Радиола. Год 1988

11 июня 2023 12:34

Документальный авторский цикл публикаций. На сайте Таблоид вы можете ознакомится с полным текстом всех выпусков, а так же послушать полную аудио версию. Артисты, события, явления в популярной музыке прошлого века. Год за годом. О чем приятно вспомнить и невозможно забыть.

1988

Год тысяча девятьсот восемьдесят восьмой.

АССА и другие рок-фильмы
Пол Маккартни записывет альбом для советских «битломанов»
Петер`с поп-шоу
Сергей Минаев первый диск-жокей
Бобби Макфферин «Не парься, будь счастлив»
Sonic Youth — торжество независимого рока
Фирма «Мелодия» и их «пиратская» виниловая серия

АССА И ПОЯВЛЕНИЕ РОК-КИНЕМАТОГРАФА

Асса — восклицание во время кавказского танца.
Асса — библейский термин, связанный с допотопным и послепотопным божественным творением.

Сергей Александрович Соловьев, известный кинорежиссер и преподаватель ВГИКа, в 1986 году решил снять картину, которой был бы гарантирован массовый успех. Все же его ранние работы не имели столь ожидаемого результата и это, честолюбивого режиссера сильно задевало.
Сценарист фильма «Здравствуй, мальчик Бананан» (рабочее название картины), Сергей Ливнев написал четыре варианта сюжета, еще во время съемок последней ленты Соловьева «Чужая белая и рябой».
snowy-yalta-600x374

Режиссер картины хотел Чеховского сюжета с молодежной музыкой. Вычисляя формулу успеха картины, Соловьев, вдруг подумал об индийском кино. Нужна романтическая героиня, пожилой любовник и молодой герой. И музыка, много музыки.

Àññà (1987), ðåæ. Ñåðãåé Ñîëîâüåâ

Бугаев, Друбич, Шумилов

Сергей Александрович совершенно не был знаком с тем, что слушала молодежь. Ни с каким «рок-андерграундом» он связан не был. Соловьев попросил музыкального редактора принести ему кассеты с актуальной музыкой. Режиссер слушал и попутно ставил галочки, оказалось, что он выбрал одного лишь Гребенщикова из всех прослушанных записей.

krymov-bananan-600x373

Съемки начались в конце 1986 года в Крыму, в зимней Ялте. Героиню фильма сыграла муза, жена, актриса Татьяна Друбич, которая впоследствии не раз говорила, что ни фильм, ни роль в этом фильме она не любит. Кстати, попутно она снималась в фильме «Десять негритят» у Говорухина, который играет третью главную роль. Друбич буквально разрывалась между съемками, основной работой врача-эндокринолога и маленькой дочкой. По роли ей досталось имя Алика. Дело в том, что у сценариста фильма в то время был роман с дочерью актера Вениамина Смехова, Аликой. В фильме героиня раскрывает секрет имени следующим образом: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
5

Действие фильма происходит в 1980 году и если уж изучать фильм досконально, то в нем есть неточности. Например, фотография Ника Кэйва на стене в комнате «Банана», вряд ли имя австралийского «гуру» было известно кому либо даже из продвинутых советских рок-музыкантов.
Несмотря на то, что в фильме идет противостояние между сильным криминальным авторитетом Крымовым и неформалом Бананом, Артемий Троицкий такую сюжетную линию раскритиковал, упомянув, что музыкальный и художественный «андерграунд» тех времен имел немало точек соприкосновения с уголовным миром.
npapl

Помимо песен Гребенщикова, в первый русский рок-саундтрек вошли песни группы «Браво», «Союз композиторов», Матецкого и Чернавского (см. глава 1983) и «Кино».
10

Мощной концовкой фильма явился кино дебют Виктора Цоя. Тот приходит устраиваться в ресторан на место убитого «Бананана», музыкантом. Цой молча выслушивает нудные обязанности артиста ансамбля ресторана, внезапно встает и уходит, в этот момент начинает звучать песня «Перемен», которая, по сути, дебютировала в этом фильме. Цой ее только написал и пообещал Соловьеву, что до премьеры фильма исполнять ее нигде не будет.
20

Для съемок последней сцены был выбран Зеленый театр в парке Горького, в Москве. Соловьеву нужна была массовка, и он сильно сомневался, что ему удастся набрать более пятидесяти человек. Узнав, что нужна массовка для съемок сцены с группой «Кино», «осоловевший» Соловьев с ужасом увидел двухтысячную толпу. Каждому вручили коробок спичек. Режиссер понял, что беды не миновать. И тогда абсолютно спокойный Цой вышел на сцену и сказал: «Ребята, мы присутствуем сегодня на съемках фильма «АССА», спички которые вам дали, уберите в карман и не зажигайте, пока вам не дали команды». После этих слов в обстановке абсолютной дисциплины съемки сцены благополучно завершились.

Кстати, Цой говорил, что его песня не имела никакой политической подоплеки, тем более, он не писал никакого гимна «перестройки». Но, так уж получилось, песня действительно стала гимном конца восьмидесятых.

А откуда название «АССА»? Легенда гласит, что во время съемок, часов в пять утра, в номер Соловьева постучался Бугаев и сказал раздраженному, сонному режиссеру:
«Вы хотите, что бы картина имела успех?» — «Конечно, хочу» — «Назовите фильм «АССА» — «Почему «АССА?» — «Просто назовите и все». Соловьев, чтобы отвязаться от Бугаева и пойти поспать, пообещал, но в итоге фильм так и назвали. Были и другие версии, но давайте остановимся на этой.

По словам Соловьева, съемки фильма заняли всего-то два месяца, но потом еще восемь он не мог найти места, а главное разрешение на премьеру. Власть, несмотря на перестройку, боялась молодежной субкультуры. Помог звонок Сергея Александровича Михаилу Горбачеву и первого апреля 1988 года, в ДК МЭЛЗ состоялась премьера.

kinopoisk.ru

Фильм моментально становится популярным и культовым особенно среди молодежи. Во многом благодаря саундтреку, а не сюжету. Соловьев утверждал, что видел, как на сеансе фильма во время звучания песни «Город золотой», люди вставали с кресел и хором подпевали Гребенщикову, затем спокойно садились и продолжали смотреть.

Если проводить параллели с другим культовым фильмом, следующего поколения, «Брат-2», то ни «Бананан», ни тем более, Крымов героями не стали, как Данила Багров. Героем стал Виктор Цой, чья популярность взлетела от небольшого рок-сообщества до массового слушателя на просторах всего Советского союза.

Что касается остального, так называемого рок-кинематографа, то в перестройку, он действительно имел место быть. В фильме «Взломщик» главную роль играет Константин Кинчев, там же эпизодические роли сыграли Андрей «Свинья» Панов, Алексей Вишня, Олег Гаркуша. Фильм большого успеха не имел.
Полудокументальная работа Рашида Нугманова «Йя-Хха» вышла в 1986 году и является учебной работой режиссера. В получасовом фильме появляются музыканты «Аквариума», «Алисы», «Кино», «Зоопарк».
Прибалты снимают документальную проблематику, фильм о «неформальной» молодежи «Легко ли быть молодым». Лента выходит в 1986 году.
В 1988 году на экран выходит психологическая драма «Трагедия в стиле рок». В фильме мелькает Олег Гаркуша, группы «Поп-Механика» и «Бригада С».
Виктор Цой снимается у Рашида Нугманова в фильме «Игла», с этого фильма начинается популярность песни «Группа крови».
В 1987 году на экраны выходит документальный фильм Алексея Учителя «Рок». Администратором фильма была назначена жена Цоя Марианна, благодаря которой, мы видим «Камчатку», место, где Цой работал кочегаром. В фильме сняты почти все значимые на тот момент группы: «ДДТ», «Аквариум», «АукцЫон», «АВИА» и Александр Башлачев.

«СНОВА В СССР» ПОТЯНУЛО ПОЛА МАККАРТНИ

После отвратительно раскупавшейся пластинки 1986 года “Press To Play” Пол Маккартни решает выпустить сборник лучших хитов и отдохнуть-подумать. Но 20 и 21 июля 1987 года Пол и музыканты: Мик Грин — гитара, Ник Гарви — бас, Мик Галлахер – фортепьяно, Крис Уиттен и Генри Спинетти – ударные, записывают одним махом 21 песню исключительно классики рок-н-ролла пятидесятых годов. “Kansas City”, “Twenty Flight Rock” (одна из первых песен вообще, которую научился играть юный Пол), “That`s Alrigh”, “Lucille” и даже Гершвинскую “Summertime”. Плюс “It`s Now Or Never” Элвиса.
Записали и разбежались. Зачем? Оказывается, в голове у Пола созрел план. Издать пластинку только для рынка в СССР. Маккартни знает, какую бешеную популярность имеют Битлз в этой большой стране. Знает, что их пластинок в свободной продаже нет, их можно купить только на черном рынке за приличные деньги. Замышляет план «с ног на голову». Все поклонники Пола во всем мире будут гоняться за этой пластинкой, а в СССР она будет в свободной продаже.
17

19 ноября Пол и его жена Линда встречается в Лондоне с советским журналистом Артемием Троицким. Перестройка сделала невозможное. В Британии у него выходит книга о русском роке “Back In U.S.S.R.”. Линда делает совместную фотографию, а Пол решает назвать советский альбом по старой битловской песне.

Пол Маккартни держит книгу Артемия Троицкого (справа) «Back In USSR»

В апреле 1988 года в Москве представители фирм EMI и «Мелодия» подписывают контракт на выпуск альбома “Back In U.S.S.R.” на территории Советского союза.

Летом газета «Московские новости» пишет о предстоящих концертах Маккартни в нашей стране. Сам Маккартни об этом даже ничего не знает.

В сентябре для рекламной компании пластинки в прессе появляется интервью с Полом, взятое советскими журналистами Андреем Бирюковым и Юрием Сагайдаком еще в мае. Именно тогда Пол открыл всем «страшную тайну»:
— Пол, а что ты знаешь о советской эстраде?

— Ну, что здесь можно услышать — разве что «Подмосковные вечера». Да еще этого парня… (морщится, вспоминая). Да, Юрия Антонова. Мои познания ограничиваются хором ансамбля Красной Армии. Но их исполнение — великолепное. Вообще-то мы мало слышим зарубежных песен и исполнителей».

1 октября пластинка выходит в свет только на территории бывшего союза. Ажиотаж был в крупных городах день-два. Стоит пластинка дороговато, целых четыре рубля, против трех рублей и пятидесяти копеек, обычной лицензионной продукции. В декабре выходит вторая версия альбома, на котором не одиннадцать как в первой версии, а тринадцать вещей. Пластинку уже можно купить свободно, без очереди.

Но на западе, как и предполагал Маккартни происходит истерия. Битломаны со всего мира едут туристами в СССР, в надежде скупить альбом. По некоторым данным за небольшой период через границу нашей страны было вывезено не менее 150 тысяч советского альбома Маккартни. В Америке диск появляется на блошином рынке по цене 150-200 долларов. В Британии цена доходит до 500 фунтов.

13474

Пол вместе с ведущим Сэмом Джонсом в эфире BBC

В январе 1989 года Маккартни в студии русской службы BBC отвечает на звонки советских слушателей. Собственно на этом история с альбомом и заканчивается.

Но! 16 января 1990 года перед концертом на Уэмбли Пол принимает делегацию из Советского союза. Приехали представители фирмы грамзаписи «Мелодия» вручить золотой диск за четырехсоттысячный тираж пластинки «Снова в СССР».
zolotoy_disk

Пол единственный иностранный артист, который имеет эту награду из союза. Карел Готт не в счет, он почти наш.

И ставим точку. В конце осени 1991 года Маккартни взял и обманул советский народ, пластинка «Снова в СССР» больше не является эксклюзивной. Пол переиздает альбом на компакт-диске для всего остального мира, добавив в альбом еще одну песню. Альбом не имеет успеха. В Америке диск занимает 109 строчку в хит-параде альбомов, в Британии 63-е место.
115115530 

БРАТЬЯ УИЛБЕРИ И СМЕРТЬ РОЯ ОРБИСОНА

Если альбом Маккартни “Press To Play”, как я и писал в начале предыдущей главы, раскупается плохо, то вышедший почти в то же время альбом Джорджа Харрисона “Cloud Nine” становится бестселлером. В этом заслуга не только сентиментального мелодизма «экс-битла», его плачущей слайд-гитары, но и продюсерской работы его друга, вокалиста и участника группы E.L.O. Джеффа Линна.

После плохо продававшегося альбома “Gone Troppo” в 1982 году, Джордж на время завязал с музыкой. Еще в 1979 году он создал свою кинокомпанию “HandMadeFilms” и в 1986 году решил продюсировать картину «Шанхайский сюрприз». Главные роли, в которой сыграла Мадонна и ее муж на тот момент, актер Шон Пенн. Но картина с треском проваливается. Джордж возвращается к тому, что у него получается лучше. Сочинять и записывать музыку.

SHANGHAI SURPRISE, Sean Penn, Madonna, George Harrison on set, 1986, (c)MGM

SHANGHAI SURPRISE, Sean Penn, Madonna, George Harrison on set, 1986, (c)MGM

Харрисон сразу подумал о Джеффе Линне, как о продюсере альбома. «Он гитарист, композитор, он знает, что такое успех. Думаю, у нас с ним может, что-то получится – вспоминал Джордж».

Линну приглашение польстило, он был большим поклонником Битлз, да и в музыке его группы ELO всегда слышались «битловские» нотки.

Jeff Lynne, George Harrison

Jeff Lynne, George Harrison

В январе 1987 года работа закипела, к записи альбома были подтянуты Эрик Клэптон, Элтон Джон и Ринго Старр. Несмотря, на то, что музыканты работали с Харрисоном временно, у него сложилось впечатление, что он снова в Битлз, настолько все было органично и слаженно у них получалось вместе.

Пластинка вышла к концу года и стала самым большим успехом «экс-битла» за последние пятнадцать лет. Первый сингл, кавер на старую песню Джеймса Рэя “Got My Mind Set On You” возглавила чарты Америки и попала на верхние строчки четырнадцати стран.

Cover "Cloud Nine"

Cover «Cloud Nine»

В поддержку диска вышло еще два сингла. Харрисон решил записать новую песню на вторую сторону последнего сингла «This is love”. Для записи песни, Джефф Линн, сам того не планируя, собрал Роя Орбисона, Боба Дилана, Тома Петти!

А случилось это так:

Джефф Линн и Джордж завтракали в Лос Анджелесе, обсуждали запись новой песни, когда Линну позвонил Рой Орбисон, над последним альбомом которого работал Джефф. Слово за слово и Орбисон напросился подпеть Джорджу в новой песне. Друзья решили попросить помощь в записи у Боба Дилана, благо его студия была оборудована в гараже рядом.

Traveling Wilburys

Traveling Wilburys

Перед записью, Джорджу пришлось заехать к Тому Петти, у которого он забыл накануне гитару. Забрав инструмент, зовет Тома присоединиться к остальным. Кстати, альбом Петти тоже продюсировал Джефф Линн. Звезды сошлись. В прямом и переносном смысле.

Будущие «Traveling Wilburys» собрались в гараже у Дилана. Часа через три была готова новая песня, тема для которой нашлась быстро: Джордж заметил на каком-то ящике надпись: «Handle with Care» (Обращаться бережно) и подумал, что не только ящики, но и люди требуют к себе бережного обращения…

На следующий день Джордж помчался с новой записью на студию Warner Bros. В фирме решили, что размещать этот «бриллиант» на вторую сторону сингла было бы самоубийством. Решено выпускать полноценный альбом.
83842_original

Диск новой супер-группы, названной «Странствующие Уилбери», был записан за десять дней. На обложке стояли вымышленные имена. Например, Джордж был Нельсон Уилберри, Рой Орбисон – Лефти Уилбери, вроде бы все в группе братья Улбери, такая Уилбери семья.

В октябре 1988 года пластинка вышла в свет и пользовалась даже большим успехом, чем предыдущая пластинка Джорджа. Альбом выдвигали на премию «Грэмми», в номинации лучший альбом года. Всего продано более шести миллионов копий.

Bob Dylan, Jeff Lynne, Tom Petty, Roy Orbison, George Harrison

Музыканты, несмотря на свои сольные карьеры, решили не ограничиваться одним альбомом и время от времени выпускать под именем Traveling Wilburys новые диски.

Album cover

Album cover

Но…

5 декабря Рой Орбисон вернулся с концертов к себе домой. Он проводит время с семьей, запускает в небо самолетики с сыновьями, обедает в доме у мамы. 6 декабря Рой Орбисон в возрасте 52-лет умирает от сердечного приступа.

Alex Orbison (left), Roy Orbison Jr., Roy Orbison and Barbara Orbison Photo By: Barbara Orbison Archives

Alex Orbison (слева), Roy Orbison Jr., Roy Orbison and Barbara Orbison
Photo By: Barbara Orbison Archives

Он успел записать свой последний альбом “Mystery Girl”, который в начале 1989 года становится его самым крупным успехом за последние лет двадцать.
mudd1403

“Traveling Wilburys”, без Орбисона, записывают еще один успешный альбом. Смерть Джорджа Харрисона в ноябре 2001 года ставит точку в истории этой супергруппы.

Джефф Линн продолжает сотрудничать с Томом Петти, выходят его самые успешные альбомы “Full Moon Fever” и “Into The Great Wide Open”. Возрождает свою группу Electric Light Orchestra. Боб Дилан возвращается к сольным работам, а в 2016 году получает Нобелевскую премию в области литературы. «За создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции».

АРХИВ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ

В 1988 году фирма «Мелодия» делает ценный подарок всем меломанам, начинает выпускать серию «Архив популярной музыки».
archive1

Еще в 1987 году Андрей Гаврилов, журналист и переводчик фильмов с английского и французских языков, приходит на «Мелодию» с идеей издавать классику рока в рамках виниловой серии. Назвали все это дело «Рок-архивом», вышло три пластинки, два диска сборника Элтона Джона и одна “Deep Purple” и по непонятным причинам «Мелодия» в обход составителя меняет название на «Архив популярной музыки» и повышает цену пластинки на один рубль. Главное, что «архив» вообще не закрыли.
archive2

Цель серии познакомить население СССР с лучшими представителями западного рока и сделать подарок для истосковавшихся меломанов.
Как делалась пластинка? Буквально на один вечер Гаврилов брал несколько фирменных дисков у коллекционеров, приходил на «Мелодию» и переписывал материал на профессиональный магнитофон. После этого, реставраторы немного корректировали получившуюся ленту и, затем печаталась матрица, с которой и выходил тираж.

Серия представляла собой пластинки-обзоры разных периодов творчества того или иного артиста. Например, было выпущено три сборника группы “Rolling Stones”, который охватывал период с 1964 по 1967 год.

Гаврилов рассказывал, что не всегда находился нужный материал, в итоге пластинка с лучшими песнями “The Doors” вышла не такой, как хотелось бы.
Проблем с цензурой не было совсем, лишь один раз кто-то из “шишек” позвонил на фирму с указанием снять с производства пластинку Дэвида Боуи. Но и она, в итоге вышла. Однажды, был совершенно дикий случай, Гаврилов на студии не нашел кабеля для подключения магнитофона к проигрывателю, а оригинальный винил ему дали всего лишь на один вечер. В итоге пластинка так и не вышла, составитель умолчал, чью печальную участь постиг советский бардак.
archive3

Всего вышло 12 пластинок: “The Doors”, Stevie Wonder, “Creedence Clearwater Revival”, “Rolling Stones”, “Led Zeppelin”, “Deep Purple”, Elton John, David Bowie, Elvis Presley. В планах были диски: Simon & Garfunkel, “Velvet Underground”, Janis Joplin, “Animals”, Bob Dylan, Joan Baez и многих других, но серия закрылась в 1989 году.
archive4

Кстати, пластинки выходили в нашей стране неофициально. Никакой лицензии не покупалось (как, я уже писал, все диски издавались посредством перезаписи оригиналов, которые брались у друзей) и никаких отчислений авторы и музыканты не получали. Фирма «Мелодия» отмахивалась тем, что материал серии в оригинале был издан до 1973 года, то есть года, когда СССР присоединился к Женевской конвенции по авторскому праву. Но покупателей это вообще не волновало, увидеть в магазине пластинку “Led Zeppelin” за три рубля и пятьдесят копеек, а не за 70 или сто, на «черном рынке», познакомиться с Боуи или “Doors”, для многих это был праздник.

ПРОРЫВ «НЕЗАВИСИМОГО РОКА»

Инди-рок, сокращенно от independent (независимый) – это не стиль музыки, а термин. Сюда входят самые разноплановые артисты и группы. Независимый рок, потому что они записывают свои пластинки на небольших фирмах грамзаписи, над которыми не стоят большие боссы крупных лейблов. У них меньше популярности и денег, но больше свободы в творчестве. Бывают и исключения. Самый известный пример – Depeche mode, которые записывались на крохотной фирме Mute records, но благодаря своему таланту и пробивной силе владельца фирмы Дэниэла Миллера, выбившиеся в крупные звезды с огромным доходом.

«Независимые» появились еще в пятидесятых. Элвис выпускал свои первые пластинки на маленькой фирме Sun records. В конце семидесятых, на волне успеха панк-рока, эти фирмы и соответственно группы, плодятся как грибы после дождя.

Пластинка Элвиса на фирме Sun records

Пластинка Элвиса на фирме Sun records

«Независимые» это еще и синоним термину альтернативный рок. Какого бы плана музыку они не играли, это не коммерческая однодневка из хит-парада.

В Европе первыми известными группами альтернативного, независимого рока были британцы The Cure, Depeche mode и The Smiths. В Америке группа R.E.M.

В 1982 году выходит дебютный альбом американской «нойз» группы Sonic Youth. Группа во многом повлиявшая на альтернативное звучание девяностых. К 1988 году они лидеры независимой сцены не только Америки, но и Британии. В октябре «Соники» выпускают двойной альбом “Daydream Nation”, которому суждено стать не только лучшим их альбомом, но и краеугольным диском в альтернативной музыке вообще.

Album cover

Album cover

10 сентября 1988 года в профессиональном журнале шоу-бизнеса “Billboard” появляется новый хит-парад “Modern Rock Tracks”. В нем еженедельно публиковались наиболее часто звучащие песни альтернативного рока на американских радиостанциях. Большой «шоу-бизнес» уже не мог отрицать существование и растущую популярность небольших рок-групп.

Чарт Modern Rock Tracks из журнала Billboard (1995 год)

Чарт Modern Rock Tracks из журнала Billboard (1995 год)

К этому времени The Cure, R.E.M. уже в статусе «звезд» в Америке и Европе, а Depeche mode в Америке уже собирают стадионы.

Sonic Youth пробиваются в этот чарт и с ними подписывает контракт крупная фирма.

В хит- парадах альбомов появляются пластинки малоизвестных альтернативных групп: Soundgarden, Red Hot Chili Peppers, Pixies. Последняя очень сильно повлияла на композиторский талант Курта Кобейна. Sonic Youth и Pixies, группы во многом определившие появление и звучание в начале 90-х — гранж-движения.

В Британии в это же время начинается волна инди-поп. Как бы противопоставляя себя американскому нойз-инди-року, музыканты групп используют элементы традиционной поп-музыки, электронное звучание, танцевальные ритмы и мягкие гитарные рифы. Первые звезды: Smiths, New Order, Primal Scream, Happy Mondays, предтеча появившегося в начале 90-х направления брит-поп.

Happy Mondays

Happy Mondays

ГОРБУШКА

У нас в стране, все кто не в телевизоре, не выпускают пластинок на Мелодии и не играют на больших аренах – независимые или подпольные.
Перестройка многим открыла дорогу, я уже рассказывал и о первых пластинках русского рока, прорыва героев начала восьмидесятых на большие арены. Кино, Алиса и Аквариум уже не подпольные и гонимые, а крупные звезды, лица из телевизора.

Конечно, существовала другая сцена, группы плодились и множились. Многие авангардные, альтернативные (нелепица, какая-то получается, новые альтернативные группы, противопоставляющие себя бывшим подпольным группам русского рока) группы собрались под крышей Московской рок-лаборатории. 14 февраля 1987 года в ДК Горбунова проходит «Фестиваль Надежд» рок-лаборатории.

Справка:
«В 1902 году в селе Журавна, Каширского уезда, Тульской губернии в семье крестьянина родился Сергей Петрович Горбунов. В 1927 году выпускника военно-воздушной академии имени Жуковского направили в авиационный завод №22, где сбылась «американская мечта» крестьянского сына, и он прошёл путь до директора завода. В 1933 году Горбунов погиб в авиакатастрофе. Его именем назвали авиационное производственное объединение в Казани, улицу и дворец культуры в Москве. ДК имени Горбунова на улице Новозаводская, дом 27 строился в 1929-1938 годах по проекту архитектора Корнфельда в передовом стиле конструктивизма».

В предвоенные годы здесь играют джаз. В семидесятых годах в стенах «Горбушки» располагались барды, конкретнее КСП-эшники. Клуб Самодеятельной Песни. А в 1987 году здесь открылся Московский клуб филофонистов «Рекорд». Отныне, каждую субботу и воскресенье уважающий себя меломан с утра мчал на «Горбушку». Купить, продать, обменять. Винил кусался. При зарплате в 120 рублей, диск стоил от 70, а чаще за сто рублей.

Горбушка, 90-е

Горбушка, 90-е

gorb

Горбушка с 1987 года стала настоящим концертным залом, там проходили концерты практически всех значимых и не очень русских групп.

Армен Григорян вспоминет выступление на «Фестивале надежд» в 1987 году в «Горбушке»: «Я хорошо помню этот концерт, это было очень странно. Тогда никто из нас даже предположить не мог, что у „Крематория” когда-нибудь будут выходить пластинки. Мы не ставили перед собой никаких целей, а просто плыли по течению, куда судьба вынесет. Тем не менее, поскольку мы шли эволюционным путём, было совершенно логично, что из подвала в булгаковском доме мы вылезли на сцену в „Горбушке”. На том концерте мы решили каким-то образом устроить зрелище. Один наш приятель, который учился в МГУ и знал латынь, перед нашим выходом прочитал со сцены текст песни „Крематорий” на латыни. В это время мы запустили дым, но так как занавеси были ещё закрыты, то дым пополз изо всех щелей – и началась лёгкая паника: не пожар ли это? А когда занавесь открылась и начал играть „Крематорий”, то весь дым повалил в зал. Мне кажется, это было очень зрелищно». 

«Для меня лично „Горбушка” стала трамплином на Запад, – вспоминает бас-гитарист „Звуков Му” Александр Липницкий, – потому что два последних фестиваля рок-лаборатории отслеживали западные продюсеры. Я очень хорошо помню, как на наш концерт пришли Брайан Ино и Норманн Тейлор. Был очень удачный концерт, им очень понравилось. Так что для судьбы „Звуков Му” фестивали рок-лаборатории в ДК имени Горбунова сыграли определённую роль».

Помимо «барыг» с винилом, в стенах ДК знаменитый в будущем, музыкальный предприниматель и промоутер Игорь Тонкихо с друзьями создает компанию FeeLee. Сначала компания занималась концертной деятельностью и уже в 1988 году привозит забытую всеми ныне британскую группу World Domination Enterprises. И в апреле следующего Sonic Youth!

Афиша Sonic Youth в Ленинграде

Афиша Sonick Youth в Ленинграде

С ними произошла неприятная ситуация. Концерты проходили не только в Москве, но и в Вильнюсе, Киеве и Ленинграде. Массовому слушателю «соники» были не известны, и в большие залы набиралось порядка двухсот человек. Странно, тогда на концерты у нас ходили на любую группу из-за «кордона». Но и рекламы, кстати, почти не было. Музыканты остались недовольны звуком и заполняемостью зала и второй концерт в столице отменили. Басистка группы Ким Гордон даже плакала.
SONIC YOUTH В МОСКВЕ:
sonic-moscowsonic-moscow2sonic-moscow4sonic-moscow5

Далее, тоже как-то плачевно. FeeLee зовут в СССР группу Sugarcubes, в составе которой тогда пела Bjork. В Вильнюсе концерты прошли неплохо, и группа поехала в Ленинград. На концерт было продано около 100 билетов и концерт отменили.

Вспоминает Игорь Тонких:
«До Ленинграда они добрались. Но их никто не встречал, концерта не было, им негде было жить». «Бйорк вообще устроила истерику на перроне, и они уехали-добавляет Артемий Троицкий».

Далее были танцы в виде The Shamen, а с девяностых целое созвездие альтернативных групп посещают с концертами Горбушку. Nick Cave, Laibach, Smashing Pumpkins, Rage Against The Machine, Дэвид Бирн.

Shamen в СССР

Shamen в СССР

Игорь Тонких

С 1991 года, помимо концертов FeeLee выпускают аудио продукцию. Первым релизом стала виниловая пластинка группы «Воскресение». В течение десятилетия FeeLee гордо несет звание самого крупного распространителя интересной альтернативной музыки в России на компакт кассетах и компакт-дисках. Свои альбомы там выпускали: Ва-Банкъ, Вежливый отказ, НАИВ, Здоб Ши Здуб, Текилладжазз, Ноль, Тараканы и другие. Компания заключает контракты с западными лейблами и официально распространяет на территории России альбомы Ника Кейва, Depeche mode, Prodigy.

ГОСКОНЦЕРТ СССР

После Великой Отечественной войны в нашей стране было создано гастрольное бюро СССР, которое занималось гастролями советских и зарубежных артистов, через десять лет переименованное в Госконцерт СССР.

К нам приезжают в основном американский певец Поль Робсон, пианист Ван Клиберн, симфонические оркестры, фольклорные ансамбли, балет. Концерты дают разрешенные Жак Брель, оркестр Джеймса Ласта и Поля Мориа, фолк-певец Пит Сигер, Дин Рид.

Думаю, первыми поп концертами зарубежной звезды, сопровождавшиеся большим ажиотажем и женской истерией, стали концерты популярного испанского певца Рафаэля. Он стал известен после того, как у нас с успехом прошла картина с его участием «Пусть говорят». Впервые он приехал  в 1971 году. Рафаэль дал одиннадцать концертов при полном аншлаге. Билеты продавали в уличных кассах под присмотром конной милиции, а министр культуры Фурцева ежедневно присылала испанцу букет роз.

Программка концерта Рафаэля в 1971

Программка концерта Рафаэля в 1971

Но первой настоящей мировой поп-звездой стал Клифф Ричард. Пионер английского рок-н-ролла приехал к нам в 1976 году и дал 21 концерт в двух советских столицах.

Программка концертов Клиффа Ричарда в 1976 году

Летом 1978 года к нам приезжает живая легенда блюза Би Би Кинг, а также самая популярная на тот момент диско-группа «Бони эМ».

В зените славы, только вдвоем с барабанщиком Рэеем Купером к нам пожаловал экстравагантный Элтон Джон в 1979 году (см. 1979 год).

Элтон Джон на Красной площади в 1979 году

Элтон Джон на Красной площади в 1979 году

После выпущенной пластинки на Мелодии и концертов француза Дидье Маруанив 1983 году, вся страна полюбила инструментальную электронную музыку его проекта Space. После концертов некто И.П.Абрамов настучал в КГБ. Итак, выдержка из этого доноса:

СПРАВКА о гастролях французского эстрадного ансамбля «Спейс» 

По линии Госконцерта СССР в Советском Союзе проходят выступления французского эстрадного ансамбля «Спейс»: в Москве 21.06.-27.06, в Ленинграде 30.06-6.07 и в Киеве 8.07.-14.07 с.г.

Обращает на себя внимание ряд негативных моментов в поведении участников ансамбля:

в нарушение согласованной программы ансамбль исполнял «рок-н-ролл» под названием «Памяти Элвина (так в тексте — П.Ч.) Пресли» (одного из представителей западного музыкального шоу); причем это делалось по завершении концерта, когда часть зрителей покидала свои места; вышедшие из зала возвращались назад; возникавшая таким образом ситуация со встречными потоками людей при значительном числе зрителей (в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве — около 17 тыс. чел.) была чревата нарушениями общественного порядка; 

руководитель ансамбля Д.Маруани неоднократно требовал от представителей Минкультуры СССР, чтобы милиция «не мешала» зрителям выходить на сцену «для выражения своих чувств»;  

в Ленинграде после концертов у служебного выхода участники ансамбля разбрасывали в толпу зрителей открытки с изображением группы «Спейс», что вызывало нездоровый ажиотаж и приводило к нарушениям общественного порядка; для наглядного сопровождения песни «Дитя» руководитель ансамбля Д.Маруани настойчиво требовал демонстрации заранее заготовленной киноленты, где показаны дети и молодые люди с завязанными ртами; по замыслу исполнителей это должно было символизировать конфликт поколений и, в частности, иллюстрировать то, что старшее поколение якобы не дает молодежи свободно выражать себя; принятыми мерами через оперативные возможности в Министерстве культуры СССР показ киноленты был предотвращен;

участники ансамбля постоянно искали контакты с женщинами легкого поведения, а двух из них увезли с собой в Ленинград без билетов, что было обнаружено в поезде при контрольной проверке.

Необходимо также отметить, что директор спорткомплекса «Олимпийский» Э.Бобровников, грубо нарушив правила работы с иностранцами, организовал без согласования с Минкультуры СССР банкет для участников ансамбля «Спейс» (не предусматривавшийся программой); в ходе вечера, будучи в нетрезвом состоянии, Э.Бобровников допускал элементы панибратства и хвастливо заявлял о своей готовности и впредь предоставлять зал для выступлений ансамбля. 

И.П.Абрамов 

4 июля 1983 года

Афиша Дидье Маруани в Ленинграде, 1983 год

Афиша Дидье Маруани в Ленинграде, 1983 год

На волне италомании, в середине восьмидесятых с аншлагами прошли гастроли Риккардо Фольи, Джанни Моранди, Аль Бано и Ромина Пауэр, Тото Кутуньо, Рикки и Повери, Пупо и Фиордализо.
h_1985_foglih_1985_pupov_1985_toto

Любимец публики, Адриано Челентано прилетел к нам только в 1987 году. Челентано страдает аэрофобией и долго отказывался от гастролей.

1987 год стал поворотным, к нам чаще стали приезжать западные рок и поп звезды. Приезжает UB 40, Карлос Сантана выступает с Бонни Рэйт, Джоан Баэз и советским ансамблем «Автограф», впервые в стране поет со сцены сладкоголосый грек Демис Руссос.

Практически неизвестный у нас в стране Билли Джоэл приезжает в 1987 году. Концерты получили большую рекламу в прессе, радио, телевидении. Перед его гастролями нам показывают часовую видеоподборку его клипов. По приезду, Джоэл даже снялся в популярной программе ленинградского телевидения «Музыкальный ринг», дает массу интервью, за ним по пятам следуют приехавшие режиссеры. Концерты снимаются для последующего музыкального фильма. Выходит не только видеокассета о пребывании певца в России, но и пишется аудио ряд. «Живая» пластинка «Концерт» выходит по всему миру. Кстати, впервые на концертах Джоэла были убраны кресла и советская публика могла танцевать и всячески проявлять свои чувства. Это можно увидеть в фильме «Мост к России». Потом, после концертов Скорпионз в Ленинграде, подобную буржуазную выходку запрещают. Плюс, воодушевленный концертами, певец сочиняет и выпускает на следующем альбоме песню под названием «Ленинград».
51

July 1987, Moscow, Russia --- A sign indicates that Billy Joel will play inside the stadium during his Russian concert tour. --- Image by © Neal Preston/CORBIS

July 1987, Moscow, Russia. Image by © Neal Preston/CORBIS

Практически абсолютно забытые во всем мире, давно не актуальные герои классического «Хард-рока» семидесятых, Uriah Heep приезжают в самом конце 1987 года. Музыканты в шоке! Их здесь встречают как национальных героев.  Творилось нечто похожее на «Битломанию». Водка лилась рекой, гостеприимные русские следовали за музыкантами по пятам. «Хиппы» были счастливы такому приему. Еще бы, они уже забыли, что когда-то были популярны. Uriah Heep, так же выпускают концертную пластинку по следам гастролей. В дальнейшем ветераны «хард-рока» буквально пропишутся у нас, постоянно давая концерты в России.

Uriah Heep на Красной площади, 1987 год.

Uriah Heep на Красной площади, 1987 год.

Если Uriah Heep давно угасшие звезды, то немцы Scorpions лидеры мирового мелодичного хард-н-хэви на тот момент. В Москве концерт запретили. В Ленинграде «Скорпы» дают 10 аншлаговых концертов, на разогреве группа «Парк Горького», кстати, это их первые концерты вообще. В зале небольшие беспорядки, народ зажигает бенгальские огни и бросает их на сцену, Шенкер и Майне старательно уворачиваются от них.
Группа даже посетила Ленинградский рок-клуб где на фоне советского флага и бюста В.И.Ленина джемует с панками из группы «Автоматические удовлетворители».
x_e5bd1ed9a351088d08afea5b50af4391ea8e2ffd
В следующем году “Scorpions” приезжают в Москву и в рамках Фестиваля мира дают два концерта вместе с другими звездами харда и хэви, но об этом позже.

В 1989-1990 годах к нам так же приедут Black Sabbath, Yngwie Malmsteen, Nazareth и певец Deep Purple Ян Гиллан с сольной программой.

Любители поп-музыки были в экстазе. В 1987 году к нам приезжает Томас Андерс. Modern Talking уже распался и Томас бессовестно «поет» под студийную фонограмму «токинг». Женской половине аудитории на это наплевать, им достаточно одного лишь присутствия Андерса на сцене. В принципе, он мог и не петь вообще, вернее открывать рот. Так, постоять, прогуливаясь туда-сюда на радость фанаткам.
tom1
tom2
Вторая половина дуэта, Дитер Болен, приезжает к нам в 1989 со своей группой Blue System. Сабрина и Сандра в 1989 году. Сандра была приятно удивлена большому количеству поклонников в СССР и ошеломлена отсутствием горячей воды в хлолодном гостиничном  номере.

Сандра в Советском союзе

Сандра в Советском союзе

В том же 1988 году к нам приезжают Status Quo, но в нашей стране они герои лишь одного хита, заезженной всеми “In The Army Now”. Многие уходили после исполнения этой песни с их концерта.

Приезжает Бонни Тайлер, чья популярность пришлась на 1983, 1984 года. В 1988 году ее звездный статус упал, а значит и гонорар. СССР позволило себе пригласить «Рода Стюарта» в юбке.

Кстати, многие музыканты, приезжавшие к нам в СССР на гастроли, всегда подчеркивали, что едут не зарабатывать, а посмотреть страну. Это очень похоже на правду. Валютные гонорары у Госконцерты были ограничены, но многие соглашались приехать к нам, посмотреть на перестройку и убедиться, в том, что медведи по Красной площади у нас не гуляют. 

PETER`S POP SHOW

Конечно же, это событие никак не повлияло на популярную музыку. Подобных телевизионных поп-шоу было по миру огромное количество. Даже у нас нечто подобное существовало в СССР. «Песня года»! Только у нас в это популярное шоу допускались лишь разрешенные песни и исполнители, идейно выдержанные. А то, что действительно нравилось молодежи, в основном можно было найти на страницах «Звуковой Дорожки» Московского Комсомольца.

Тогда зачем рядовое поп-шоу я включаю в наш цикл, как событие?

Для начала история. В начале восьмидесятых на втором канале немецкого телевидения ZDF появляется музыкальная программа, которую вел известный немецкий сценарист, тележурналист Томас Готтшальк. Программа называлась «Thommy`s Pop Show» и выходила в канун Нового года. Целью авторов программы было собрать в одной программе самых актуальных на тот момент артистов, которые (под фонограмму, естественно, это ведь телевидение) исполняли свои самые крупные хиты в уходящем году.

В 1983-1984 годах в Германии самыми популярными были: Рикки э Повери, Laid Back, Элтон Джон, Нена, Крис де Бург, Ф.Р.Дэвид, Alphaville, Ким Уайлд, Depeche mode, Billy Idol и другие.

В 1985 году ведущего Томаса сменил Питер Ильман. Итоговое поп-шоу получило название «Peter`s Pop Show».

Логотип шоу

Логотип шоу

Питер вел многие музыкальные программы немецкого телевидения, например Formel Eins, где так же показывали актуальную музыку из германского хит-парада синглов.

В беседе советскому телевидению Питер рассказал, что: «отбор подразумевает как можно больший спектр исполнителей, мы предлагаем самые популярные песни года и наша задача заполучит на шоу тех, кто уже завоевал симпатию публики. Наша программа продолжительная, съемки длятся два дня».

Питер Ильман, ведущий шоу

Питер Ильман, ведущий шоу

В числе участников 1985-1986 годов:

Sandra, Modern Talking, Scorpions, Depeche mode, Opus, Whitney Houston, C.C.Catch, Falco, Tina Turner, Eros Ramazzotti, Samantha Fox.

Modern Talking, Peter`s Pop Show, 1986

Modern Talking, Peter`s Pop Show, 1986

Афиша, 1986

Афиша, 1986

Надо сказать, что советское телевидение нам изредка показывало отрывки из этого шоу. Так несколько раз показывали в 1984 году Рикки э повери из этого шоу. В 1986-м показали: Whitney Houston, Тото Кутуньо, Modern Talking (см.предыдущую главу). А в 1987 году мы увидели Сандру, Саманту Фокс, C.C. Catch, Kim Wilde, Фалько и Silent Circle. В общем, всех под кого танцевали на дискотеках. Плюс Depeche mode, это было первое их появление на советском телевидении с песней «Question Of Time».

1 января 1988 года в четыре часа утра по московскому времени началась программа, которая в телесетке значилась, как концерт артистов зарубежной эстрады. Нам показали целый час программы «Петерс поп-шоу». В сокращенном по хронометражу, но все же без купюр и вставок в виде Карела Готта и балета ГДР. Борющиеся из последних сил со сном, советская молодежь внимала хитам 1987 года. Многие записывали телепередачу полностью, на магнитофонные кассеты. Нам показали: Desirless «Voyage, Voyage», Sandra «Stop For A Minute», Bryan Ferry «Kiss And Tell», плюс Gary Moore, Bryan Adams, Den Harrow, Mike Oldfield & Bonnie Tyler, Erasure.

Pet Shop Boys исполняют "Rent", Peter`s Pop Show 1987

Pet Shop Boys исполняют «Rent», Peter`s Pop Show 1987

А главное Pet Shop Boys «Rent» и Depeche Mode «Never let me down again». Две последние группы стали моментально популярны среди молодежи. Журнал Ровесник по следам новогоднего показа публикуют информацию о Пет Шоп Бойз. А так же,  небольшой постер ДМ. Появились первые советские поклонники. Те, кто любил, Пет Шоп Бойз стали носить бейсболки, а поклонники Депеш мод стриглись под площадку и носили кожаные куртки. С этого момента в нашей стране, даже стали проходить массовые встречи поклонников группы. Их устраивали 9-го мая, так как в этот день родился вокалист Depeche Mode, David Gahan. В Москве собирались у памятника Маяковскому.

В следующем 1988 году программа не выходила в эфир, а 1 января 1990 года так же поздно ночью или рано утром, в рамках телепередачи «Программа А», снова Peter`s Pop Show. И хиты уходящего года: Ламбада, Milli Vanilli, Roxette, Tina Turner, а так же впервые показали еще даже не вышедшую синглом песню «Enjoy The Silence», все тех же  Depeche Mode. У советских «депешистов» окончательно сорвало «башню», у многих на место она не встала до сих пор.

Depeche mode исполняют Enjoy The Silence на Peter`s Pop Show в 1989 году

Depeche mode исполняют «Enjoy The Silence» на Peter`s Pop Show в 1989 году

Последний показ телешоу состоялся в конце 1992 года.

ЗАМЫКАЯ КРУГ и другие хоровые поп-гимны

В эту же новогоднюю ночь, но на час раньше по телевидению заканчивался традиционный, новогодний «Голубой огонек». В завершении этого «оливье-шоу» нам показали видеоролик на песню Криса Кельми «Замыкая круг». Песню в кадре исполнили актуальные на тот момент рок и поп-артисты. Но не питерско-свердловской школы, а московской, официальной, разрешенной:
Жанна Агузарова («Браво»), Валерий Сюткин («Фэн-о-мэн»), Андрей Макаревич («Машина времени»), Дмитрий Варшавский («Черный кофе»), Александр Монин («Круиз», на тот момент группа «ЭВМ»), Артур Беркут («Автограф»), Виталий Дубинин («Ария»), Александр Градский, Константин Никольский, Марина Капуро, Александр Иванов, Сергей Минаев и даже Наталья Ветлицкая. Никому неизвестная тогда модель и танцовщица, попала в кадр благодаря замужеству за Павлом Смеяном, который тоже «голосил» в этом  «перестроечном» поп-гимне.
zamykaya-krug

Музыку написал Крис Кельми за несколько минут, выпивая дома с Андреем Макаревичем. Слова — известная поэтесса, автор текстов песен для группы Ария, Маргарита Пушкина. «Шёл 1987 год, – вспоминает Маргарита Пушкина. – Время надежд. Время перемен. И все жили ожиданием этих перемен. Стихи я написала быстро, и очень помог мне в этом Пабло Неруда. Я им вдохновлялась. Он меня настроил. Пабло Неруда написал: «Пока народ един – он непобедим» – под этим лозунгом и писалась эта песня».

Молодым не понять, но безобидную песню могли не допустить до эфира и это в разгар гласности и плюрализма мнений. Градский сомневался, но песню дали в эфир, несмотря на недовольство телевизионного начальства. И с тех пор, наш ответ на “We Are The World” Майкла Джексона и Лайонела Ричи, помнят до сих пор.
А ведь это не первый случай, когда известные и популярные исполнители поют по строчке из песни совместный эстрадный гимн.

В 1986 году в СССР, на волне примирения с США, проходят альтернативные олимпийские игры. «Игры доброй воли», придуманные американским теле-магнатом Тедом Тернером. Для церемонии закрытия, тоже нужна была какая-нибудь пафосная хоровая песня. Да еще, чтобы ее первые лица эстрады пели.

Обратились к композитору Лоре Квинт и поэту Владимиру Кострову.

«Здравствуй, мир! Здравствуй, друг! Здравствуй, песен щедрый круг…». Песня была написана уже в Таллине, где проходило закрытие. Там же ее и записали. Во время записи произошел забавный случай. Рассказывает Лора Квинт:

«Рано утром мне позвонил режиссер Лео Карпин: «Лора, катастрофа! Вечером эфир, а во фразе Леонтьева пропала буква «м» и получилось «Здравствуй, …ир» Нужно срочно перезаписать».
Пока Квинт искала по гостинице Леонтьева, звукорежиссер исправил «косяк» и на следующий день счастливые лица звезд советской эстрады открывали рот под готовую за ночь фонограмму.

Счастливыми, в тот торжественный момент закрытия «Игр доброй воли», были: Юрий Антонов, Анне Вески, Ирина Понаровская, Валерий Леонтьев, Яак Йола, группа «Верасы». Позже песня служила позывными советского радио и играла каждое утро в шесть утра. А композитору Лоре Квинт, простили ее «нерусскую» фамилию. До этого она подписывалась, как Доброва.

Потом будут и рок-сборища. В 1989 году Дмитрий Варшавский и группа «Черный кофе» записали с музыкантами групп: «Круиз», «Ария», «ЭВМ», «Рок-Ателье», «Мастер» и «Форт-Росс», хэви-метал гимн «Это-рок».

В 1991 году известный шоу-мен Игорь Угольиков собирает в студии Сергея Манукяна, группу Секрет, Дмитрия Маликова, Евгения Маргулиса, Сергея Минаева, Александра Иванова, кабаре-дуэт «Академия», Катю Семенову, Раису Саед-Шах, Константина Никольского, Сергея Пенкина, Дмитрия Варшавского, Александра Кутикова, Ирину Отиеву, Валдиса Пельша и Алексея Кортнева. Шутки ради они записывают фанк-версию советского гимна. И все это «безобразие» называют не иначе, как прощание с советским гимном. Старшее поколение возмущено, у них нервы и так расшатаны после августовского путча.

Участники проекта-шутки: Сергей Минаев, Евгений Маргулис, Александр Иванов

Участники проекта-шутки: Сергей Минаев, Евгений Маргулис, Александр Иванов

Игорь Угольников: «Гимн Советского Союза — это некая теплая, но сатира. Хотя мы тогда прощались с этим гимном. Советского Союза уже не было, и нам надо было тепло и по-человечески попрощаться с тем гимном, понимая, что теперь будет иной».

Наиболее известный совместный рок-гимн, это, конечно же «Все это рок-н-ролл» Кинчева, Сукачева, Бутусова, Скляра, Шевчука, Стингрей, Галанина, Шахрина, Борова из Коррозии металла.
Строчку «ну а мы педерасты» не захотел исполнять ни один из этой рок-тусовки, поэтому ее спела Джоанна Стингрей.

Съемки клипа "Все это рок-н-ролл"

Съемки клипа «Все это рок-н-ролл»

Снимается клип, который активно ротируется на центральных и первых коммерческих телеканалах. И это, пожалуй, последний акт совместного сборища рок-поп известностей с целью пропеть строчку, а в припеве хором.

СЕРГЕЙ МИНАЕВ – ПЕРВЫЙ ДИСК ЖОКЕЙ?

Сейчас уже никто и не вспомнит, кто был первым диск-жокеем в стране. Дискотеки в Советском союзе появились во второй половине семидесятых в Прибалтике, через пару лет дошли до России. Они напоминали убогое зрелище. Сначала ведущий дискотеки минут на тридцать монотонным голосом читал подготовленный нудный текст о влиянии музыки Дина Рида в борьбе с капитализмом. Затем свет приглушался, и начинались танцы, под пластинки или под катушечные магнитофоны. Репертуар зависел от связей диск-жокея с «писателями» (люди, которые доставали и распространяли модные записи посредством перезаписи).

В общем, тема темная и имен почти не сохранила. Но точно можно сказать, что первой звездой, диск-жокеем, на просторах Советского союза стал Сергей Минаев.

В начале 80-х Сергей выступает с группой «Город», с которой он даже снимается в советской мелодраме 1982 года «Не могу сказать, прощай». Начинает проводить дискотеки в МАИ, затем в гостинице «Молодежная», позже в «Интуристе». В 1984 году Минаев не только проводит дискотеки, но и делает первые записи.

Сергей Минаев в составе группы «Город», 1981 год

Сергей Минаев: «Сначала это была шутка, это была пародия. Никаких дословных переводов не было. Это было желание, что бы мы танцевали не только под разрешенную советскую эстраду, но и под модную музыку, но на русском языке».

Произошло это летом в Алуште. Минаев первым в стране берет оригинальные фонограммы западных хитов, сочиняет к нему забавный русский текст и все это крутит на своих «дэнсингах». Покатило! Первый хит Минаева «Карнавал» (в оригинале Movie Music “Stars de la pub”). Там же в Алуште он встречает Сергея Лисовского, который становится его директором.

В 1985 году Минаев записывает несколько магнитоальбомов, которые делают его звездой уже по всему советскому союзу. Именно тогда из ларьков стали доносится «Шерри шерри бренди», «Ты мой хлеб-моя соль», «Юра-вумен, Вася-мен». Своеобразные кавер-версии на хиты дуэта Modern Talking и трио Bad Boys Blue. Народ в восторге. Конечно же, с популярностью оригиналов они сравнится, не могли. Зато теперь любимому «токингу» можно подпевать на русском, а не на птичьем, по незнанию английского языка и текста песни.

Дискотеки проходят уже не на курортах, а в Парке имени Горького, где так же сталкивались с проверочной комиссией.

Сергей Минаев: На английском мне не разрешено было петь, да и ставить англоязычные песни тоже, когда приходила проверочная комиссия и уличила в обратном, я выходил на сцену и пел «Не смотри на меня, братец Луи, Луи, Луи…». Они тут же, о, да это русский язык. И пока комиссия разбиралась, что к чему мы сворачивали дискотеку и убегали».

1987 год-пик карьеры Минаева. Выходит его самый известный альбом «Радио Абракадабра». В том же году состоялась первая дискотека во Дворце спорта «Лужники», устроенная студией «Рекорд», которую открыл директор Минаева Сергей Лисовский и композитор, аранжировщик Юрий Чернавский. На нее собираются несколько тысяч человек.

Дискотека "Рекорд" в Лужниках, 1987

Дискотека «Рекорд» в Лужниках, 1987

Появляются первые клипы, которые показывают в программе «Утренняя почта». В одном из них на песню «Карина» снимается Наталья Ветлицкая.

Минаев самый известный ди-джей советского союза. Начинаются большие гастроли по городам необъятной страны. За высокие доходы Минаева «пропесочивают» в программе «Прожектор перестройки» (говорили, что он получает 2000 рублей за концерт), что только добавляет ему популярности. Сергея приглашают на телевидение, где он ведет популярное развлекательное шоу «50/50» Анжелы Хачатурьян.

«50/50»-самое популярное музыкальное шоу в самом конце 80-х. Актуальная молодежная поп-музыка, сюжеты о Мираже и Ласковом мае, новости музыки. Впервые с телеэкранов, то, что потом станет основным, развлекательным телевизионным наполнением: слухи и скандалы в шоу-бизнесе. Например, программа первой сообщила о рождении сына Орбакайте и Преснякова, Никиты, о чем был снят большой репортаж из Лондона. Музыкальные номера программы, связываются веселыми сюжетами шоу-мена Сергея Минаева. Получается, что Сергей, к тому же первый ви-джей страны. «Видео-жокей», так называют ведущих на музыкальных телеканалах. В 1991 ведущего сменили на актера Алексея Веселкина. В конце девяностых в шоу возвращается Минаев, но былой популярности у передачи нет, и к началу нулевых проект сворачивается.

В девяностых годах Сергей еще держится на плаву, делая новые пародии на текущие хиты, работая шоуменом на ТВ, но время отодвигает его на второй план.

КАК ПЕСНЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАЛА МИРОВЫМ ХИТОМ

К 1988 году американский джазовый музыкант и дирижер Бобби Макферрин выпустил четыре пластинки на уважаемом для любого джазиста лейбле Blue Note Records. И даже получил пять «Грэмми». Но известным оставался, лишь в узких кругах.

Как-то Макфферин увидел фразу «Не беспокойся, будь счастлив» на плакате в гостях. Фраза принадлежала  индийскому философу Мехер Баба, который взял ее как жизненный девиз. Фраза въелась в голову музыканта и песня с таким названием была написана моментально, как и все гениальное. При записи песни Бобби не использовал ни единого музыкального инструмента. Только голос и вокально-музыкальная эквилибристика на заднем плане.
b1

Песня вошла в саундтрек к популярному в 1988 году фильм «Коктейль» с Томом Крузом и мгновенно стала летним хитом по обе стороны Атлантики. “Don`t worry, be happy” стала единственным хитом номер один в Америке, исполненным а капелла.

В клипе к песне счастливый Бобби в белом костюме на босу ногу, гримасничает, пританцовывает, в нем определенно пропал талант комика.
b2

В ролике снимается известный киноактер Робин Уильямс, кстати, абсолютно бесплатно. Жена актера безуспешно пыталась отговорить его не сниматься в этом дешевом балагане.

После выхода песни, ее стали использовать в ходе президентской компании Буша-старшего, но Макферрин запрещает. Он демократ, в отличие от республиканца Буша.

В следующем 1989 году Макферрин благодаря самой жизнеутверждающей песне века, добавляет в свою коллекцию еще три статуэтки «Грэмми».

После столь шумного успеха, музыкант не стал пожинать лавры и вновь уходит в джаз, а в веке новым становится дирижером.

Bobby McFerrin.

Bobby McFerrin

Существует масса «каверов» на эту песню, российскому слушателю и молодому поколению, композиция стала известна благодаря версии Михаила Башакова «Не парься, будь счастлив».

Среди других событий 1988 года:

17 февраля не стало череповецкого рок-барда Александра Башлачева. «СашБаш» выпал из окна кухни съемной квартиры в Ленинграде. Истинные причины до сих пор не установлены. Вероятная версия – самоубийство. Судебно-медицинский эксперт, кроме признаков смерти от падения с высоты, обнаружил сильное истощение и множественные следы порезов в нижней и средней трети обоих предплечий. Порезы были, несомненно, нанесены собственной рукой, были поверхностными и никакого отношения к смерти Башлачева не имели. По мрачному совпадению такие же порезы были у С. Есенина и у Р. Уильямса, которые выбрали повешение. 3 августа 1988 года в Череповце на свет появился сын Александра, Егор.
665a021948cccfdaab0fcac8ae37a598

Александр Башлачев стал культовой фигурой в отечественном роке, только после его гибели. В течении своей жизни он был известен лишь небольшому кругу поклонников.

В 1984 году на квартире Леонида Парфенова, известного в будущем тележурналиста, Башлачев знакомится с Артемием Троицким, с этого момента «СашБаш» дает подпольные концерте в Питере и Москве. В середине 80-х вступает в ленинградский рок-клуб. После смерти оставил большое количество магнитофонных записей, стихов и песен.

Фирма «Мелодия» в 1989 году издает записи Башлачева начала 1986 года «Время колокольчиков», одноименная композиция становится самой известной среди массового слушателя.

maxresdefault

30 апреля на международном песенном конкурсе побеждает канадская певица Селин Дион. В тот год Селин представляла Швейцарию с песней на французском. До громкого мирового успеха остается пять лет.

МИРОВЫЕ ХИТЫ 1988

INXS “Need you tonight”
Phil Collins “Groovy Kind Of Love”
Rick Astley “Never Gonna Give You Up”

Программа «Песня года-88» оповестила, что лучшими песнями на территории советского союза были следующие песни:
Алиса Мон «Подорожник»
Родион и Олег Газмановы «Люси»
Игорь Корнелюк «Билет на балет»

Итоги 1988 года согласно опросу читателей газеты «Московский комсомолец» (в рубрике «Звуковая дорожка»)

Лучшая певица:

  1. Алла Пугачёва
  2. Жанна Агузарова
  3. Лариса Долина
  4. Настя Полева
  5. Наталья Гулькина
  6. Ольга Кормухина
  7. София Ротару
  8. Лайма Вайкуле
  9. Дарья Меньшикова
  10. Ирина Аллегрова.

Лучший певец:

  1. Владимир Кузьмин
  2. Вячеслав Бутусов
  3. Александр Серов

Лучшая группа:

  1. Наутилус Помпилиус
  2. Динамик
  3. Черный кофе

Лучшая песня:

  1. «Наутилус Помпилиус» «Я хочу быть с тобой»
  2. Алла Пугачёва «Птица певчая»
  3. «Группа крови» — «Кино»
  4. «Капитан» — Владимир Кузьмин
  5. «Полковник Васин» — «Аквариум»
  6. «Карина» — Сергей Минаев
  7. «В наших глазах» — «Кино»
  8. «Скованные одной цепью» — «Наутилус Помпилиус»
  9. «Ленинградское время» — «Секрет»
  10. «Белые розы» — «Ласковый май».

Итоги 1988 года согласно общесоюзному хит-параду ТАСС

Лучшая певица:

  1. Алла Пугачёва
  2. София Ротару
  3. Жанна Агузарова
  4. Катя Семёнова
  5. Лайма Вайкуле

Лучший певец:

  1. Валерий Леонтьев
  2. Владимир Кузьмин
  3. Владимир Пресняков
  4. Михаил Муромов
  5. Игорь Николаев

Лучшая песня:

  1. „Птица певчая“ — Алла Пугачёва
  2. „Реактивный самолёт“ — „Модерн токинг“
  3. „Я хочу быть с тобой“ — „Наутилус Помпилиус“
  4. „Ты замуж за него не выходи“ — „Электроклуб“
  5. „Доктор время“ — Валерий Леонтьев
  6. „Афганский ветер“ — Валерий Леонтьев и „Яблоки на снегу“ — Михаил Муромов
  7. „Доплыву до Индии“ — Валерий Леонтьев
  8. Алла Пугачёва «Алло! Алло!», «Белая ворона» (Валерий Леонтьев) и «Кони в яблоках» («Электроклуб)
  9. „Букет“ — Александр Барыкин
  10. „Белый снег“ — Владимир Пресняков

Это был год 1988 в еженедельном проекте «Моя Радиола». До следующей недели и до следующего года.