Продажи пластинок в США. Как это работает?
Меня давно интересует индустрия звукозаписи, сертификация продаж пластинок и конечно же, хит-парады. Чарты на Западе основываются именно на цифрах продаж сингла (песни) или альбома. В наше время продажи физических носителей упали на критически низкую отметку, поэтому уже не первый год при составлении еженедельных хит-парадов учитываются продажи мп-3 файлов и прослушивание альбома в потоковом вещании (стриминг).
Второе. Давно задумывался вот над чем. Одна из самых популярных в Америке рок-групп, коллектив на шоу и пластинках коего выросло не одно уже поколение американских фэнов. Kiss. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (далее RIAA) группа продала в США чуть больше 20 миллионов пластинок к данному моменту. Тогда, как общий тираж их дисков по всему миру варьируется в цифрах 80-100 миллионов альбомов. Мне всегда казалось, что где-то здесь несоответствия. Не могла группа так мало продать у себя на родине (учитывая фанатичную популярность) и продать в три-четыре раза больше по всему остальному миру. Группу Kiss, конечно любят везде, но США самый крупный рынок по сбыту аудиозаписей, в других странах у Kiss не так уж и много «золотых» и «платиновых» наград. Откуда тогда такие цифры?
Оказалось, что цифра в 20 миллион только в США сильно занижена. Почему это произошло? Попытаюсь разобраться.
Впервые «платиновая» награда в Америке была учреждена в 1976 году. Что бы получить такую награду нужно продать один миллион дисков. В 1984 году вводится «мультиплатиновая» награда за продажи альбома свыше двух и более миллионов. Допустим, альбом разошелся тиражом в 3 100 000 экземпляров, RIAA присваивает трехкратную платину и так далее. У группы Kiss всего лишь три мультиплатиновые награды и то за продажи в два миллиона каждой пластинки. Это мало, если сравнивать с тиражами таких групп, как Aerosmith, Van Halen, Motley Crue.
В 1991 году подсчетами продаж дисков стала заниматься компания Nielsen Soundscan, которая обрабатывает информацию поступающую с касс 90% магазинов США и Канады (в том числе он-лайн), что сводит к нулю завышенные цифры поступавшие непосредственно от фирм грамзаписи.
Первым сертифицированным диском у группы явился альбом «Alive!», 4 декабря 1975 года ему присудили «золотую» сертификацию за 500 000 проданных экземпляров. С 1991 года, с момента введения подсчетов Soundscan и до 2013 года было продано 274 000. Итого 714 000. Хорошо, но где же данные с января 1976 года по апрель 1991 (эра Soundscan)? Альбом ведь продавался! Этих данных у RIAA нет! Фирма Casablanca выпустившая альбом попросту не предоставила эти данные. Во многих случаях фирмы грамзаписи не заинтересованы на подачу повторной сертификации старого альбома из их каталога. Причины, по которым звукозаписывающие компании этого не делают: «лейблы» слишком заняты, волнуясь о сегодняшних хитах, и заботиться о статусе RIAA альбома выпущенного, скажем, десять лет назад нет резона. Не хотят тратиться на аудит, артист или группа давно распалась или уже не является артистом данной фирмой. В 1980 фирму Кисс «Касабланка рекордс» купил концерн PolyGram, но и они не стали пересчитывать выпущенные альбомы группы и других артистов лейбла (Донна Саммер, к примеру).
Для наглядности, вот продажи альбомов Kiss в период с апреля 1991 по январь 2013, в скобках указана сертификация и дата присуждения оной (если есть):
Название альбома: кол-во проданных экз. в период с 91-13 (сертификация и дата сертификации)
KISS: 217,000 (золото, 6/77)
Hotter Than Hell: 185,000 (золото, 2/77)
Dressed To Kill: 214,000 (золото, 2/77)
Alive!: 274,000 (золото, 12/75)
Destroyer: 726,000 (дважды платина, 9/11)
Rock And Roll Over: 227,000 (платина, 1/77)
Love Gun: 229,000 (платина, 6/77)
Alive II: 304,000 (дважды платина, 2/96)
Double Platinum: 522,000 (платина, 5/78)
Paul Stanley: 89,000 (платина, 10/78)
Gene Simmons: 93,000 (платина, 10/78)
Ace Frehley: 142,000 (платина, 10/78)
Peter Criss: 71,000 (платина, 10/78)
Dynasty: 167,000 (платина, 7/79)
Unmasked: 177,000 (золото, 7/80)
(Music From) The Elder: 116,000
Creatures Of The Night: 161,000 (золото, 5/94)
Lick It Up: 101,000 (платина, 12/90)
Animalize: 103,000 (платина, 12/84)
Asylum: 88,000 (золото, 11/85)
Crazy Nights: 101,000 (платина, 2/88)
Smashes, Thrashes & Hits: 830,000 (дважды платина, 2/96)
Hot In The Shade: 116,000 (золото, 12/89)
Revenge: 602,000 (золото, 7/92)
Alive III: 558,000 (золото, 10/94)
KISS My A**: 324,000
MTV Unplugged: 305,000 (золото, 10/96)
You Wanted The Best, You Got The Best!!: 330,000 (золото, 5/97)
Carnival Of Souls — The Final Sessions: 181,000
Greatest KISS: 413,000
Psycho Circus: 481,000 (золото, 11/98)
KISS: Box Set: 145,000
The Very Best Of KISS: 739,000
Millennium Collection: 397,000
Symphony: Alive IV: 137,000
Millennium Collection, Volume 2: 97,000
KISS Gold: 149,000
Alive! Box Set: 49,000
Ikons: 13,000
Sonic Boom: 294,000
Итак, за период с 1991 года по 2013 год группа продала в Америке чуть больше 10 миллионов экземпляров своих альбомов по данным Soundscan. Таким образом мы видим большой разрыв с пластинками вышедшими до апреля 1991 года. Со дня первой (и последней) сертификации и до 1991 года цифр нет никаких.
Еще один пример. Возьмем пластинку «Unmasked». В июле 1980 года она достигла продаж в 500 000 экземпляров, а с 1991 по 2013 год было продано еще 177 000. Итого 617 000 проданных, но совершенно не известно сколько еще экземпляров было куплено в период с августа 1980 года по апрель 1991 года… Вполне возможно, что это уже давно «платиновая» награда за продажи свыше миллиона.
Пол Грин работавший в журнале Billboard с 1975 по 1992 год, считает, что Kiss продали более 40 миллионов дисков в США против официальной цифры в 20 миллионов. Так же он подтверждает обще мировые продажи дисков группы в 80 миллионов. Исторически, группа продает за пределами США примерно столько же сколько на родине. Поэтому сумма в 80-90 миллионов для Kiss вполне справедлива.
Теперь я считаю, что разобрались, хотя из-за «упущенных» цифр продаж, сумма все же примерна.
Напоследок еще один интересный пример. Певица Дайана Росс одна из самых популярных артисток Америки в 60-е, 70-е и 80-е. Но у нее всего шесть сертифицированных наград в родной стране (это в совокупности — 4 миллиона проданных дисков). И это певица продавшая более 70 миллионов дисков по всему миру. Оказывается, ее фирма Motown records на протяжении долгих лет, была единственной крупной фирмой, которая не присоединилась к RIAA. В итоге под давлением отрасли Motown уступили и присоединились в 1977. Однако все альбомы выпущенные до этого года, так и остались не сертифицированными. Это касается и дисков Майкла Джексона, Jackson 5, Стиви Уандера, Рея Чарльза, группы Commodores и других артистов лейбла. Я нашел цифры продаж дисков Дайаны Росс, как сольно, так и в составе группы Supremes, получилась сумма в 47 825 000 проданных дисков только в Америке.
Стиви Уандер продал за всю карьеру в Америке 35 250 000 своих пластинок, Рэй Чарльз 23 650 000 пластинок. Правда это данные на 2009 год. За последние десять лет, может у каждого от одного до двух миллионов прибавилось.
Но большие звукозаписывающие корпорации безусловно следят за своим «бэк-каталогом». Примером может служить Sony/Epic, 4 февраля 2019 года они заново сертифицировали две старые пластинки Оззи Озборна. Так классический дебют 1980 года «Blizzard of Ozz» стал пятикратно платиновым (пять миллионов), последняя сертификация была 15 августа 1997 года. Значит еще один миллион своей первой пластинки Оззи продал в США за двадцать с лишним лет! Хотя, я думаю, что это продажи переиздания 2011 года, то есть продажи за 8 лет.
Второй диск — это сборник «Essential Ozzy», ему присудили двойную платину. Очередной миллион этого сборника было продано в промежутке с 3 марта 2016 года, почти за три года.
В заключении риторический вопрос, шуточный: Так сколько же продали Gorky Park своего дебютного альбома в Америке на данный момент (450 000 по словам Яна Яненкова в 1991 году)? Может давно пора «золото» присудить нашим ребятам, а?