Eric Clapton «Layla». История песни
Песня появилась в тот период, когда английский гитарист Эрик Клэптон вышел из состава группы Cream и создал свой проект Derek The Dominos.
«What’ll you do when you get lonely
And nobody’s waiting by your side?
You’ve been running and hiding much too long.
You know it’s just your foolish pride.
Layla, you’ve got me on my knees.
Layla, I’m begging, darling please.
Layla, darling won’t you ease my worried mind».
Чтобы никого не путать, скажу сразу, что DEREK — это «зашифрованный» Эрик. Тот самый Эрик Клэптон, который играл в вышеупомянутых CREAM и про которого восторженные поклонники писали на стенах, что он ни много, ни мало, «бог». Однако сам «бог» всегда был личностью довольно скромной и прежде всего творческой. Славу и деньги он воспринимал довольно спокойно, хотя относительно славы… она, скорей всего, мешала. Богатые «боги», как выяснилось, тоже плачут, и в конце 1960-х Эрик чуть было совсем не упал духом — как в профессиональной, так и в личной сфере. Уйдя из перессорившихся CREAM, Клэптон попытался создать новую группу — BLIND FAITH, но громкое имя превратило ее в машину для выбивания денег. Поклонники были в восторге уже от одного появления «бога» на сцене, а собственно творчество отошло на третий план. Проект пришлось закрыть.
В личной же жизни Эрик попал в крайне неприятную ситуацию классического любовного треугольника, а именно — по уши влюбился в Патти Бойд. Мало того, что Патти была женой «битла» Джорджа Хариссона, так еще и сам Хариссон приходился Эрику другом. Роковое знакомство Клэптона с Патти произошло в июле 1967 г. после концерта CREAM…
«Я ездил в Эшер несколько раз, и каждый раз, уходя, проведя приятный вечер, чувствовал страшную пустоту. Я знал, что никогда подобную женщину больше не встречу. Я был влюблен, влюблен в первого взгляда и чувство это становилось день ото дня тяжелее. Я поставил себя в безвыходное положение, потому что уводить жену у одного из BEATLES было нельзя, так не делается. Все они были видными, известными людьми, награжденные Орденом Кавалеров Британской Империи. А тут, понимаете ли, какой-то заезжий молодец вроде меня пытается влезть в семью с черного хода. Ситуация была невозможной как для меня, так и для Патти. Для меня был выход один — забыться». (Э. Клэптон)
Получив очередной «от ворот поворот» Клэптон совсем упал духом, начал употреблять наркотики, а его терзания вылились в песню «Layla» — настоящую неистовую мольбу, обращенную именно к Патти. «Но почему же тогда «Лэйла»? — спросите вы. — «Откуда в песне взялось арабское имя, хорошо знакомое по фильму «Белое солнце пустыни»? (помните «…Лэйла! Зульфия! Гюльчатай!»).
«Суфи,вернее, один англичанин, который стал называть себя Суфи, дал мне книжку с персидской поэзией. Меня потрясло сходство истории, описанной в книге, с тем, что происходило со мной в жизни».
(Э. Клэптон)
Речь шла об «Истории Лэйлы и Меджнуна», написанной великим персидским поэтом Низами. «Лэйла» в переводе с арабского значит «темная ночь», а «Меджнун» — «безумец». Легенда берет свои истоки аж с VII века и представляет собой арабский вариант темы «Ромео и Джульетта». Юноша Кайс ибн аль-Мулаввах полюбил девушку из враждебного рода, но ее выдали замуж за другого. После этого он совершенно «обезумел» от горя и посвятил всю свою жизнь слаганию песен о своей несчастной любви. Его даже возят в Мекку, чтобы исцелить от пагубной страсти, но безумец-Меджнун просит Бога не лишать «больного» его «высокой болезни»:
«…Они спросили: «Где река?» А я: «Не лучше ль два колодца?
Смотрите: влага чистых слёз из глаз моих всё время льётся!»
Они спросили: «Отчего?» А я ответил им: «От страсти».
Они: «Позор тебе!» А я: «О нет, — мой свет, мое несчастье!
Поймите: Лэйла — светоч мой, моя печаль, моя отрада,
Как только Лэйлы вспыхнет лик, — мне солнца и луны не надо.
Одно лишь горе у меня, один недуг неисцелимый:
Тоска во взоре у меня, когда не вижу я любимой!»
В итоге оба любовника погибают от тоски.
Свое воплощение песня обрела в 1970 г., когда Клэптон собрал очередную группу под названием «DEREK THE DOMINOS». Группа представляла собой компанию друзей и знакомых, которые постоянно тусовались в огромном особняке Эрика. Там они пили-курили, но, в отличие от многих других компаний, еще и беспрерывно творили. Они могли «долбить» одну и ту же песню в течение пяти дней, создавая сразу несколько вариантов. Песня «Лэйла» обрела свой законченный вид именно во время таких сейшенов.
«Я понятия не имел, какой в ней будет Лэйла. Это была просто еще одна песенка. Когда доходишь в ней до конца, тогда и энтузиазм растет, и ты понимаешь, что у тебя появляется нечто мощное. А когда я ее начинал, она мне не казалась чем-то особенным».
(Э. Клэптон)
Вряд ли бы песня обрела такой успех, если бы в ее создании не приняли участие еще два музыканта. Решающий штрих внес Дуэйн Оллмэн — гитарист группы ALLMAN BROTHERS BAND. Именно он сыграл на слайд-гитаре6 знаменитый гитарный рифф, которым открывается «Лэйла». Сам рифф представлял собой ускоренный вариант гитарного хода из блюза Альберта Кинга «As The Years Go Passing By». Ну а фортепианный эпилог вообще был вставкой со стороны. Его написал Джим Гордон — участник DEREK THE DOMINOS.
В том же 1970 году группа разродилась целым двойным альбомом «Layla and Other Assorted Lovesongs». Помня о тяжком бремени славы времен BLIND FAITH, Эрик выпустил пластинку без всяких сопроводительных надписей, чтобы его имя не стало искусственным катализатором успеха. Ну так оно и не стало. Эрика в Дэреке не узнали, в США альбом поднялся не выше 16-го места, а в английские «топы» не попал вообще. Лишь через два года, когда шифры были вскрыты, «Лэйла», изданная на сингле, получает заслуженную славу и становится хитом. В следующем году выходит и концертный альбом DEREK the DOMINOS. Штука только в том, что группа к тому времени уже два года не существовала. Клэптон начал сольную карьеру, и в 1974 г. вышел на новый виток славы.
— Не могли бы вы назвать несколько своих любимых песен? Вероятно это «Layla»…
— Вы имеете в виду мои собственные песни? Нет, только не «Layla», потому что меня каждый раз вынуждают ее играть.
— Однако похоже, что на последних двух концертах вы играли «Layla» лучше, чем когда-либо.
— Это просто оттого, что группа наконец научилась играть эту песню; она очень сложная, потому что в ней много изменений. Я все-таки думаю, что на пластинке она звучит лучше.
— Если оглянуться сейчас назад, то что вы думаете об альбоме «Layla»? Считаете ли вы его шедевром?
— Это прекрасный альбом, но не знаю, шедевр ли он — он очень грубый.
— Но его грубость — это достоинство; музыка «Лейлы» очень открытая и прочувствованная. Даже спустя десять лет страсть этого альбома по-прежнему не оставляет слушателя спокойным.
— Да, страсть скрывает многие недостатки».
(Из интервью с Э. Клэптоном)
В 1993 году за «Лэйлу» и акустический концертник «Unplugged» Эрик получает аж шесть премий «Грэмми». Правда к тому времени вся тяжесть из музыки Клэптона улетучилась, и неистовый крик о любви стал звучать, как неторопливый меланхоличный блюз…
На этом можно было бы и закончить, но читатель вправе спросить, чем же закончилась история с Патти. Ну что же… Вернемся снова назад.
В 1974 году, не в силах дальше мучиться, Клэптон прямо говорит Хариссону, что любит его жену. Бывший «битл» философски сказал нечто вроде «Поступайте, как знаете». Отношения Хариссона с Патти к тому времени и так не фонтанировали, а тут «Лэйла» на муженька и вовсе обиделась и переехала к Клэптону.
Все эти перипетии обросли легендами, самую известную из которых озвучил Сева Новгородцев:
«Вскоре Джордж Харрисон пригласил их обоих к себе на серьезный разговор. Когда Эрик и Патти пришли к нему, выяснилось, что они не одни, что там собралась группа друзей (всего человек 6) и когда Эрик и Патти, наконец, заявились, в некотором подпитии, в гостиной стояло два усилителя и лежали две гитары. Харрисон пригласил Эрика поиграть. По словам очевидцев, все это выглядело как дуэль в стиле 18 века, только вместо холодного оружия у участников дуэли в руках были гитары. Более того — состязание было не очень честным, потому что Харрисон подсунул Клэптону гитару и усилитель похуже. Все происходило почти без слов, оба музыканта играли подряд два часа, напряжение в воздухе висело как электрический заряд, никто не произносил ни слова. По воспоминаниям очевидцев, Харрисон был возбужден и давил мелкой техникой, а Клэптон, хоть и навеселе, в общем правильно оценил обстановку и сосредоточился на музыкальной сути, мелодичности и фразировке».
А вот что сам Хариссон говорил о разводе с Патти:
«…я бы сказал, что сдал свою жену с рук на руки. Когда это произошло, мои отношения с Патти уже прекратились, так что, с моей точки зрения, никакой особой проблемы не было. Он женился на ней, и это факт, но вот настоящая проблема возникла у Эрика: его страшно злило, что я на него совсем не злился! Как любой нормальный мужчина, который уложил в постель жену друга, он в глубине души мечтал о страданиях друга, он никакой не злодей и не садист, просто это нормальный ход мыслей. А я был счастлив, что она, наконец, убралась из моего дома! Если бы не Эрик, нам пришлось бы пройти через кучу всяких неприятных вещей, которые обычно сопровождают развод, — склоки, ссоры, битье посуды и раздел черепков. А так она оказалась в надежных руках и, что самое главное, ей не пришлось менять образ жизни, к которому она привыкла: виски, приемы, новые машины и платья, не очень здоровое веселье и музыка — все то же самое, только в других местах и под руку с другим музыкантом».
Как бы то ни было, но известно одно — Джордж и Эрик остались друзьями. И когда весной 1979 г. Клэптон и Патти все же сыграли свадьбу, на ней в числе прочих присутствовал и Хариссон.
Дальше тянет произнести банальность, вроде «Любовь преходяща, искусство — вечно». В 1988 г. Эрик расстался с Патти. История любви, длившаяся 20 лет, закончилась, зато осталась замечательная песня.
В 1991 году произошло концертное турне, где Хариссон и Клэптон выступали вместе. На нем Джордж спел свою знаменитую песню «Something», а Клэптон — «Layla» и «Wonderful Tonight». Все песни были написаны как посвящение Патти…
«Я ужасно горжусь этой песней. Владеть чем-то настолько мощным — я к этому не привыкну никогда. Я пытался воссоздать это ощущение снова и снова. Повторить это нельзя, и я понял, что нет смысла и пытаться. Нужно просто оставить все как есть».
(Э. Клэптон)