Калуга на «костях»

01 февраля 2023 7:29

Никогда не задумывались о том, что в нашем городе было более тридцати мест захоронений? Более тридцати кладбищ! Знали ли вы, что около каждой церкви всегда было своё место погребения? А теперь мысленно сосчитайте все церкви Калуги и вспомните количество разрушенных. Иными словами, мы ежедневно «гуляем по костям». Живём в домах, которые построены в местах где лежат наши предки.

Улица Ленина, на месте дома номер 100 была церковь и кладбище при нем Во дворе дома номер 100. Территория приходского кладбища

Кладбища при церквях и храмах были небольшими по площади. Хоронили в толстых, дубовых, лежачих бревнах – колодах. После градостроительной реформы приходские кладбища закрыли. Но за отдельную плату и особому распоряжению, уважаемых людей хоронили в семейном некрополе у приходской церкви. Например, в 1789 году купца Масленникова за 500 рублей похоронили на Благовещенском погосте, сейчас территория сквера Карпова.

В 1771 году первое городское кладбище появляется около перенесенной церкви Николо-Козинская. Правда тогда в этом районе церкви еще не было, ее перенесли из «города» (калужская крепость, парк культуры и отдыха) в 1783, когда Никитского погоста уже не существовало. Кладбище было довольно большим, квадрат современных улиц: Тульская, Степана Разина, Мичурина, переулок Тульский, примерно 200 на 400 метров. По другим версиям место захоронений было ниже современного месторасположения церкви.

Панорама улицы Николо-Козинская и место первого городского кладбища – Никитский погост

Второе городское кладбище размещалось на западной окраине Калуги, в Завершье. Успенский погост располагался недалеко от будущего загородного сада, современного парка Циолковского. Близ Яченки. Погост просуществовал недолго, но на карте 1782 года оно еще присутствует.

На карте 1782 года Успенский погост отмечен цифрой 16 в квадрате

Третье городское кладбище было «в поле». Сейчас это улица Герцена, в начале XIX века туда перенесли церковь Василия Блаженного, просуществовала не позднее 1780 года.

Крестовское поле, рядом с монастырем было большое кладбище

В 1780 году в северной окраине города «Крестовское поле», на выезде в Боровск появляется Пятницкое кладбище в 23 га. Хотя на карте 1782 года Пятницкое кладбище отсутствует, а Никитский и Успенский погосты отмечены. С самого начала северная часть Пятницкого кладбища была отведена под военные погребения, а также под захоронения лютеран. Воинов Первой мировой войны, умерших в калужских лазаретах, хоронили и на территории современного переулка Труда. Там же недалеко было небольшое беспоповское кладбище старообрядцев. Лютеран и католиков хоронили также вдоль южной ограды кладбища. Сегодня в Пятницком некрополе утрачены захоронения военных 1812, 1878 и 1915 гг.

Вход на Пятницкое кладбище, шестидесятые1961 год. Пятницкое кладбище1967 год. Угол Телевизионной и Труда

Небольшие захоронения при церквях, выстроенных до 1780 года, остались и были они не огорожены. Близ храмов, появившихся после 1780 года кладбищ уже не было. Останки кладбищенских захоронений постоянно обнаруживали при постройке домов на месте снесенных кладбищ, а также земляных и других работ. Где же были кладбища, о которых большинство и не подозревает?

1. Богоявленское (ул. Кутузова, напротив школы №9).
2. Козинский погост (ниже церкви Николы на Козинке).
3. Успенский погост (располагался рядом с современным парком Циолковского).
4. Кладбище «в поле» (возле церкви Василия Блаженного; ул. Герцена).
6. Георгия «за верхом» (ул. Баумана).
7. Георгия на Воробьёвке (ул. Воробьёвская) церковь снесена.
8. Георгия «за лавками» (ул. Декабристов).
9. Казанской (ул. Подвойского).
10. Знаменской (ул. Знаменская).
11. Спасо — Жировской (ул. Салтыкова — Щедрина, городская детская больница) церковь снесена.
12. Спасо — Преображенской (ул. Смоленская).
13. Никольской (угол улиц Луначарского и Вилонова, дом номер 53) церковь снесена.
14. Благовещенской (сквер Карпова) церковь снесена.
15. Воскресенской (ул. Воскресенская, детский сад) церковь снесена.
16. Покрова на Рву (ул. Марата).
17. Покрова на Подоле (ул. Подвойского)
18. Никитское кладбище (улица Карпова, кладбище было в нынешнем сквере при Никитской церкви со стороны улицы Ленина)

Вторая половина сороковых. Пленные немцы работают в сквере у Никитской церкви

19. Михаила Архангела (ул. Ленина, 100) церковь снесена
20. Сошественской (пер. Старообрядческий, хлебозавод).
21. Космодемянской (старое расположение: стрелка улиц Кутузова и Вилонова), позже церковь перенесена на улицу Суворова.
22. Успения (ул. Достоевского).
23. Одигитрии (ул. Королёва, 28)
24. Крестовское кладбище. На современной улице Карла Либкнехта сохранились отдельные фрагменты крестовского монастыря. Кладбище было на месте нынешней школы номер 17. Рядом было двухэтажное здание или братский корпус Крестовского монастыря. До войны в нем размещался детский сад. Владимир Морозов, автор книги «Воспоминания старого калужанина» пишет: «Первые воспоминания о детском саде — развалины взорванной монастырской церкви и на монастырском кладбище множество могил и склепов с красивыми памятниками, на которых и проходили наши игры. Это кладбище было уничтожено, когда строилась школа № 17».

Старообрядцы хоронили умерших отдельно:
1. У тульской заставы (ул. Салтыкова — Щедрина), напротив тюрьмы.
2. За Пятницким кладбищем, по переулку Труда, на небольшом по размерам кладбище (ныне переулок Колхозный и Кирпичный).
3. На часовенном кладбище (ныне диспетчерская троллейбусного маршрута №3, и территория КЗТА).

Были и другие места захоронений:
Кладбище хлюстинской больницы, холерное с 1830г. (ул. Болдина), турецкое кладбище, где хоронили пленных турок в войну 1878 — 1879гг. (ул. Болдина). До войны на этом месте хотели сделать парк, но передумали и стали застраивать район жилыми домами.

Вот как описывает в своих дневниках место захоронения пленных турок священник Иоанн Зарецкий: «17 марта 1892 года. В 12 часов туман рассеялся, и весеннее солнце сильно топило рыхлый снег. Я отпевал и провожал на больничное кладбище некого Илию. С высоты неба лились горячие лучи солнца и первая заливная песнь жаворонков, их весенний хор. Наша процессия следовала мимо небольшого участка земли, прилегающего к пороховым погребам, обнесённого канавой и замощённого буграми могил. На мой вопрос: «Что это?» — псаломщик ответил, что это турецкие могилы. Лежат бедные османы безвестно для своих семейств на чужой стороне, не слышат пения весенних птиц, не радуются весне, а на родине, может быть, ещё помнят о них».

1934. Турецкие могилы на «Спичке»

Далее, раскольничье кладбище в городском бору, за рекой Яченкой.

1894 год. Старообрядческое кладбище в бору. Могила Фофанова

Симеоновское кладбище евреев, магометан и других вероисповеданий, существовавшее с XVIII века (по улице Труда, ниже Пятницкого), небольшое по размерам. Чумное кладбище, существовавшее с 1771 на левом берегу красного ручья (сквер имени Жукова сейчас) рядом со скотомогильником. Скотобойни были на улице Баррикад и на современных Черемушках близ железнодорожной больницы.

Район железнодорожной больницы, шестидесятые

В центре Калуги в сквере им. Ленина было немецкое кладбище, хотя бы этот факт широко известен.

1941 год, декабрь. Немецкое кладбище в сквере Ленина

5 апреля 1942 года в сквере Комсомола (сейчас сквер Воронина) состоялось захоронение 17 калужан, расстрелянных 6-9 ноября 1941 года. Перезахоронение на Пятницком кладбище произошло только в 1965 году, когда сквер уже был излюбленным местом прогулок калужан.

1942 год. Похороны калужан в сквере Комсомола (Воронина)

Интересную историю рассказала одна калужанка. В пятидесятых годах у нее серьезно заболел ребенок. Дочка лежала в детской больнице на улице Салтыкова-Щедрина, больницу открыли в 1947 году на месте разрушенной церкви Спасо-слободской «на Жировке». Каждый день женщина встречала во дворе больницы старушку, которая приходила сюда молиться. Однажды женщина не вытерпев, поинтересовалась. – «Зачем вы сюда ежедневно ходите? – У меня тут родные лежат, милая».

Начало прошлого века. Спасо-слободская церковь

Такова история калужских кладбищ, которую автор подготовил по материалам краеведов А. Днепровского, Д. Малинина, Н. Кожевниковой, В.Фридгельм.