ролл”Long Tall Sally”, песню Леннона “Give Peace Of Chance”, а так же “Rock N Roll” Led Zeppelin. За барабанами – сын покойного Джона Бонэма, Джейсон, который тоже прибывает с другими группами на фестиваль. На сцене творится настоящее рок-н-ролльное веселье и «братание», над огромной сценой фестиваля громыхает фейерверк. Два дня счастья, которые на всю жизнь запомнились тем, кто там был и кто не был тоже.
После фестиваля стало известно, что фирма «Мелодия» выпустит пластинки всех участников фестиваля, но не выполняет своего обещания. В продажу поступает лишь последний на тот момент диск «Bon Jovi» “New Jersey”.
Беспрецедентный случай, репортажи с двухдневного фестиваля были опубликованы практически всех изданиях. Даже в общественно-политических, даже в журнале «Крестьянка».
Фестиваль на почве алкоголя доконал Оззи Осборна, который на тот момент пытался «завязать». По приезду домой обнаруживает у себя ящик русской водки, который ему презентовал советский журналист Алексеев. Приняв изрядную дозу, у Осборна совершенно сносит крышу. Со словами «Мы решили, что тебе надо уйти», он начинает душить свою жену и менеджера Шэрон Осборн. Оззи очухивается в полицейском участке, естественно ничего не понимая и не помня, как он там оказался.
Скандалы были и во время фестиваля. В первую очередь многие участники не хотели выступать на второстепенных ролях. «Мотли Крю», к тому моменту собиравшие по всему миру огромные стадионы, долго пришлось упрашивать выступить до Оззи, Скорпионс и «Бон Джови». Оззи тоже сказал, что перед «Мотли Крю» играть не будет. Не в том статусе. В итоге, уговорили, тем более уступили старику Оззи. Но, Док МакГи обещал, что шоу «Мотли» будет ни чем не хуже чем у хедлайнеров. И по звуку и по свету. Но когда, во время выступления «Bon Jovi», музыканты «Крю» увидели канонаду пиротехники, Томми Ли не вытерпел, подошел к своему менеджеру и дал ему в глаз. В итоге в Америку они приехали уже освобожденными от контракта с Доком. И не прогадали, их новый альбом “Dr.Feelgood” стал самым успешным альбомом их карьеры, достигнувший первого места в чартах Billboard.
По словам Стаса Намина, доход от фестиваля (более миллиона долларов) он действительно передал на борьбу с наркоманией.
НАШИ ВПЕРВЫЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ ХИТ-ПАРАДАХ
А кто же был первым в зарубежных чартах? Вы будете смеяться, но это Алла Пугачева. В сентябре 1984 года ее альбом “Soviet Superstar” достигает второго места в хит-параде Финляндии. Пластинка становится «золотой» в этой стране по продажам. Но Финляндия далеко не центр мирового шоу-бизнеса, поэтому об этом факте помнят лишь биографы певицы.
В 1987 году в центре Стаса Намина появляется группа, участники которой уже успели засветиться в разных составах. Ян Яненков играл на гитаре в группе Стаса. Александр Миньков играл на бас-гитаре в группе «Аракс», Николай Носков пел в проекте Давида Тухманова «Москва» (пластинка «НЛО» до сих пор с теплотой вспоминают отечественные поклонники арт-рока). Барабанщик Александр Львов записал партию ударных на первом магнитоальбоме группы «Ария». Лидер группы, гитарист Алексей Белов тоже принимал участие в проекте «Москва». Вместе их собрал Стас Намин, который грезил мечтой создать русскую группу, которая покорит мир.
У Стаса, как я и говорил в предыдущей главе, были серьезные связи и работа закипела. По словам Белова, он около двух лет жил в центре Намина, сочиняя материал. Спал прямо на полу, просыпался от того, что по нему бегали мыши. Но была идея, была мечта.
В конце 1987 года материал для будущей англоязычной пластинки почти был готов. Группа, нацеленная на успех во всем мире должна петь на английском. Название группы теперь Gorky Park.
В 1988 году снимается первый клип группы на песню “Fortress”, пробивной Стас добивается показа клипа в шоу Дона Кинга в Америке. Летом «Парк Горького» открывают концерты для приехавших в Ленинград Scorpions, а в конце года в Москву приезжают музыканты Bon Jovi и представители фирмы “PolyGram”. Для американцев музыканты отыграли концерт, и прибывшая сторона решает сотрудничать с русской группой. Вместе с музыкантами Бон Джови сочиняется песня «Peace In Our Time», продюсером диска становится знаменитый Bruce Fairbairn. Он делал пластинки для Aerosmith, AC/DC, Krokus, Poison и тех же Bon Jovi.
Летом 1989 года на экранах MTV появляется клип на первый сингл с пластинки “Bang”. Удивительно, но американцы с воодушевлением приняли группу из Советского союза. Гитара в виде балалайки, советская символика, логотип группы в виде «серпа и молота», рубашки косоворотки, американцы тогда проявляли большой интерес ко всему из СССР, радовались перестройке (наверное, даже больше, чем мы). Поэтому группа «Парк Горького» и стала первыми российскими исполнителями добившиеся известности за пределами нашей страны. И первые попавшие в мировые хит-парады.
Клип “Bang” поднялся на третье место в чартах музыкального канала. В Дании сингл поднялся до пятого места, а альбом на девятое, став «золотым» по продажам. В Америке диск продержался полгода в списке двухсот популярных альбомов, дойдя до 80-го места и разошедшийся тиражом в 400 тысяч. Второй сингл “Try to Find Me” также попадает в хит-парад Billboard на 81-е место.
Казалось все идет неплохо. Но, вкусив, тяжелого американского шоу-бизнеса, где работать надо на износ, что бы быть на плаву, не выдерживает Николай Носков и возвращается на родину. Петь стал басист Миньков.
К сожалению, время было упущено. Выход второго альбома серьезно задержался. Во всем мире главенствовал гранж и альтернативный рок. Музыка, подобная той, что играл «Парк Горького» уже была не актуальна. Правда, их второй альбом, полностью провалившийся в Америке, стал популярным в скандинавских странах и расходится в Европе полумиллионным тиражом.
Два последних альбома группы выходят только в России. Музыканты возвращаются домой. Белов время от времени дает концерты под вывеской Gorky Park, Миньков становится «Маршалом» и поет то попсу, то шансон. Носков пишет новый материал, заигрывая с этно-поп музыкой. Но, что удивительно. Группу по-прежнему помнят на Западе именно по песне “Bang”. На разнообразных западных форумах в интернете я встречал большое количество комментариев, к примеру, такие:
«Я помню эту песню, она была номером один среди моих музыкальных предпочтений, привет из Норвегии, респект русским».
«У меня до сих пор кассета осталась с их первым альбомом».
«Я помню, как смотрел видео к этой песне пятничным вечером в моем далеком детстве. Приятные воспоминания. Ностальгия!».
«Еще одна недолго просуществовавшая группа в восьмидесятых. Но у них были хорошие песни, я их помню. Не так уж и плохо для небольшой группы из России».
И так далее. Еще один факт, зарубежные радиостанции, передающие на своих волнах классический хард-рок восьмидесятых, до сих пор включают “Bang” в свои плей-листы.
Другим экспортным вариантом становится «наше все» Борис Борисыч Гребенщиков.
В 1987 году Кенни Шафнер и Марина Алби из компании Belca International, на волне перестройки, захотели привезти и раскрутить в Америке советского артиста. Они едут в нашу страну и узнают, что самым влиятельным и популярным рок-музыкантом советского союза является некто Борис Гребенщиков. Вездесущая активистка русского рока Джоанна Стингрей знакомит американцев с «Гребнем» и те проявляют интерес к нашему Бобу Дилану.
Они выбивают для Б.Г. визу и устраивают ему первые концерты в Америке. В Америке Борис знакомится с Дэвидом Боуи, Игги Попом, Дэйвом Стюартом и Энни Леннокс, Джорджем Харрисоном и Томом Петти. Живет дома у Лу Рида.
Через нашу организацию «Межкнига» (подобие авторского общества в те времена) подписывают контракт с крупным лейблом CBS records на запись англоязычного альбома Бориса Гребенщикова.
В мае 1989 года начинается раскрутка альбома в Америке. Первый сингл “Radio Silence” попадает на американское радио и в чартах современного рока (Modern Rock Tracks) он достигает 7 места и остается в хит-параде в течении 10 недель.
Клип на песню крутится не меньше чем последний хит Мадонны. Альбом “Radio Silence” записывается с участием Энни Ленокс, Крисси Хайнд из “Pretenders”, Рэя Купера, музыкантов «Аквариума» и гитариста, он же продюсер альбома, Дейва Стюарта из “Eurythmics”. На альбоме присутствуют две песни на русском языке, «Китай» и «Молодые львы».
На шоу Дэвида Леттермана (нечто похожее есть сейчас у нас на ТВ – шоу «Вечерний Ургант») Гребенщикова представляют, как «soviet superstar». Леттерман спрашивает Гребенщикова про деньги, на что тот заявляет, что американцы слишком много уделяют вниманию к денежным знакам. «Внимание к деньгам – это то, что сделало скучной большую часть американской музыкальной культуры». «Гребень» имел ввиду коммерциализацию музыки в целом и появление MTV в частности, которое негативно сказывается на качестве музыки. На том же шоу Гребенщиков предстает подстриженным, что не понравилось боссам CBS. Его прежний внешний вид, длинные волосы и конский хвост более подходил к имиджу рок-звезды.
Альбом “Radio Silence” поступает в продажу, но достигает лишь 198-го места в главном хит-параде страны и через две недели исчезает из него. Всего на раскрутку советской звезды в Америке было потрачено два с половиной миллиона долларов. Это вместе с видеофильмом о записи альбома «Долгий путь домой». Второй диск был в планах у компании и даже записывается демо нового альбома, который выходит лишь в 1996 году под названием “Radio London” только в России.
Вот такие вот первые успехи и «неуспехи» наших на Западе. В разгар перестройки у наших рок-музыкантов издаются пластинки в Финляндии (Браво, Ва-Банкъ), Англии (Звуки Му), Франции (Кино, Центр), ФРГ (Круиз, Шах). Но крупного успеха они там не имели. Лишь в нулевых в чарты Европы попадают синглы электронного проекта P.P.K., аж на третье место в Британии. Алсу поднялась на 27-е место там же, с песней “Before You Love Me”, в Испании и Италии становится популярным трио «Серебро», в Швейцарии сингл Тимати. Но первым и пока единственным громким успехом во всем мире от Америки до Японии, стал дуэт Тату. Их пластинки в общей сложности разошлись тиражом свыше десяти миллионов. Но это другая история.
ПИНК ФЛОЙД ЛЕТИТ НАД «ОЛИМПИЙСКИМ»
Группа Pink Floyd и по сей день остается самой почитаемой у рок-фэнов нашей страны, особенно у коллекционеров виниловых пластинок. Альбом «Dark Side Of The Moon» считается эталоном для проверки качества акустической системы. Группа в нашей стране даже была встречена положительно советским режимом, хотя диски не издавались. Потом стала запрещена. Об этом я рассказывал в главе про 1980 год. Но настал момент, когда стало можно все или почти все.
25 ноября 1988 года советские меломаны, дожевывая утренний бутерброд и спеша на работу, чуть не поперхнулись этим самым бутербродом. В программе «120 минут» говорилось о том, что в Москву с визитом прибыли Ник Мэйсон и Дэвид Гилмор, музыканты “Pink Floyd”. Оказалось, что они приехали в качестве рекламной поддержки советско-французского космического экипажа «Союз ТМ-7». Музыканты передали космонавтам кассеты с записью музыки «Пинк Флойд», которые те навсегда оставили на орбите.
Многие журналисты тогда спрашивали про гастроли в СССР, на что музыканты отзывались положительно, мол, пригласят, приедем.
И действительно, в июне 1989 года группа прилетает с концертами в Москву. Вся аппаратура, свет были доставлены самым крупным грузовым самолетом «Руслан».
Сами музыканты утверждали, что гонорары с концертов они не получали, лишь просили заплатить техникам, бэк-вокалистам, обслуживающему персоналу. «Пинки» хотели выступить в этой загадочной стране, тем более, что наша система оплаты зарубежных артистов гонорар не потянет.
Музыканты не обманули и привезли в Россию полноценное шоу, такое же, как и в других странах их мирового турне в поддержку первого за четыре года альбома “ A Momentary Lapse of Reason”. Был и парящий над зрителями надувной хряк, световые галлюциногенные эффекты, видеоряд на заднике сцены, звук на высшем уровне в зале с плохой акустикой. Концерт начался с “Shine On Your Crazy Diamond”, а затем минут тридцать пять звучал материал с последнего диска и лишь во второй части последовали классические хиты. Во время песни “Money” на сцену полетели советские копейки. Те, кто не был на концертах, может послушать вышедший в 1988 году концертный альбом «Нежный звук грома», почти, что тот же самый набор песен. Тем более, что после советских концертов фирма «Мелодия» сделала подарок советским меломанам, выпустив этот двойной альбом без купюр. Хотя на торрентах вы найдете видео с московских концертов в июне 1989 года. Как говорится, знай наших или голь на выдумку хитра, съемки ведь были запрещены самими «Пинками».
В общем, «Жаль, что вас там не было»…
ГРИНПИС СОБИРАЕТ ЗВЕЗД
После пластинки Пола Маккартни в нашей стране выпускается еще один альбом с зарубежными поп-рок звездами. Альбом Гринпис «Прорыв» вышел одновременно с остальным миром.
Как вы знаете экологическая организация «Гринпис» появилась в Канаде в 1971 году, на данный момент ее активисты присутствуют в 47-ми странах земного шара. В 1989 году организация пришла и в СССР, став первой независимой организацией союза.
Многие звезды узнав, что альбом будет распространяться в СССР, а деньги пойдут на защиту природы с радостью отдавали свои песни для двойного сборника. Таких нашлось 25 поп и рок-звезд, многих мы услышали впервые. Sade, Dire Straits, Sting, Eurythmics, INXS, R.E.M., Simple Minds, U2, Peter Gabriel, Pretenders, Bryan Adams, Belinda Carlisle, Bryan Ferry и многие другие. Двойной виниловый диск продавался по цене в целых одиннадцать рублей! Но он того стоил, помимо отличного оформления, к диску прилагался цветной буклет, отпечатанный на прекрасной бумаге и рассказывающий о «Гринпис» и об артистах записанных на диске.
Это был ценный альбом. С него началось близкое знакомство со многими из тех, кто там отметился. В день начала продаж диска магазин пластинок на Калининском проспекте (сейчас Новый Арбат) брали штурмом. Казалось, очередь тянулась от Кремля. В Книге рекордов Гинесса она попала, как самая длинная очередь в мире! К маю 1989 года тираж альбома перевалил за миллионную отметку.
Для рекламной компании в Москву приезжают Sting, Peter Gabriel, Annie Lennox из «Eurythmics», David Byrne из “Talking Heads”, дуэт «Thompson Twins», Edge из U2 и Chrissie Hynde из “Pretenders”. Мировые звезды устроили пресс-конференцию посвященную выходу альбома и запуску «Гринпис» в СССР. Потом звезды гуляли по Красной площади. Газета «Комсомольская правда» сделала анонс, в котором указала, что такого то числа, в такое то время у входа в магазин «Мелодия» на Калининском, Гэбриэл, Эдж и Леннокс будут раздавать автографы. Странно, но ажиотажа не наблюдалось.
ROXETTE – ВТОРОЙ ПОСЛЕ АББЫ УСПЕШНЫЙ ШВЕДСКИЙ ЭКСПОРТ
Конечно, можно вспомнить группу «Европа», но у них вышло всего два хитовых альбома. Или Ингви Мальмстина, но кто сейчас вспомнит этого умельца быстро бегать пальцами по гитарному грифу. Кстати, Мальмстин приезжал к нам в 1989 году на гастроли, благодаря пластинке «Трилогия» выпущенной у нас в стране, его узнали и полюбили. Роксет же, не оказались «калифом на час».
Осенью 1985 года, успешный шведский музыкант Пер Гессл заехал на работу к своей будущей жене. Пока Оса занималась своими делами, Пер, который не расставался с гитарой нигде и никогда, сочинил новую песню. Вечером он показал ее своей подруге и друзьям. Вердикт был однозначным. Это хит. Но что делать с ней Гессл еще не решил. Его группа “Gyllene Tider” уже распалась, для сольного сингла песня Перу не подходила. Тогда он просто показал новую песню своему боссу с фирмы EMI, тот, послушав, решил, что Перу нужно записать ее в дуэте с успешной шведской певицей Мэри Фредрикссон. «Это, правда, хорошо звучит, но мне это как-то не подходит» — сказала она: «Мне это кажется немного попсовым».
«Я могу написать к ней английский текст и изменить аранжировку» — предложил Пер.
Теперь песня называлась “Neverending love”. Мэри и Пер решили, что на обложке пластинки не будет их имен и фотографий. «Разовый» проект решили назвать Roxette (так назывался экспортный вариант бывшей группы Пера), сингл вышел и летом 1986 года к удивлению участников дуэта, становится большим хитом в Швеции. Было решено продолжать проект и выпустить альбом. Главной целью был выход на международную арену, ведь и Пер и Мэри уже «звезды» на родине, а за пределами Швеции их никто не знал.
Первый альбом “Pearls of Passion” к декабрю значился под номером два в чартах Швеции. Несмотря на небольшое промо-турне в некоторых европейских странах, первый альбом прошел незамеченным. Второй альбом «Роксет» должен был расставить все точки. «Пан или пропал». К концу 1988 года первые синглы, а потом и сам альбом “Look Sharp” стал большим хитом на родине, а за ее пределами опять тишина.
В январе 1989 года четвертый сингл с альбома “The Look” решили выпустить по всему миру. В марте он вошел в европейские страны и быстро дошел до первых строчек чартов. Им удалось прорваться и на таком важном рынке, как Британия, но в Америке их пластинка даже выпущена не была. Фирма комментировала это тем, что ни одна радиостанция в стране не станет крутить неизвестную шведскую группу. Впрочем, помог счастливый случай, многим известный и ставший легендарным.
«Американец по имени Дин Кушман учился по обмену студентов в Буросе, и там купил альбом «Look Sharp», который он привёз с собой домой. Диск шведов так сильно нравился, что он оставил пластинку на радиостанции у себя дома в Миннеаполисе, штат Миннесота. Там у них была программа по заявкам слушателей. Каждый мог попросить поставить в эфир свой самый любимый альбом.
Но ничего не произошло — никто не стал ставить этот альбом в эфир. Спустя некоторое время Дин пришел на радиостанцию и попросил вернуть ему его пластинку. Брайан, ди-джей на радио решил все же послушать первую песню, которой была «The Look.
«Что же это такое?» — спросил кто-то. «Это звучит потрясающе!».
Песню все же решили запустить по радио и в момент звучания, раздалось несколько звонков от слушателей, которые хотели узнать, что за песня звучит у них сейчас по радио и кто ее исполняет. Так продолжалось несколько дней. Песню начали заказывать, запросы на песню поступали со всех штатов. А песня даже не была выпущена в Америке ни на одном носителе! Ди-джею пришлось делать копии и отсылать на другие радиостанции.
«Эти шведы, написавшие текст, не понимали, какой это потрясающий текст, думал Брайан, когда «The Look» часами крутили на радио по всей Америке. Он также был убеждён, что человек, для которого английский был родным языком, никогда не смог бы написать такой текст. В этом тексте не было никаких языковых комплексов, и поэтому он нравился».
Вся эта небольшая истерия вокруг песни заставила расшевелиться людей с фирмы представлявшей «Роксет» в Америке. Теперь они уже не могли игнорировать «неизвестную группу» из Швеции. В итоге, сингл достиг первого места в США, третий случай, когда шведские исполнители добились такого успеха в штатах. Всего четыре сингла «Роксет» попадут на первую строчку американского хит-парада.
Летом 1989 года в «Программе А» по советскому телевидению показали клип на песню “The Look”, трек и сама группа становится очень популярной на территории Советского союза. Пожалуй, это был первый случай, когда актуальная зарубежная поп-музыка становится популярной в нашей стране не с опозданием на пару, а то и больше лет, а в один момент со всем остальным миром.
Roxette проводят успешное мировое турне. Песня “It Must Have Been Love”, которая впервые появляется еще в 1987 году, в 1990-м становится одной из самых популярных за год, благодаря тому, что включена в саундтрек к фильму «Красотка». Два альбома в сумме дают тираж в 20 миллионов, а общий тираж всех дисков перевалил за 60 миллионов к данному моменту. Roxette вторая шведская группа после ABBA, которая достигают такого успеха во всем мире.
В 1995 году Roxette приезжают с концертами в Москву и на время расходятся. Следующий альбом появляется в 1999 году, но в Америке про них уже забыли, а в Европе их диски и концертные турне по-прежнему пользуются спросом.
В 2002 году у Мари Фредрикссон врачи обнаружили опухоль мозга, операция по удалению прошла успешно, но в 2016 году врачи рекомендовали прекратить концертную деятельность по состоянию здоровья. Концерты Roxette были отменены, а на официальной странице Roxette в Facebook был опубликован пост: «спасибо за прекрасные 30 лет вместе».
СКАНДАЛ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ИЛИ «БЕС В РЕБРО»
В 1989 басист самой известной и самой живучей рок-н-ролльной группы мира The Rolling Stones, Bill Wyman женился. Женился во второй раз. Казалось бы, что здесь такого необычного.
По порядку. В своих мемуарах Билл Уйман указал, что в течении всех шестидесятых у него были связи с двести семьдесят восьмью женщинами, а за всю жизнь более тысячи. Впервые «одинокий стоун», как он сам себя называл, женился еще в 1959 году, а в 1969 году развелся. От этого брака у него есть сын Стивен, который остался с ним после развода.
В 1983 году наш «повеса» встречает юную тринадцатилетнюю модель Мэнди Смит, которая в то время пыталась пробиться в кино и на подиуме. Билл помог красавице, но видимо неспроста. У них начались отношения, которые даже благословила мать Мэнди, Пэтси Смит. Поползли нехорошие слухи, которые привели в шок чопорную Британию. В интервью 2010 года, Мэнди рассказала, что половые отношения у них начались год спустя, то есть когда девице было 14 лет. И сидеть бы Уайману в тюрьме, если бы они так тщательно не скрывали свои отношения. Ну а слухи, чтож, слухи… Не пойман, не вор.
2 июня 1989 года, когда Мэнди исполнилось 18 лет, а Уайману 47 они обвенчались. Снимки свадьбы облетели весь мир, даже советский журнал «Эхо планеты» публикует цветные фото. Впрочем, в 1991 году пара расстается. Но история не заканчивается. Сын Уймана Стивен вскоре женится… на матери Мэнди, Пэтси. Такая вот «Санта-Барбара».
В том же году «Роллинги» выпускают удачный альбом “Steel Wheels” и впервые за восемь лет отправляются в мировое турне. Входе которого впервые играют в бывшем соц.лагере (в 1976 году им, правда удалось дать два концерта в Югославии), в Чехословакии и встречаются с новым лидером страны Вацлавом Гавелом. Вездесущий Стас Намин, после успеха Московского фестиваля мира пытается привезти «стоунз» в СССР, но не находит требуемую сумму и меркантильные «звезды» к нам не приехали. В России «Роллинг стоунз» побывают лишь в 1998 году.
ПРОГРАММА А
До 1989 года, советские телезрители, жаждущие популярной музыки на экране, могли довольствоваться программой «Утренняя почта», «Музыкальный киоск», «Песня года», «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», «Шире круг», «Музыкальный ринг». Клипы показывали во «Взгляде» и программе «До и после полуночи». На Ленинградском телевидении появляется «Поп-Антенна», на московском «Музыкальный лифт». Про телешоу «50/50» шла речь в прошлой главе.
Вечером 5 февраля в телевизионной сетке значилась программа «Новости поп-музыки». Программа знакомила с новинками отечественной и западной музыки. Последующие выпуски выходили уже под названием «Программа А». Автор и ведущий программы, режиссер Сергей Антипов долго думал, как назвать новое детище и так как все рубрики программы начинались на букву «А» — «Афиша», «Ассорти», «Автора», «Акцент», то так и решили назвать передачу, «Программа А».
В первых выпусках большое внимание уделялось западной поп и рок-музыки, в дальнейшем акцент полностью сместился на российский рок. А поп-музыка практически исчезла.
В программе впервые был продемонстрирован пример черного пиара. Когда в студию были приглашены Крис Кельми и Вадим Усланов. Последний утверждал, что в самом популярном хите года «Ночное рандеву» звучит его голос, а Кельми только открывает рот. Но этот скандал лишь добавил популярности обеим артистам и песне. Так мы узнали и о «фанере» и о пиаре, хотя слово такого еще не знали.
Артемий Троицкий вел рубрику «Авангард» где знакомил с интересными представителями, многим доселе неизвестными, альтернативной музыки. Впервые показал Sex Pistols, познакомил меломанов со свердловской группой «Агата Кристи». Некоммерческие группы типа «Вопли Видоплясова», «Ва-Банкъ», «Тайм-аут», «Ногу свело», «АукцЫон», «Н.О.М.» получили большой ангажемент в рамках передачи.
В 1994 году впервые показали концерт «Гражданской обороны», на экранах появляется абсолютно неформатная группа «Сектор газа».
Сергей Антипов постоянно устраивал в прямом эфире фестивали, живые концерты, премьеры клипов. Свою роль ведущего он считал незначительной, но мы до сих пор помним добродушного бородача в очках, в красной рубашке, который предварял рубрики небольшими комментариями и запускал сюжеты с большого пульта. «Программа А» просуществовала до апреля 2000 года. Сергей Антипов умер 1 февраля 2015 года.
СЕКТОР ГАЗА
Группа «Сектор газа» безусловно, явление на нашей сцене. Некоторым за это явление стыдно, некоторые до сих пор слушают. Многие обижаются на станции, которые крутят русский рок, почему те не ставят в эфир «Сектор газа». Спорное, но явление, безусловно, громкое.
В 1987 году, как и во многих городах в те времена, в Воронеже появляется рок-клуб. Стоящих групп на тот момент было всего три или четыре, и все они вошли в состав.
Юрий Клинских, которого прозвали «Хой», из-за того, что на своих первых концертах он часто выкрикивал в зал, этот панковский клич, в то время работал инспектором ГАИ. Его милицейская форма частенько помогала решить организационные вопросы с концертами в рок-клубе. Накануне второго рок-фестиваля и появилась группа «Сектор газа».
В Воронеже были химические заводы, как-то попав туда, кто-то сказал: «Вонища, какая… Прямо, сектор газа». Клинских решает, что это отличное название для его группы.
Первые же песни новой группы стали популярными в городе, эдакий «городской фольклор» с окраин. По сути это были дворовые частушки под электрическую гитару, в текстах часто «ненормативная лексика», несмотря на то, что в жизни Юра не ругался матом и вообще по воспоминаниям родителей рос добрым, честным, даже застенчивым ребенком (кстати, подтверждаю, мне доводилось общаться с Хоем, действительно застенчивый, с интересным музыкальным кругозором – автор). На вопрос, зачем ему мат в песнях, Хой отвечал: «А вы посмотрите, мат на улице, мат в автобусе, это жизнь. Я не использую мат ради мата. Стараюсь быть честным и если без него никак, то он появляется в тексте». Кто-то окрестил стиль коллектива «Сектор газа» — «жлоб-рок».
Первый постоянный состав группы появился в 1989 году, тогда же выходят первые альбомы «Плуги-вуги» и «Колхозный панк», которые принесли неслыханную популярность у молодежи по всему советскому союзу. Альбомы распространялись через ларьки звукозаписи. Легенда гласит, что в Воронеже «Сектор газа» выступали на разогреве у приехавших в город, Кинчева и «Звуки Му». Петру Мамонову «Сектор» понравились.
Начались большие гастроли, которые часто останавливались представителями правоохранительных органов, в газетах сплошь разгромные статьи и репортажи со скандальных выступлений «матерщиной группы». Публика, естественно, фанатела, интеллигентные меломаны, далекие от вкусов массовой толпы, были в ужасе.
Последовал контракт с крупной фирмой “Gala Records” и в 1992 году выходит их первая официальная пластинка «Колхозный панк». Но масс-медиа, считавшая группу пошлой и низменной не пускала в эфир.
Такая ситуация продолжалась на протяжении всей карьеры. Изредка группа мелькала в программах «Кафе Обломов», «Программа А», но это были исключения. Группу знали по записям, концертам по всей стране, музыканты бывали в Германии и Израиле. За время существования группой было выпущено более 15 альбомов, которые распространялись по стране фантастическими тиражами, в основном «пиратские» издания. Последний альбом вышел в 2000 году, после смерти Юрия Клинских 4 июля. Клинских не скрывал своего пристрастия к алкоголю, в его жизни так же были и наркотики, на которые его подсадила гражданская жена Ольга, страдал гепатитом.
После смерти появляются группы, в которых играют бывшие участники оригинального «Сектора», но успеха они не имеют.
СОВЕТСКИЕ ПОП-ИДОЛЫ
В 1989 году к уже существующим поп-кумирам (Виктор Салтыков, Юра Шатунов) прибавляются Женя Белоусов, Дима Маликов и Владимир Пресняков-младший.
Владимир Пресняков вырос в известной музыкальной семье. Его отец, тоже Владимир или Петрович, как его часто зовут друзья и коллеги, известный музыкант, композитор. Участвовал в ВИА «Норок», «Самоцветы». В 1965 году знакомится с певицей Еленой Кобзевой, которая становится его женой. В 1967 году у них рождается сын Владимир.
Пресняков-младший дебютирует в 1982 году в возрасте 13 лет. Тогда в программе популярной группы «Круиз» он поет несколько песен собственного сочинения, а спустя два года уже работает в варьете Лаймы Вайкуле.
Известность у молодежи ему приносит фильм «Выше радуги» и композитор Юрий Чернавский, который написал для него песни, ставшие классикой советской поп-музыки: «Зурабаган» и «Острова». Пресняков поет высоким фальцетом, за что неоднократно критикуется старшим поколением и поклонниками рока. Выдержки из писем в «Комсомольскую правду» тех лет:
«Парень, а поет девчачьим голосом. Не понимаю». (И.Кузовлева, 47 лет)
«Я люблю металл, а это эстрада (презрительно) (из разговора после концерта группы «Ария»)
В 1986 году знакомится с дочерью Пугачевой, Кристиной, которая младше его на четыре года. Почти сразу же Пресняков и Орбакайте начинают жить гражданским браком. Это первая звездная пара советского союза, которую открыто, обсуждает пресса и жители страны. Несмотря на рождение сына Никиты, официально зарегистрированы не были, а в 1996 году Пресняков и Орбакайте расстаются, сохранив теплые отношения.
В 1990 году Пресняков кумир молодежи, виниловая пластинка «Папа, ты сам был такой» расходится крупным тиражом. Наша пресса, любящая вешать нелепые ярлыки, называет Владимира – советским Майклом Джексоном.
В начале следующего десятилетия пик карьеры. Появляется народный хит «Стюардесса по имени Жанна», а его балладный песенный материал привлекает более взрослую аудиторию. До середины девяностых он востребованный поп-артист России с множеством хитов.
В нулевых он почти исчезает из шоу-бизнеса, но все помнят и знают, кто такой Пресняков. Его преследуют творческие, личные проблемы, проблемы с алкоголем.
В 2010 году он женится во второй раз (первой, официальной женой была Лена Ленская) на выпускнице «Фабрики звезд» Наталье Подольской с которой начинает совместные выступления.
Дмитрий Маликов, так же появился в музыкальной семье. Его отец Юрий Маликов руководитель самого популярного ВИА «Самоцветы» в семидесятых.
Юный Дмитрий, как и Пресняков, рано начинает сочинять музыку и выходить на профессиональную сцену. Его первые песни записывает Лариса Долина.
На телеэкранах он появляется в 1986 году в программе «Шире круг» с песней «Я пишу картину».
В 1988 году он становится известен московской публике, после выступления на фестивале газеты «Московский комсомолец» с песней «Ты моей никогда не будешь».
Вся страна узнает его по песне «До завтра», премьера которой состоялась 1 января 1989 года в новогоднюю ночь. С этого момента Маликов кумир девочек подростков.
В следующем 1990 году он собирает спорткомплекс «Олимпийский» и становится «Певцом года» в опросе «Звуковой дорожки» МК.
В девяностых и нулевых, ежегодно, его новые хиты попадают в хит-парады. Карьера протекает легко и без каких, либо падений. У нынешнего поколения в кумирах другие артисты, но Маликов все еще остается в обойме отечественных исполнителей.
Дмитрий помимо поп-музыки уделяет время классической музыке, он с отличием заканчивает государственную консерваторию и дает концерты классической музыки собственного сочинения и выпускает инструментальные альбомы.
Женя Белоусов года на три, переплюнул по популярности и Преснякова и Маликова. Виной всему творческий и супружеский тандем поэтессы Любови Воропаевой и композитора Виктора Дорохина.
Белоусов начинал, как бас-гитарист в группе Бари Алибасова «Интеграл». С Воропаевой и Дорохиным его познакомила редактор музыкальных программ ЦТ Марта Могилевская, с которой у Белоусова был роман. Марта посоветовала им сделать из него звезду, бросить Катю Семенову, с которой те тогда работали. Белоусов какое-то время продолжает выступать в составе «Интеграла», в итоге уходит под крыло нового и первого советского продюсерского дуэта. Потом разъяренный Алибасов позвонил Воропаевой, дескать, вы у меня Женю украли.
Первой записанной песней стала «Алушта», на которую был снят примитивный клип, но показанный в «Утренней почте», а тогда это был большой шанс стать мгновенно популярным. Этого не произошло. Воропаева и Дорохин изучают европейский поп-материал, смотрят видео модных артистов. Записали песню «Ночное такси», но Дорохин был не слишком доволен. Требовал от жены «пошлятины», в том смысле, что текст должен быть абсолютно дурацким, но сходу цепляющий простотой. Воропаева долго отказывалась опускаться до требуемого уровня, в итоге разозлившись, пишет текст «Девочка, моя синеглазая». Дорохин в восторге кричит: «Вот! Вот, что нужно».
Решили запустить сразу две песни и «Девочку» и «Ночное такси». Вы помните, что началось? Они звучали из каждого утюга.
Посыпались концертные предложения. Первое выступление на модной дискотеке в кинотеатре «Орион» прошло в 1989 году. И понеслись гастроли, телефон Дорохина разрывался, звонили со всей страны и предлагали любые деньги, лишь бы привезти Белоусова.
Пластинка с песнями Воропаевой и Дорохиной распродается рекордным для «Мелодии» тиражом. Но в 1990 году Дорохин принимает решение расстаться с Белоусовым. Контракт с продюсерами закончился 1 января 1991 года. Виктор сам же посоветовал ему нового «хозяина», композитора Игоря Матвиенко, который к тому моменту громко стрельнул с группой «Любэ». Так и вышло. Новые хиты «Девчонка-девчоночка», «Вечерок» и другие стали хитами. Но у поп-кумиров зачастую век недолгий.
В середине девяностых Женя Белоусов уходит в водочный бизнес. В 1997 году он перенес инсульт, попадает в больницу Склифосовского, где 2 июня умирает.
Интересный факт. И Дмитрий Маликов и Евгений Белоусов были мужьями Натальи Ветлицкой. С Маликовым у Ветлицкой был гражданский брак, а с Белоусовым самый короткий официальный. Десять дней!
ЛАМБАДА
«Ламбада», покорившая весь мир летом 1989 года стала не только хитом в исполнении французской группы Kaoma, но и танцевальным бумом начала девяностых.
«Ламбада» с португальского значит – соприкасаться, в Бразилии еще так называют любую хитовую песню. Происхождение известного нам танца уходит в конец 19 века. В то время в Бразилии существовал запрещенный танец «каримбо». Запрещен он был из-за фривольных движений, вращательные вращения бедрами, соприкосновения с партнером, эротизма. Похожим танцем был «матчиш», который явился прародителем «ламбады».
Аурино Куирино Гонсалвес, бразильский музыкант не раз заявлял, что является «крестным отцом» танца. В 1976 году он записал трек «Sambao», который является первой записью «Ламбады». Другие говорят, что гитарист Мастер Виейра так же был создателем известной мелодии. Но его «ламбада» вышла в 1978 году.
В течении всех восьмидесятых танец постепенно становится популярным в Бразилии, главным образом на карнавалах в Баия.
В середине восьмидесятых, один из таких карнавалов посещает французский продюсер Оливьер Ламотте. Он покорен танцем и мелодией «ламбады» и решает популяризировать танец в Европе, для этого покупает права на 300 разных версий «ламбады». По приезду домой, он создает группу «Kaoma» состоящую из выходцев Южной Америки. В 1989 году выходит сингл, который покоряет весь мир, пластинка расходится тиражом в пять миллионов копий (по другим данным 20 миллионов), а количество людей захотевших научится модному эротичному танцу, не поддается подсчету.
Как это часто бывает, отыскиваются обиженные и обделенные деньгами исполнители ранних версий и на группу подают в суд. Коллектив «Лос Кьяркас» заявляет, что текст песни оказывается идентичным их хита 1981 года «Она ушла», а танцевальная аранжировка новой «ламбады» принадлежит перуанской группе «Квартето Континентал». Пришлось выплачивать круглую сумму.
Но «Ламбада» уже шагает по миру и добирается до Советского союза. В программе «Утренняя почта» показывают клип на песню, его сняли на островах Средиземного моря и в Баии. Сюжет прост, на сцене небольшого кафе группа «Каома» поет свою песню. Посетители танцуют «Ламбаду», мальчик Чико зачарованно следит за танцующими парами и приглашает девочку по имени Роберта на танец. Увидев свою дочь, бесстыдно вращающую бедрами в обнимку с чернокожим мальчиком, приходит в бешенство. Пара разлучена, на помощь приходит вокалистка «Каомы» Лоалва, которая приглашает грозного папашу на «Ламбаду». Все счастливы, все танцуют «Ламбаду». Хэппи-энд.
По всей стране создаются кружки, где обучают популярному танцу, «ламбада» обязательный номер на дискотеках. Сергей Минаев выпускает сингл с четырьмя «стебовыми» версиями на фирме «Мелодия».
Популярность «Ламбады» была недолгой. Уже в 1991 году она надоела. Правда в 2011 году, Дженифер Лопез выпускает сингл “On The Floor” в котором цитируется знаменитая мелодия. Ее сингл расходится по миру тиражом в одиннадцать миллионов!
МИРОВЫЕ ХИТЫ:
Madonna “Like A Prayer”
Bangles “Eternal Flame”
Paula Abdul “Straight Up”
Alice Cooper “Poison”
Richard Marx “Right Here Waiting”
Программа «Песня года-89» отчиталась следующими шлягерами:
Ион Саручану «Незабудка»
Электроклуб «Игрушка»
Вячеслав Добрынин «Не сыпь мне соль на рану»
Итоги 1989 года согласно опросу читателей газеты «Московский комсомолец» (в рубрике «Звуковая дорожка»)
Лучшая певица:
- Алла Пугачёва
- Наталья Гулькина
- Ирина Аллегрова
- Татьяна Овсиенко
- Светлана Разина
- Жанна Агузарова
- Ольга Кормухина
- Маша Распутина
- Лариса Долина
- Настя Полева
Лучший певец:
- Дмитрий Маликов и Женя Белоусов
- Дмитрий Варшавский и Константин Пахомов
- Владимир Кузьмин, Виктор Цой
Лучшая группа:
- Ласковый май
- Электроклуб
- Кино
Итоги 1989 года согласно общесоюзному хит-параду ТАСС «Музыкальный олимп»
Лучшая певица:
- Алла Пугачёва (11 126 голосов)
- София Ротару (5 628)
- Жанна Агузарова (1 300)
- Лайма Вайкуле (910)
- Катя Семёнова (907)
- Лариса Долина (185)
- Ирина Понаровская (45)
- Анне Вески (40)
- Ольга Кормухина (10)
- Наталья Воеводина (8).
Лучшая группа:
- Ласковый май
- Наутилус Помпилиус
Лучшая песня:
- «Девочка моя синеглазая» — Женя Белоусов
- «Ночное такси» — Женя Белоусов
- «Маргарита» — Валерий Леонтьев
- «Белые розы» — «Ласковый май»
- «Как мне быть?» — Александр Серов
- «Такое короткое лето» — Женя Белоусов
- «Я тебя поцеловала» — Алла Пугачева
- «Я хочу быть с тобой» — «Наутилус Помпилиус»
- «Розовый вечер» — «Ласковый май»
- «Ночное рандеву» — Крис Кельми
- «Примерный мальчик» — Валерий Леонтьев
- «Рисунок» — Валерий Леонтьев
- «Доктор время» — Валерий Леонтьев
- «Алушта» — Женя Белоусов
- «Грешный путь» — Валерий Леонтьев
- «Ты моей никогда не будешь» — Дима Маликов
- «Недотрога» — Володя Пресняков
- «Баллада о капитане» — Владимир Кузьмин
- «Группа крови» — «Кино»
- «До завтра» — Дима Маликов