Радиола. Год 1984
Документальный цикл программ на радио «Ника FM» (Калуга 103.1, калужская область, онлайн вещание nikatv.ru). На сайте Таблоид вы можете ознакомится с полным текстом всех выпусков программы, а так же послушать полную радио версию. Артисты, события, явления в популярной музыке прошлого века. Год за годом. О чем приятно вспомнить и невозможно забыть.
1984
Год тысяча девятьсот восемьдесят четвертый. Блатная песня, рок-музыку запрещают, Браво, Deep Purple возвращаются
БЛАТНАЯ ПЕСНЯ (ГОРОДСКОЙ РОМАНС)
Еще в 19 веке в России существовали песни «воли и неволи», песни «каторжные», появившиеся преимущественно в застенках. С начала 20-го года появляется термин «Блатная песня». Даже великий Утесов не гнушался исполнять песни подобного толка.
С начала 60-х «тюремную лирику» у нас в стране перестали «популяризировать», она стала запрещенной и осталась лишь в подпольных концертах Аркадия Северного или на ленточной бобине, чуть позже кассете.
В 70-х года один за другим эмигрируют в США музыканты различных ВИА. Первым за «кордон» «сваливает» Вилли Токарев в 1974 году. Он работал таксистом и пел в русских ресторанах Нью-Йорка. Первые пластинки, выпущенные в Америке, приносят ему славу среди эмигрантов и проникают к нам в СССР на кассетах.
В 1978 году в Америку «убегает» Любовь Успенская с мужем, так же певшая в ресторанах. И, наконец, в 1981 году в США причаливает Михаил Шуфутинский. Так же мгновенно ставший популярным среди русскоязычных американцев. Шуфутинский первый запел песни неизвестного ленинградского врача-барда Александра Розенбаума. Причем с ним он не был знаком, Михаилу передали кассету с его песнями, а тот включил их в свой репертуар.
Записи Токарева, Шуфутинского, Северного с дикой скоростью распространяются посредством «перезаписи у друга» или через ларьки звукозаписи, хотя они и были запрещены. Оставшиеся здесь исполнители Розенбаум, Высоцкий и Александр Новиков были единственными флагманами «блатной песни», хотя Высоцкого причислить к данному жанру песни, можно с натяжкой.
Новиков начинает карьеру в Свердловске, как рок-музыкант, но в 1984 году резко меняет приоритеты и записывает альбом «Вези меня извозчик», ставший культовым у поклонников подобного жанра.
5 октября 1984 года Новикова арестовали, а в следующем получает срок. Десять лет!
Рассказывает сам шансонье:
«Когда меня арестовали, это было пятого октября 1984 года в девять часов утра, меня сразу же привезли в управление и передо мной положили документ. Назывался он «Экспертиза по песням Александра Новикова». Я обвиняюсь, последовательно: «разжигании межнациональной розни, пропаганда аморализма, пошлости, насилия, пропаганда проституции, алкоголизма, наркомании. Автор вышеупомянутых песен нуждается, если не в психиатрической, то в тюремной изоляции наверняка».
А в итоге Новикова посадили «за хищение государственного имущества в особо крупном размере. Александр делал своими собственными руками музыкальную аппаратуру для клубов и дворцов культуры. Реализовывал все это через «комиссионку». Так как эти учреждения скупали технику не за свои, а за государственные деньги, суд посчитал, что тот воровал средства у государства.
Александр Новиков отбыл срок — шесть лет. В один из дней, Ельцин дал распоряжение: «Отпустить». Через некоторое время из суда приходит исполнительный лист: «Верните государству долг в 120 000 рублей». По тем временам это было где-то миллион двести тысяч долларов! Новиков честно пишет: «Платить отказываюсь». Через некоторое время бумажка приходит второй раз. Снова последовал отказ. В третий раз прислали. «Я не выдержал. Взял жирный маркер и написал крупными буквами: «Идите на х…!» После этого мне больше уже ничего не присылали…»
Еще один исполнитель городского романса, Михаил Звездинский стал рекордсменом по рецидиву. В 1962 году по ст. 144 часть 2 УК РСФСР он на один год лишился свободы за кражу машины и драгоценностей. Повторно был осужден в 66-м на три года «за дезертирство». В 1973 году получил еще три года «за изнасилование иностранной гражданки». В 1982 году получил еще шесть лет «за дачу взятки и частное предпринимательство».
Что же касается «блатной песни», ее в кавычках «разрешили» во время перестройки. На родину возвращаются Шуфутинский, Успенская, Токарев и делают в Россию успешную карьеру. В лихих девяностых появляются новые имена, главный фаворит, Михаил Круг. Но это уже другая история.
ЯВЛЕНИЕ ПУРПУРНО-ЛИЛОВЫХ НАРОДУ
Участники классического состава английской группы Deep Purple, в 1983 году работали в разных составах. Гитарист Ричи Блэкмор был счастлив со своим проектом Rainbow, вокалист Ян Гиллан, к тому моменту свернул сольный проект и пел в очередном составе Black Sabbath, Роджер Гловер был басистом и продюсером Rainbow, а клавишник Джон Лорд и барабанщик Ян Пейс значились в составе группы Whitesnake, последнего певца Deep Purple, Дэвида Ковердейла.
В общем все были пристроены и при деле. Правда, еще в 1980 году музыкантам предлагали за пять миллионов долларов дать один единственный концерт, но те отказались.
Судьба распорядилась иначе, неудовлетворенный своим положением певца в «Саббат», Ян Гиллан в 1983 году звонит Джону Лорду и намекает тому, что было бы неплохо вновь возродить Deep Purple. Лорд и Пейс, сказали, что с условием, если они будут сочинять и выпускать новые альбомы, а не просто кататься по миру исполняя старые хиты.
Рассказывает клавишник группы Джон Лорд:
«Я решил уйти из Уайтснейк. В течении трех месяцев мне позвонил Гиллан. Как насчет собрать старый состав? Ты с ума сошел, Ричи на это никогда не согласится. — А это его идея».
Гиллан блефовал, Блэкмор, известный своим угрюмым и циничным нравом поначалу отказал. Но, в его «Радуге» начались ссоры, в основном из-за вокалиста Джо Линн Тернера, который к тому же начал принимать наркотики. Затем, в Штатах Блэкмор наткнулся на телетрансляцию, какого-то благотворительного концерта, в котором пел Гиллан с Black Sabbath. Вид у Яна был, прямо, скажем «неважнецкий». Увидев в какой форме его бывший певец, Блэкмор решает воссоединить Deep Purple. И в апреле 1984 го года состоялась первая встреча, блудных сыновей.
Обнялись, посмеялись над старыми ссорами и начали репетировать, с первых же минут стало ясно, это то, что им так не хватало все эти годы.
22 сентября 1984 года газета «Daily Mirror» опубликовала первую фотографию возрожденного состава.
16 ноября пластинка нового-старого Deep Purple «Perfect Stranger» попала на прилавки магазинов. Во многих чартах Европы диск поднялся на первое место, большой успех их ждал и за океаном, где билеты на предстоящее турне были полностью раскуплены.
Но уже после следующего диска «The House Of Blue Light» (фирма «Мелодия» под названием «Дом голубого света» выпустит ее в 1988 году), вновь вспомнились старые обиды и все чаще возникали ссоры между Гилланом и Блэкмором. Вспоминает Джон Лорд:
«Думаю, что Яну не нравилось то, что мы делаем. В то время он ничего не писал, часто не приходил на репетиции. Зато его всё чаще видели пьяным. Однажды он почти голым ввалился в номер Блэкмора и там уснул. Вдобавок он затягивал работу над новым альбомом, выпуск которого был намечен на начало 1990 года.»
На смену Гиллану приходит бывший вокалист Рэйнбоу Джо Линн Тернер, но публика не приняла новый альбом группы, а критики язвили и называли группу «Deep Rainbow». В итоге Гиллана вернули. Но в 1994 году не выдержал Блэкмор и покидает группу.
Пепл по прежнему гастролирует и записывает пластинки, правда из основного состава там осталось трое музыкантов. Гиллан, Гловер, Пэйс.
ЧЕРНЫЕ СПИСКИ. ЦЕНЗУРА АНДРОПОВА-ЧЕРНЕНКО
Период правления Леонида Ильича Брежнева в советской истории часто называют застоем. Действительно, наш самый добродушный и мягкий правитель, особенно не закручивал гайки и давал жить советским гражданам в относительном спокойствии и стабильности. Взошедший на престол, после смерти Брежнева, КГБ-шник Юрий Владимирович Андропов, будто чуя, что осталось не долго, резко дисциплинирует народ. Днем, в кинотеатрах, магазинах и кафе, милиция начинает отлов прогульщиков, укрепляя трудовую дисциплину. Начинает борьбу с коррупцией, спекуляцией и не трудовыми доходами. В начале 1984 го Андропов умирает и его сменяет тяжело больной Константин Устинович Черненко. Еще при Андропове, в июне 1983 года Черненко выступил с программным докладом «Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии». В нём, Константин Устинович подверг критике самодеятельные эстрадные группы с репертуаром «сомнительного свойства», которые «наносят идейный и эстетический ущерб». Этот доклад стал началом крупномасштабной борьбы с независимыми музыкальными исполнителями в 1983—84 годах, главным образом с исполнителями русского рока. Выступление на «квартирниках» и подобных самодеятельных концертах было приравнено к незаконной предпринимательской деятельности, нарушающей монополию компании Росконцерт, и грозило тюремным заключением.
Рассказывает Артемий Троицкий:
«Это были цветочки, ягодки вызрели чуть позже, 1983-84 годы, то есть вот эти годы можно назвать годам реальных, болезненныхЖ, достаточно жестоких репрессий. Я думаю, что связано это было с тем, что вся советская система агонизировала и как всякий корчащийся в судорогах организм они стали выделывать всякие малоприятные конвульсии».
Весной 1984 года гайки закрутили слишком сильно, посадили лидера группы Воскресенье Алексея Романова, барда Александра Новикова, гонения на группу «ДДТ».
Самодеятельные рок-группы и их записи становятся запрещенными. «Магиздат», таким термином наша партия по анологии с диссидентским литературным «самиздатом», награждает альбомы Кино, Аквариума…
«С рок-музыкой, у нас все в порядке — у нас ее нет!», гордо отрапортовал начальник одного из провинциальных горотделов культуры журналисту столичной газеты.
По Домам Культуры и диско-клубам рассылаются так называемые черные списки.
Постановление Управления Культуры города Москвы от 28 сентября 1984 года:
В целях усиления борьбы с влиянием буржуазной идеологией, повышением культуры среди вокально-инструментальных ансамблей, рекомендуем запретить проигрывание грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции отражающих творчество следующих зарубежных групп и исполнителей. Далее шел список из ста артистов. К исполнителям давались краткие, абсурдные комментарии, например:
«Айрон Мэйден». В творчестве группы присутствуют загробные, библейские ассоциации. Особенно ярко выражены они в песнях «Живой после смерти», «Зверь под номером 666» и др.
«Джудаст Прист». Стремление стать любой ценой популярной привело к тому, что группа создала себе «черный» сценический образ и начала усиленно эксплуатировать культ грубой силы. Критика характеризует сценическое поведение «Джудас Прист» как «эмоциональный фашизм».
«Металлика». В беседе с журналистами лидер группы выразил свое «кредо» следующим образом: «…Выпивка и девочки, наркотики и деньги, главное — деньги! — вот что нас интересует». Самая известная композиция — «Медленная смерть» вошла в последний антикоммунистический альбом корпорации «Музыка для народа» (такого альбома нет).
«Мэноуор». Творчество явно антисоветского содержания. В песне «Кровь моих врагов» призывают своих поклонников «убивать русских десятками, сотнями, тысячами». В пластинку «Ад приходит в твой дом» включена песня «Хейль, Англия» — по аналогии с нацистским «хайль». Ансамбль — активный пропагандист фашиствующих организаций Англии (хотя, вообще-то группа американская).
Принс. Творчество — помесь порнографии, аполитичности и даже пропаганды ядерной войны.
«Депеш Мод» — аполитичность,
Донна Саммер — эротизм,
«Калчер Клаб» — гомосексуализм, аполпитичность, анти-культура,
Мадонна — секс,
Майкл Джексон — аполитичность, ужасы
И так далее и тому подобное.
Далее:
»Список самодеятельных ансамблей и рок-групп, своей деятельностью наносящих вред идейно-нравственному и эстетическому воспитанию молодежи».
Город Москва — «Потерянное поколение», «Альфа», «Примус», Ю. Лоза, «Крематорий», «Проспект», «Центр», «ДК», «Браво», «Альянс».
Ленинград — «Пикник», «Автоматические удовлетворители», Аквариум, «Кино», «Зоопарк», «Мануфактура» и другие.
Большое распространение в последнее время стали получать в СССР звуковые издания исполнителей песен из т.н.»эмигрантских кругов» Западной Европы и США (Ребров, Токарев и др.) и в подражание им появились записи отечественных «певцов» и «сочинителей» (Розенбаум, Северный и т.д.). Их «произведения» отличаются особой злостной антисоветской направленностью, пропагандой эмигрантских настроений, пошлости и безвкусицы.
С приходом Горбачева запреты практически уже не действуют, хотя в 1985 и 1986 годах в прессе и на телевидении еще присутствуют «обличительные» материалы.
ГРУППЫ БРАВО, СЕКРЕТ
Практически в одно время в Москве и Ленинграде появляются группы, которые решили воскресить старый, добрый рок-н-ролл на просторах советского союза. В Москве появляется группа «Браво», с несомненным влиянием Чака Берри, а в соседней столице группа «Секрет», взявшая за образец творчество и имидж группы Битлз.
Большой поклонник музыки и моды пятидесятых, москвич Женя Хавтан в начале 80-х создает группу «Редкая птица», на тот момент в составе присутствовал будущий лидер «Бригады С» Гарик Сукачев. Музыкально, ребята копировали западную «новую волну», «Madness», «The Police», «Stray Cats». Однажды друзья диссиденты рассказывают ему о некоей барышни, заметив в беседе, что та прекрасно поет. Часа в два ночи в квартире Хавтана в Кузьминках раздается звонок. Это была та самая певица. Ее звали Жанна Агузарова, она приехала покорять Москву, но провалила экзамены в театральный институт. Зачем, то выдумала себе легенду, что ее зовут Иванна Андерс, а ее родители — дипломаты и работают за границей.
Жанна Агузарова, интервью 1988 года:
«Мы встретились в метро, я опоздала на сорок минут, как обычно. И увидела, что передо мной стоит какой-то школьный ансамбль. Я сама правда была еще молоденькая совсем, только что, можно сказать со школы. Они меня прослушали, я спела блюзовую импровизацию, они присели, замолчали и ничего мне не сказали. И я уехала, думала, что не подошла им. Потом, когда я позвонила через две недели Жене, он говорит, что же ты не звонишь, куда ты пропала. Я думала, что вы меня не взяли, но на всякий случай написала слова, называются «Жёлтые ботинки».
Группа в спешке записывает 20-минутный мини альбом. Рассказывает Евгений Хавтан: «Мы играли концерты, и я уже чувствовал, что за нами следят. Чтобы увековечить наше творчество, еще не зная, что с нами произойдет, мы на нашей репетиционной базе с помощью первых распространителей магнитоальбомов сделали эту запись, которая на сегодняшний день является для меня эталонной по энергетике, по настроению».
Через несколько недель после записи, 18 марта 1984 года в ДК «Мосэнерготехпром» состоялся печально известный концерт группы.
Организаторов (Хавтан и другие) и участников, собственно группу «Браво», задержали и доставили в милицию. Им выставлены обвинения по статье незаконное предпринимательство, а именно проведение подпольных концертов за деньги. Хавтан и остальные музыканты, написали объяснительные и из-за отсутствия состава преступления были отпущены. «Браво» попадает в черные списки.
С Агузаровой все было сложнее, она сделала поддельное удостоверение личности на имя Ивонны Андерс. Жанну сослали в Сибирь к родственникам. Там она работает в таежном леспромхозе, участвует в конкурсе молодых талантов. «Богата талантами тюменская земля», так написала о Жанне местная газета.
Хавтан дает слово дождаться свою вокалистку и все время пока она отсутствовала пишет новые песни, репетирует, с вокалом помогает Сергей Рыженко.
После возвращения Агузаровой в Москву, Браво вступает в рок-лабораторию, затем неожиданно получает сильную поддержку в лице Аллы Пугачевой, которая помагает группе с концертами, телесъемками и пробивает группе первый диск на фирме «Мелодия».
Малоизвестный факт, еще в 1986 году Агузарова покидает Браво и на ее место приходит Анна Салмина и чуть позже Татьяна Рузаева. Но, к счастью они не задержались в группе, потому что эксцентричная вокалистка решила вернуться в «Браво».
1986-1988 звездный час для Агузаровой и «Браво». Дебютная пластинка расходится пятимиллионным тиражом на «Мелодии», в стране появляется фан-клуб группы, их можно было распознать в толпе по одежде стиляг 50-х годов.
Но солистке уже надоедает та музыка, которую играет и сочиняет Хавтан и по совету все той же Пугачевой, Жанна покидает группу и начинает сольную карьеру.
Следующим вокалистами становятся Евгений Осин, а затем Ирина Епифанова. Появившийся в 1990 году бывший певец группы «Зодчие», «Телефон» и «Фэн-о-мэн», Валерий Сюткин делает группу даже популярнее, чем с Агузаровой.
СЕКРЕТ
В 1981 году на актерском факультете ЛГИТМИКа была создана группа под названием «Кристина». В ее состав вошли однокурсники Николай Фоменко и Максим Леонидов.
Одной из первых сочиненных песен была песня «Именины у Кристины», которую написал Леонидов и его друг, барабанщик раннего состава группы Дмитрий Рубин.
Осенью 1982 года коллектив меняет название на «Секрет», которое они позаимствовали из названия битловской песни «Do you want to know a secret». Первый концерт они дали в том же году в Москве на втором часовом заводе, но оказался провальным, публика швыряла в них бутылки, оскорбляла нецензурными выкриками.
Первый успех пришел в Питере в 1983, а 20 апреля состав становится «классическим», в группе появляется Андрей «Забл» Заблудовский, который на тот момент думал присоединится к панк группе «Автоматические Удовлетворители». Новый гитарист, так же был знаком с Максом и Фомой, а с Мурашовым познакомился уже в составе Секрет. Андрей вспоминает:
«Я учился в третьем классе, а в первом классе вместе с моим младшим братом Сережей учился Максим Леонидов. Который достаточно часто заходил ко мне домой и где-то уже в районе восьмого-девятого класса осознанно менялись пластинками, с Фомой вместе. Коля Фоменко учился у другого педагога, но в одной музыкальной школе мы с ним учились. А что касается Леши Мурашова, то с ним мы познакомились буквально на репетиции. Пееред этим Леонидов с Фоменко ворвались ко мне домой: Ну чё, будем играть? Я говорю, у вас же все в порядке. Нет, Дима Рубин умчался общаться с Бари Алибасовым, он нам больше не друг. Поэтому, кроме тебя у нас друзей больше нет. Будешь играть? Я говорю, буду».
На том злопамятном концерте в Москве «Секрет» выступали со своим питерским приятелем, музыкантом, который к тому времени уже стал культовой фигурой в отечественном роке, Майком Науменко. На самом первом альбоме, который секретовцы выпустили в 1984 году присутствует песня Майка «ДК Данс» или «Мажорный рок-н-ролл».
Многие до сих наверное и не знают, что автором этой, а так же песни «Мы любим буги-вуги» является Майк.
Науменко всегда с симпатией относился к группе, а группа выплачивала ему не малые авторские за исполнение и запись его песен.
Майк Науменко о группе Секрет:
«Я хорошо отношусь к этому. Секрет славные ребята, я с ними в очень хороших отношениях. Я считаю, что все имеют право играть всё, что они хотят и поэтому все нормально».
В 1985 году группа «Секрет» проходит прослушивание у худсовета, для принятия группу на работу в Ленконцерт. Группу берут, правда с оговоркой, не на полную ставку, а для участия в сборных концертах. После прослушивания программы против было два голоса: композитора Александра Морозова и певца Эдуарда Хиля.
Популярность к группе приходит после постоянной ротации на ленинградском телевидении, возникает фан-клуб группы, отличительной чертой поклонника Секрет, является костюм и непременно красный галстук. После выхода на экраны фильма «Как стать звездой» и дебютного альбома на «Мелодии», популярность достигает своего апогея.
Но в 1990 году, Максим Леонидов эмигрирует в Израиль, оставшиеся троица продолжает выступать совместно до 1998 года, а затем группу покидает Фоменко.
На волне ностальгии уже в наше время «Секретовцы» часто дают концерты в золотом составе, а в 2014 году вышел их первый за 25 лет альбом, в записи которого участвовали все оригинальный участники группы.
BRUCE SPRINGSTEEN, PRINCE, TINA TURNER, CYNDI LAUPER — НОВЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ РОК-ГЕРОИ
«Я видел будущее рок-н-ролла. Его имя Брюс Спрингстин», так журналист Джон Ландау прокомментировал один из ранних концертов американского рок-барда .
Брюс родился в Нью-Джерсе в семье рабочих. С присущей ему искренностью, Спрингстин на протяжении всей карьеры воспевает жизнь работяги, американца среднего класса.
Его первые альбомы проходят незамеченными, к успеху он приходит в 1975 году с выпуска альбом альбома «Born To Run», над заглавной песней Брюс работал, только вдумайтесь, шесть месяцев. Работоспособность приносит плоды и Брюс становится новой звездой американского рока. Альбомы «Река», «Небраска» в начале 80-х закрепили за ним славу бескомпромиссного, честного рок-музыканта.
В 1984 году музыкант выпускает, почти патриотический альбом «Born In The USA». В заглавной песне диска, написанной в гимново-стадионном ключе, рассказывала о парне, рожденным в США и отправленном воевать во Вьетнам. Он вернулся домой живым и невредимым, но с искалеченной войной душой.
Альбом расходится феноменальным тиражом, в одной только Америке куплено более 15-ти миллионов дисков. В Европе диск, так же достигает первых строчек хит-парадов. Семь песен с диска становится хитами, Рейган гордится новой суперзвездой, патриотом своей страны, а советский журнал «Ровесник» пишет хвалебные статьи.
В дальнейшем Спрингстину переплюнуть свой успех уже не удастся, хотя все его последующие альбомы так же возглавляли списки популярности.
Брюс остался верен своему патриотизму, к примеру, во время предвыборной президентской кампании 2008 года в США он активно агитировал за кандидата от демократов — Барака Обаму.
В первой половине восьмидесятых, звезда начала прошлого десятилетия, Тина Тернер, певица почти забытая, перешедшая в разряд рок-легенд. Свою карьеру Тина начинала еще в 60-х, участвуя в дуэте со своим мужем тираном под названием Ike & Tina Turner. После того, как Тернер удалось сбежать от мужа-деспота и наркомана, развестись и начать записывать сольные альбомы, ее карьера пошла под откос. Альбомы не нашли ни какого отклика у слушателей.
К 1983 году когда Тина уже не представляла никакого интереса для боссов фирм грамзаписи записывает кавер на песню Эла Грина «Let`s Stay Together». Песня становится популярной за океаном и фирма Capitol изменила свое отношение к угасшей звезде. Принято решение, работать над новым альбомом.
Альбом «Private Dancer», названный журналом Ebony, как «изумительное возвращение в истории рок-н-ролла», вышел в июне 1984 года. Первый сингл с пластинки «What`s Love Got To Do With It» возглавил американские и европейские чарты. По итогам года пластинка была в списках самых раскупаемых, уступая разве, что Джексону, Спрингстину и Принцу. Годом спустя Тернер получает за него четыре статуэтки «Грэмми».
В течении всех восьмидесятых Тернер поддерживает свою популярность хитами «We Don`t Need Another Hero», «What You Got Is What You See», а так же кавером на песню из репертуара Бонни Тайлер «The Best», которая становится самой популярной на территории Советского союза.
В веке новым, бабушка рока Тина, уже не выпускает новых альбомов, но не смотря на возраст с успехом гастролирует.
В 2007 году приходит сообщение, что от передозировки кокаина умирает ее бывший муж Айк Тернер. Тина, которая не поддерживала с ним никаких отношений в течении более тридцати лет, от комментариев воздержалась.
В 2013 году после 27 лет фиктивного брака, выходит замуж за продюсера Эрвина Баха.
Кому как не Принцу Роджеру Нельсону быть Принцем поп-музыки восьмидесятых. Принц, это настоящее имя американского фанк-соул гитариста. Музыкант известен своим своенравным характером, скандалами с откровенной эротикой и нецензурной лексикой в текстах. Так же своей войной с миром шоу-бизнеса и большой творческой плодовитостью, выпущено более сорока альбомов артиста, включая сборники.
Первый успех к нему приходит с синглом «I Wanna Be your Lover», а так же c альбомом «1999», в заглавной песни он протестует против распространения ядерного оружия. Если вы помните минутами раньше я писал о черных списках в Советском союзе, так там Принцу коммунистические чиновники наоборот приписывали призыв к ядерной войне.
1984 год становится настоящим триумфом для Принца альбом, два сингла с него и фильм под названием «Purple Rain» возглавляют всевозможные списки популярности по всему миру, альбом расходится тиражом в 22 миллиона, фильм собрал более 80 миллионов долларов только в США.
Последующие альбомы, как это и бывает в карьере практически любого музыканта, таких тиражей не имели, правда это не означает падения популярности, просто все вернулось к привычным для артиста цифрам продаж.
Удачными вышли альбомы «Sign O Times», Graffity Bridge», «Diamonds and Pearls», саундтрек к фильму «Бэтмен».
И тут эксцентричный Принц начинает войну со своим лейблом, заявляя, что компания саботирует выпуск его альбомов, которые Принц готов был выпускать хоть каждый месяц (это он еще не знал про наш Ласковый май, выпускавший альбомов десять в год). Выходит в «свет» с нанесенным на щеке словом «Slave», то есть «Раб», намекая на зависимость от боссов шоу-бизнес и в итоге поступает совсем уж экстравагантно. Меняет свое имя Принц, на непроизносимый и не имеющий фонетического эквивалента символ.
В СМИ, теперь его называют «TAFKAP», то есть «Артист ранее известный, как Принц».
Эксперименты будут продолжаться все 90-тые и нулевые. Тиражи правда будут падать, но в 2004 году он возвращается с успешным альбомом «Musicalogy», на обложках и прессе его вновь зовут привычным, Принц.
В этот же период самой популярной певицей становится девушка с не простой судьбой, долго шедшая к успеху. Синди Лопер. Ее популярность после выхода в 1983-м году альбома «Она такая необыкновенная» была огромна. И это раздражало Мадонну, продажи которой были намного ниже в тот период. Мадонна язвительно называла Лопер, Минни Маус наевшаяся гелия из-за высокого голоса Синди. А критики пророчили Лопер карьеру покруче, чем у «Мэдди», здесь, как мы знаем журналисты ошиблись.
Хитами Лопер стали подростковый гимн «Girls Just Wanna Have Fun», «Time After Time», «She Bop», альбом в итоге разошелся тиражом в восемь миллионов.
Увы, но записав еще два сравнительно хитовых альбома, популярность Синди Лопер падает.
Интересный и уже забытый факт. В конце восьмидесятых, на волне «перестроечной» дружбы между Америкой и СССР, состоялся проект «Музыка говорит громче слов». Американские поп-звезды и продюсеры работали вместе с советскими композиторами и продюсерами. Синди Лопер записала на вышедшем в июне 1990 года сборнике песню Игоря Николаева «Cold Sky».
ТОРЖЕСТВО СТАДИОННОГО РОКА
В один из дней 1982 года, когда все сотрудники студии звукозаписи The Powerstation уже разошлись по домам, уборщик по имени Джон Бонджиови, пробирается в студию и в тайне ото всех записывает песню «Runaway». На утро он показывает пленку своему знакомому ди-джею с радио, тому песня понравилась и он согласился прокрутить ее в эфире. Не часто, но так бывает, песня становится хитом еще до того когда будет подписан контракт и выпущена пластинка. Более того у Джона на тот момент еще не было, даже группы. Именно после успеха на радио песни, с Бонджиови заключают контракт, Джон набирает музыкантов в свою группу, меняет фамилию, на Bon Jovi и называет новыую группу своим именем.
В 1984 году выходит дебютный диск группы. Две первых пластинки имели скромный, но все же успех, но после того, как в 1986 году Bon Jovi начали сотрудничество со знаменитым хитмейкером Дезмондом Чайлдом, который к тому времени написал не мало хитов, группа становится лидером стадионного хард-рока, альбом «Slippery When Wet» и хит «Living On A Prayer», до сих пор самые популярные в каталоге группы.
Год 1984 стал самым успешным на тот момент для канадца Брайана Адамса. К тому моменту он уже выпустил три пластинки, но громкий успех все не приходил. Выпущенный в том году альбом «Reckless» с хитами «Run To You», «Heaven», «Summer of 69» надолго делают Брайана Адамса лидером мелодичного поп-рока.
Годом ранее, британская группа Def Leppard выпускает свой альбом «Pyromania».
Начинавшая в начале 80-х, группа попала, в основном благодаря журналистам в течение «Новая волна британского хэви-метал». Но на вышедшем альбоме в 1983 году звук явно смягчили, а синглы с удовольствием крутили радиостанции и MTV. В итоге диск расходится 12-ти миллионным тиражом.
31 декабря 1984 года барабанщик группы попадает в автокатастрофу и лишается левой руки. Музыканты Def Leppard, конструируют специальную барабанную установку и оставляют Рика Аллена в группе. Вот это настоящая дружба!
Следующий альбом, вышедший, по понятным причинам с задержкой в четыре года становится еще более успешным. В Америке альбом «Hysteria» становится популярнее, чем вышедший в тот же год альбом Майкла Джексона «Bad».
Такие группы, как Van Halen, ZZ Top и даже Judas Priest, оглядываясь на успех Def Leppard, тоже смягчают свой звук на новых альбомах, появляются, так называемые синтезированные гитары. Появляется масса подражателей, но эти группы, урвавшие свои пять минут славы, смывает волна альтернативного рока 90-х.
Среди других заметных событий года 1984-ре:
14 февраля Aerosmith воссоединяется в классическом составе, в состав вернулись бывшие гитаристы Джо Перри и Брэд Уитфорд.
Накануне своего сорокапятилетия во время нелепой стычки с отцом, от двух выстрелов погибает соул певец Марвин Гэй.
Распадается группа Полис, Стинг начинает сольную карьеру
27 августа Depeche Mode выпускают четвёртый студийный альбом «Some Great Reward». Сингл «People Are People» достигает первого места в Германии и становится первым большим хитом группы в Америке.
29 октября в Москве на Новодевичьем кладбище происходит церемония перезахоронения праха Федора ШАЛЯПИНА. Спустя почти 47 лет после смерти его прах перевезен из Парижа на родину.
8 декабря Вокалист «Mötley Crüe» Винс Нил и барабанщик «Hanoi Rocks» Николас «Раззл» Дингли, будучи в состоянии алкогольного опьянения попали в автомобильную аварию. Раззл погиб на месте, а Винс Нил был задержан полицией.
МИРОВЫЕ ХИТЫ:
George Michael “Careless Whisper”
Stevie Wonder “I Just Call To Say I Love You”
Frankie Goes To Hollywood “Relax”
Среди самых популярных песен 1984-го года на территории Советского союза согласно конкурсу «Песня Года»:
ВИА «Верасы» «Старадания»
Алла Пугачева «Расскажите птицы»
Мирдза Зивере и Имант Ванзович «Надо подумать»
Итоги 1984 года согласно опросу читателей газеты «Смена» (в рубрике «Звезды-84»)
Лучшая певица:
1. Алла Пугачёва
2. Анне Вески
3. София Ротару
4. Марью Ланик
5. Людмила Сенчина
6. Эдита Пьеха
7. Лариса Долина
8. Манана Тодадзе
9. Ирина Понаровская
10. Ксения Георгиади
Лучший певец:
1. Валерий Леонтьев
2. Юрий Антонов
3. Михаил Боярский
4. Александр Барыкин
5. Яак Йоала
6. Тынис Мяги
7. Александр Градский
8. Альберт Асадуллин
9. Сергей Захаров
10. Иво Линна
Лучшие ансамбли:
1. «Земляне»
2. «Круг»
3. Группа Александра Барыкина («Карнавал»)
4. Группа Владимира Кузьмина («Динамик»)
5. «Машина времени»
6. Ансамбль Аллы Пугачёвой «Рецитал»
7. «Автограф»
8. Группа Стаса Намина
9. «Весёлые ребята»
10. Ансамбль Владимира Назарова
РАДИОЛА 1984 год. РАДИОВЕРСИЯ
Автор и ведущий — Сергей Сычев
Звукорежиссер — Игорь Рудь
Благодарим за помощь в создании программы Нану Кумелашвили.