Радиола. Год 1985

Документальный цикл программ на радио Ника FM "Радиола". Программа "Радиола". Музыкальные события год за годом. Авторский проект Сергея Сычева

Документальный цикл программ на радио «Ника FM» (Калуга 103.1, калужская область, онлайн вещание nikatv.ru). На сайте Таблоид вы можете ознакомится с полным текстом всех выпусков программы, а так же послушать полную радио версию. Артисты, события, явления в популярной музыке прошлого века. Год за годом. О чем приятно вспомнить и невозможно забыть.

1985

Год тысяча девятьсот восемьдесят пятый.

Группа «Гражданская оборона»
Благотворительная акция LIVE AID
Группа «Форум»
Родительский центр против рок-музыки (P.M.R.C.)
Группа «Алиса»
Московская рок-лаборатория (Бригада С, Звуки Му, Центр)
Dire Starits «Brothers In Arms»
Фестиваль молодежи студентов (Everything But The Girl, Bob Dylan)

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Еще в 1982 году в Омске появляется группа «Посев», названная в честь запрещенного, диссидентского самиздатовского журнала. Группа играла гаражный панк и выпустила, аж десять альбомов, многие из которых на данный момент считаются утерянными. Лидер группы, Егор Летов не удовлетворен материалом и группа распадается.

На ее обломках 8 ноября 1984 года появляется группа «Гражданская Оборона», которой уготовано стать самой известной, легендарной, культовой и влиятельной панк-группой страны.

Гражданская Оборона

Егор и его коллега по «Посеву», Константин Рябинов или Кузя в домашних кустарных условиях записывают два альбома «Поганая молодежь» и «Оптимизм». Альбомы получили небольшое распространение по Сибири и в том же 1985 году за группой начинается слежка. Мама гитариста Андрея Бабенко услышала записи группы и решив, что это все антисоветчина и фашизм, донесла на сына и его коллег в КГБ.

С октября месяца участников группы постоянно вызывают в ГБ. Началось с того, что на улице к музыкантам подходили люди, в спортивной форме, судя по описанию одни и те же и по одиночке всех били. Затем участников стали забирать и запугивать. Летова забирают, как главаря, последним. На него оказывалось давление, цитата: «Если не скажешь, то-то или не подпишешь здесь и здесь, то мы с твоей родней сделаем следующее».

Летова заставляют подписывать документы, в которых значилось, то что он хранит нелегальную литературу, фашистские регалии, готовит террористические акты, взрывы заводов. На деле после обыска у Летова изымают пластинку Секс Пистолз, книги Набокова и Булгакова «Мастер и Маргарита».

Давление было настолько сильным, что Летов решает покончить жизнь самоубийством и пишет предсмертную записку, в которой объясняет, что сделал этот под давлением органов. Каким-то образом КГБ это сразу становится известно и Летова забирают в психиатрическую больницу, где его держат, цитата: «до конца коммунистического съезда».

1985optimizm

Егор Летов 1985 год

После выхода из «психушки», группа Гражданская Оборона продолжают записывать альбомы. Концерты, по понятным причинам проходят в подвалах и квартирах. Первый полноценный концерт Г.О. прошел в 1987 году на фестивале в Новосибирске.

После еще одной череды гонений Гражданская Оборона начинает гастролировать и ежегодно записывать по два-три альбома. На альбоме «Некрофилия» появляется песня с женским вокалом. Ее спела Янка. Янка Дягилева, еще одна легендарная фигура сибирского андеграунда. Вплоть до своей загадочной и до сих пор не выясненной гибели в 1991 году плотно сотрудничает с Гражданской Обороной и Егором, попутно выпускает сольные альбомы.

Гражданская Оборона и Янка Дягилева

В 1990 уставший от нахлынувшей популярности, Летов распускает группу, вплоть до 1993 года. Это было уже другое время и по иронии судьбы, Летов и в текстах и в жизненной позиции не принимает новый курс страны и симпатизирует «новым коммунистам», сотрудничает с Национал Большевистской партии Лимонова. А в 1996 поддерживает Зюганова в предвыборной гонке.

Не смотря на эти спорные факторы, группа Гражданская Оборона по прежнему собирает большие залы. В 2004 году двадцатилетие группы отмечают выходом официального DVD и концертным альбомом.

Летов занимается реставрацией старых альбомов и попадает на обложку русской версии влиятельнейшего издания Billboard.

19 февраля 2008 года в Омске около 16:00 по местному времени Егор Летов скончался во сне от остановки сердца. Причиной остановки стала острая дыхательная недостаточность. Похоронен 21 февраля на Старо-Восточном кладбище Омска рядом с могилой своей матери.

LIVE AID. КРУПНОМАСШТАБНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ
13 июля 1985 года одновременно на двух крупнейших стадионах — Уэмбли в Лондоне и Кеннеди в Филадельфии проходят благотворительные концерты, в которых принимает участие весь цвет тогдашней поп и рок музыки. Шоу транслируется на весь мир, порядка двух миллиардов посмотрело этот концерт в прямом эфире в 150 странах мира.

LIVE AID. Стадион Wembley, Лондон

Началось это все с репортажа из Эфиопии в новостях. Боб Гелдоф, известный рок-музыкант и общественный деятель был удручен картинкой из телевизора. В то время в этой стране уже шестой год не было дождей, повсеместно царила нищета и голод. Цитата: «Мы полетели туда, затем ехали на машине по дорогам, которые были буквально усеяны умирающими людьми. После бессилия и ужаса от увиденного пришла решительность к действию. С Мидж Юром (лидером ново-волновой группы Ultravox) мы сочинили песню «Do They Know It`s Christmas» и собрали для записи сингла музыкантов U2, Duran Duran, Bananarama, Culture Club, Status Quo, а так же Джорджа Майкла, Фила Коллинза.»

Участники благотворительного сингла «Знают ли они, что сейчас Рождество»

Сингл с песней на рождество возглавил европейские списки популярности, побив рекорды. В одной только Британии маленькая пластинка разошлась тиражом в четыре миллиона. Получив около восьми миллионов фунтов, Гелдоф создает благотворительную компанию Live Aid.

В Америке силами Майкла Джексона, Квинси Джонса и Лайонела Ричи записывается похожий благотворительный сингл, знаменитый гимн «We Are The World». В записи песни принимали участие Билли Джоэл, Синди Лопер, Стиви Уандер, Тина Тернер, Дайана Росс, Брюс Спрингстин, Рэй Чарльз и другие. Сингл так же расходится миллионными тиражами.

Участники благотворительного сингла «We Are The World»

На этом история не заканчивается. Усилиями друзей Боба и Миджа, музыканты летом 1985 года устраивают два 16-ти часовых концерта в обоих частях света одновременно. Все музыканты должны выступать бесплатно. Вся выручка идет в фонд помощи голодающим Эфиопии.

Отказывался ли кто принять участие? Боб Гелдоф вспоминает:
«Я хорошо помню, как мы с боем заманивали артистов и с боем пробивали шоу в Америке. Мне пришлось поизворачиваться, чтобы зазвать музыкантов. Я позвонил Элтону Джону и сказал, что Queen и Дэвид Боуи примут участие, хотя они ничего подобного не говорили. А потом я позвонил Боуи и сказал, что Элтон и Queen согласились. Все это был большой блеф. Когда я официально обо всем объявил, единственный, кто возмутился, был Брайан Ферри. Я просто сказал: «… и Брайан Ферри». Он тотчас позвонил мне: «Я не давал согласия». На что я ответил: «Ну что ж, откажись. Только объявляй об этом сам».

Итак начало, появились все, даже Брайан Ферри.
В 11.30 на Уэмбли, чтобы встретиться cо звездами, прибывают принц и принцесса Уэльские. «В Лондоне полдень…» Радио ведущий Ричард Скиннер объявляет о начале концерта, и Live Aid начинается с гимна, который играют королевские гвардейцы. А затем Status Quo открывают концерт с хита «Rockin’ All Over the World».

Принцесса Диана, Принц Чарльз и Боб Гелдоф. Начало концерта Live AID

В пять вечера Гелдоф приветствует Филадельфию. Брайан Адамс – первый артист, выступление которого видят зрители по обеим сторонам Атлантики.
Вспоминает Адамс: «За сценой царил настоящий хаос. Помню, я направлялся к лестнице, чтобы подняться на сцену, и мимо меня прошла Йоко Оно. А когда я поднялся, мне сказали, что я должен выйти после того, как меня представит один джентльмен. Джентльменом был Джек Николсон».

По телемосту из Америки Джек Николсон затем объявляет U2, выходящих на Уэмбли. Боно буквально штурмует сцену, исполняет «Sunday Bloody Sunday», во время выступления он вытаскивает на сцену девушку из зрительской толпы и танцует с ней.

Выступают Queen, Дэвид Боуи, Simple Minds, Фил Коллинз, Стинг, Джордж Майкл, Мадонна, Пол Маккартни. Duran Duran, Эрик Клэптон, Дайр Стрейтс. Тина Тернер появляется вместе с Миком Джаггером.
Тина Тернер: «Единственное, что я помню, это что умудрилась отдавить своим каблуком ногу Мика во время исполнения ‘It’s Only Rock and Roll’. А потом нас поместили на обложку журнала Life!».

Концерт так же запомнился многим, тем, что на нем произошло два, так ожидаемых реюниона. В оригинальном составе собралась группа Black Sabbath, а так же Led Zeppelin. Вместо умершего ударника «Цеппелинов» Джона Бонэма, в акции «возрождение на час» барабанил Фил Коллинз.

Led Zeppelin собрались вновь ради концерта Live AID

Black Sabbath тоже собрались

По всему миру проходят локальные концерты, с помощью спутника зрители обеих площадок видят прямые включения из Австралии (играют INXS), Японии, Австрии и СССР. Да-да! СССР! Вы не ослышались, это не опечатка!

Дело было так. Советскому союзу поступило предложение поучаствовать в этой благотворительной акции. Было решено, что нашу страну будет представлять группа «Автограф». (для радиоверсии) Группу срочно возвращают из отпуска. Ситковецкий и остальные музыканты прибывают в Москву и тут же мчатся на телевидение, ничего при этом не зная, что собственно происходит. Ситковецкому начинают объяснять про телемост с Америкой и Британии, участие в благотворительном концерте. У музыкантов начинает кружится голова (кстати, они исполнили песню «Головокружение» в этой акции) от имен музыкантов, которые принимают участие в концерте. В 17:55 Владимир Познер объявляет на весь мир о советском участнике, группе «Автограф».
Вспоминает Артур Бекрут: «Я помню тот замечательный, солнечный день, когда позвонил Александр Ситковецкий, что группе «Автограф» предложили выступать на концерте “Live AID for Africa”. Именно тогда я не имел ни малейшего представления, что это за фестиваль, где мы будем играть. Мы поехали в Останкино, поднялись наверх, в одну из аппаратных студий и я увидел, насколько грандиозным был этот фестиваль. В один прекрасный момент мы должны были выти на сцену, и сыграть две композиции, абсолютно «живьем». Я был счастлив только потому, что был уверен, мы одна из первых групп, которые могли представлять нашу родную страну на весь мир. Это было очень-очень круто».

Группа «Автограф» участник с советской стороны

По началу происходят проблемы со связью. И вдруг музыканты видят себя на больших экранах в Лондоне и Филадельфии. На одном дыхании музыканты отыграли две песни и покинули телестудию.

Вспоминает Александр Ситковецкий:
«Вечером двенадцатого июля я сел в машину в Эстонии, в восемь часов утра после бессонной ночи был в Москве. Заскочил домой, чтобы принять душ, и помчался на телевидение. Там пытался разобраться в том, что же нас ожидает.. Мне называют громкие имена американских и английских рок-музыкантов, которые будут участвовать в телемосте, но толком объяснить ничего не могут. Потом появляется американский импресарио и объясняет, что будет некий грандиозный международный концерт в помощь голодающим народам Африки под названием «Live Aid».

Понемногу начинаем понимать суть происходящего, но, когда в три часа дня включили огромный телеэкран в Останкинской студии и мы увидели огромную сцену и битком набитый стадион «Уэмбли», мне стало, честно говоря, не по себе. Я осознал, что через три часа придется выходить через спутник «живьем» в эфир, на аудиторию, которая насчитывает два миллиарда человек. Трансляция шла на весь мир! Быстро отобрали две песни из нашего репертуара. Без нескольких минут шесть Лондон дал «добро», и мы заиграли.

Вначале что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране, установленном на «Уэмбли». Мне это только придало силы, и тогда я до конца понял, что происходит… Мы так старались, так хотели показать нашу причастность к происходящему, что сошли со сцены совершенно мокрые…»
Советские телезрители долгое время вообще не знали ни о концерте, ни о том, что там принимала участие советская рок-группа. Факт участия в Live AID, почему то замалчивался союзом.

Позже благотворительная деятельность Гелдофа была продолжена повторным выпуском сингла «Do They Know It`s Christmas», с новыми участниками, а так же еще одним масштабным концертом «Live 8».

Королевой Англии Елизаветой II в 1986 году, Гелдоф был удостоен рыцарского звания, в последующие годы множества других регалий и наград. А в 2005 году из рук Михаила Горбачева получает награду «Человек Мира».

Боб Гелдоф и Горби

ГРУППА «ФОРУМ» НОВЫЕ КУМИРЫ МОЛОДЕЖИ
В конце 1983-го года, после скандального выступления в Казахстане, по мнению властей публика на концерте вела себя просто не прилично, распадается питерский коллектив «Форвард». Лидер группы Александр Назаров собирает новый коллектив и заручившись поддержкой ленинградского эстрадного композитора Александра Морозова, который хотел сотрудничать с молодыми музыкантами, уже в начале 1984 года едет с новым коллективом на фестиваль в Польшу. Новая группа получила название «Форум» и считается первой синти-поп группой страны.

Первый состав развалился в том же 1984 году и Морозов решает изменить направление группы и берет право композитора на себя. Александр Морозов, известный по песням для Иосифа Кобзона, Людмилы Сенчиной, вспоминает начало работы с группой «Форум»»: «Я поставил перед собой задачу создать новые произведения, новые песни, которые были бы понятны сегодняшней молодежи. Мне захотелось, что бы они были, не только понятны молодежи, но и захотелось быть понятым молодежи».
Тогда же в коллективе появляется бывший вокалист группы «Мануфактура» Виктор Салтыков. Первый хит «Что сравнится с юностью» попадает на ленинградское радио.

Группа «Форум»

Осенью состоялся дебют группы, с этого момента «Форум» самая популярная группа у молодежи. «Форум» попал в точку и появился в нужное время. В то время поп-музыки, да еще актуальной толком не существовало. Эстрадные звезды из «ящика» не воспринимались всерьез у молодежи, предпочитая зарубежных артистов. «Форум», звучал модно и свежо. Тексты песен сводились к подростковой романтике и тематике. Компьютерный звук, танцевальный ритм и высокий вокал Салтыкова. Все в точку.

Год 1985 становится прорывным для группы, «Форум» слушает вся страна. «Белая ночь», «Островок», «Беда», «Улетели листья», звучат на всех дискотеках. Группа принимает участие в концертной программе Фестиваля молодежи и студентов, снимает видеоролик к песне «Давайте созвонимся» и выпускает первый магнитоальбом.

Еще большую популярность «Форуму» приносят съемки в известной программе Ленинградского телевидения «Музыкальный ринг».

Группа «Форум» и Александр Морозов

Но постоянные стычки с композитором Морозовым, который пытается увести группу в эстраду приводит к разрыву между музыкантами. Назаров и Салтыков уходят и вливаются в группу Давида Тухманова «Электроклуб», который в некотором роде продолжает стилистику раннего «Форума».

Оставшиеся участники берут нового вокалиста Сергея Рогожина, который к тому моменту был известен по участию в группе «АукцЫон». Ирония судьбы, «Форум» с Рогожиным, пришедший из андеграунда скатывается в откровенную эстраду.
В 90-х коллектив распадается. Салтыков по прежнему исполняет в сольных концертах старый материал группы «Форум».

Интересный факт, в 1980 году у британской группы Korgis выходит хит «Everybody’s Got To Learn Sometime». Не находите ли вы сходство песни «Улетели листья» 1985 года с хитом британцев 1980-го года?
Слушайте Everybody’s Gotta Learn Sometime — The Korgis на Яндекс.Музыке

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПРОТИВ РОК МУЗЫКИ
После такого заголовка, вы наверняка подумаете, что речь опять пойдет о Советском союзе. Нет, речь пойдет об Америке. И нашумевшем родительском комитете Parental Music Resource Center, их наклейки на обложках пластинок «родительский контроль», вы наверняка видели не раз.

Логотип PMRC, который клеят на обложки пластинок

А началось все декабрьским утром восемьдесят четвертого. Жена сенатора штата Теннеси, Типпи Гор и ее дочь Карина вернулись из магазина с приобретенной пластинкой Принца «Purple Rain». Пластинка тут же была поставлена на проигрыватель, когда игла добралась до песни «Дорогой Никки», Типпи покраснела, побагровела и пришла в бешенство. В песне были явные, не прикрытые отсылки к занятиям мастурбации. Жена сенатора решила просмотреть свежие музыкальные клипы и вновь ужаснулась. Ознакомившись с роликами групп Scorpions «Rock You Like A Hurricane», Van Halen «Hot For Teacher» и Motley Crue «Look That Kill», миссис Гор ужаснулась. Как много в видео секса и насилия. «Клипы напугали моих детей, они напугали и меня». Вместе с влиятельными женщинами, так же женами правительственных мужей, создает Родительский комитет по цензурированию текстов рок музыкантов. Этих дам, так и прозвали «вашингтонские жены».

Комитет высказал мнение, что рок-музыка способствует растущей тенденции изнасилования (до 7%) и самоубийства в возрасте между 16 и 24 (до 300%) в течение последних трех десятилетий.

Был так же составлен список из пятнадцати наиболее опасных для детей, по их мнению песен, известный как «15 грязных песен». Туда попали треки Мадонны, Принца, Judas Priest, AC/DC, W.A.S.P., Синди Лопер, Twisted Sister и других. Во всех песнях комитет нашел намек на секс, оккультизм, насилие, пропаганду алкоголя и наркотиков.

Тот самый «нецензурный» список

Вокалист Twisted Sister, Ди Снайдер в 1985 году самолично вызывается на встречу с комитетом, дабы доказать Типпи Гор, что он не агрессивный рокер, а честный американец, прилежный семьянин, не пьющий и не употребляющий наркотиков. Кстати, это на самом деле так.
«Госпожа Гор заявила, что одна из моих песен, «Under the Blade», поощряет садомазохизм, рабство и насилие, — говорил Снайдер на слушании. – Лирика, которую она цитирует, совершенно не связана с этими темами. Напротив, слова говорят о хирургии и страхе, который она прививает людям… Я могу сказать совершенно точно, что садомазохизм, бондаж и насилие существуют только в голове госпожи Гор».

Tipper Gore 1985 in Washington. (AP Photo/Lana Harris)

В итоге комитет все же добивается от фирм грамзаписи, появления на обложках пластинок специальных наклеек, предупреждающих, что тексты исполнителя не рекомендованы для прослушивания детям и подросткам. Не хотя они все же согласились, ведь таким образом корпорации теряют миллионы. Особенно это коснулось хард-н-хэви артистов и рэп-исполнителей.

Несмотря на достигнутое соглашение, этикетка на пластинке не являлась обязательной и многие фирмы обходили заключенный пакт стороной, где то наклейки появлялись, где то нет. Комитет был не доволен, когда в конце восьмидесятых появились новые альбомы Motley Crue, Metallica и Beastie Boys без упомянутых этикеток.

Обложка сингла W.A.S.P. «Трахаюсь, как животное» и «вашингтонские жены»

Была и другая сторона медали, приятная для боссов фирм грамзаписи. Подростки считали, что если альбом содержит наклейку родительского комитета, то на нем записана «крутая» музыка, значит надо брать. Запретный плод сладок…

Спустя двадцать лет Ди Снайдер добавляет к своим воспоминаниям:
«Ирония в том, что чета Гор развелась, а я женат уже 33 года и живу с одной женщиной 39 лет. Дети Гора были арестованы за хранение наркотиков, а мои дети никогда не связывались с наркотическими веществами. Я не высмеиваю их развод, но никто не должен судить других. Тем более поспешно. И Гор, безусловно, не имела на это права».

АЛИСА
В мае 1984 года москвич Константин Панфилов приезжает в Ленинград на второй фестиваль рок-клуба, где впервые видит группу Святослава Задерия «Алиса». К тому времени Константин принимает родовую фамилию Кинчев, его кумиром становится Оззи Озборн, пытается сочинять и записывать первый альбом. Кинчеву понравилась Алиса, подумав, неплохо бы было играть в этой группе.

Константин Кинчев, 1984 год

Кинчев, к тому времени уже знакомый с Майком Науменко из Зоопарка и Заблудовским из Секрета, просит питерских друзей помочь их записать его сольный альбом.
Кинчев: «Я сидел у Забла и мучил его — давай запишем альбом. Поехали к Майку, я ему спел. Майк одобрил. А знакомый звукач «Панкер» сказал, завтра пишемся у меня. На басу должен играть Майк, но он запил и не смог. В итоге сыграл Задерий. Так за одну ночь был записан альбом, с характерным названием «Нервная ночь».

Вспоминает Святослав Задерий: «С Кинчевым я познакомился в мужском туалете Ленинградского рок-клуба. Познакомил нас Панкер. Тот стал упрашивать меня помочь сыграть на его альбоме. Я послушал его песни, пыхнул и согласился».

Святослав Задерий, группа «Алиса»

После записи этого альбома Задерий зовет Кинчева в Алису, так в группе появляются два лидера. Святослав «Алиса» Задерий и Константин «Доктор» Кинчев.
Наконец, в марте 1985 года Алиса выступает на третьем фестивале Ленинградского рок-клуба и с этого момента, Константин Кинчев становится новой звездой отечественного рока. Костя — настоящий фронтмен группы, ни кого похожего, еще не было на нашей сцене. От него буквально шел магнетизм, он простирает руки в своих черных перчатках, на лице грим, он пластичен, артистичен и призывно сексуален. В общем настоящая рок-звезда.

В том же году Задерий и Кинчев поссорились. Произошло вот что, группа приняла участие в съемках фильма «Переступить черту». Кинчева не было в городе и Задерий записал на песни Кинчева свой голос и отдал их режиссеру фильма. В кадре Кинчев, а голос за кадром Задерия.

Летом 1985-го Кинчев знакомится со знаменитым звукорежиссером питерского рока Андреем Тропилло.
«На каком то из очередных концертов в рок-клубе, ко мне подошел Борис Борисыч (Гребенщиков) и сказал: «Хочешь я тебя познакомлю с Тропилло»? Мы познакомились и БГ говорит, вот Андрей Владимирович, надо бы писать человека. Тропилло решил записть и нас тем летом. Писал он одновременно новые альбомы Аквариум, Кино, Телевизор и Алису. То есть он, конечно монстр. В принципе альбом «Энергия» — 70% это его заслуга, что он вообще вышел. Потому что играть не умел толком никто. На записи выяснилось, что Задерий не умеет играть на бас гитаре. Поэтому пришлось Пете Самойлову играть на басу.»

На тот момент альбом «Энергия» явился революционным и новаторским в плане записи и звучания, была проведена огромная работа Тропилло, множество дублей, склеек. При записи песни «Экспериментатор» выяснилось, что на пленке на одном из каналов прослушивается старая запись, а именно мелодия Евгения Доги и ее решили оставить.

После записи альбома уходит Задерий и создает группу «Нате», впрочем, Кинчев оставил с ним дружеские отношения, а на четвертом фестивале и вовсе снова выступили вместе.

Задерий и Кинчев

В следующем году Кинчев снимается в фильме «Взломщик» и попадает на обложку журнала «Советский экран». Костя постоянно носит номер журнала с собой. И при малейших стычках с милицией показывает им журнал.
«Фильм мне помог тем, что, тогда еще статья за тунеядство не была отменена. Я заключил трудовой договор и с ним пришел в милицию, показал и сказал отстаньте от меня. От меня отстали».

Обложка «Советского Экрана» с Кинчевым

Американская поклонница ленинградского рока Джоанна Стингрей перевозит записи Алисы, Кино, Аквариум за океан и выпускает пластинку «Красная волна». Ходит легенда, что логотип группы придумал сам Энди Уорхолл. Ситуацию поясняет Кинчев:
«Эти утки придумал Слава Задерий вместе с Джоанной Стингрей. Энди Уорхал нам передал из Америки свой классический суп в банках со своим автографом. Вот и все. Мы этот суп быстро съели, он не вкусный».

ДЕЛО КИНЧЕВА. «АЛИСА» С КОСОЙ ЧЕЛКОЙ»
(Журнал «Рокси», номер 14 январь-апрель 1988)
Инцидент произошел во вторник, 17-го ноября 1987 года. Накануне АЛИСА играла тоже во Дворце спорта «Юбилейный», фанаты безумствовали от души, но все же обошлось без скандалов.
Милиция и дружинники, измотанные предыдущим концертом, решили принять усиленные меры предосторожности, всё это напоминало артподготовку перед сражением.
Пройти в зал трудно даже тем, у кого есть билеты. С молодежью неформального вида обращение самое грубое — пинают ногами, тащат за волосы. Таким образом обеспечивается «порядок». На служебном входе — хаос. Даже тем, кто внесен в список группы, приходится стоять на улице и ждать. 17 числа в их числе оказалась беременная жена Кинчева Анна Голубева, находившаяся на седьмом месяце. Она и гример АЛИСЫ Ада Булгакова были внесены в список, однако для милиционеров сие несущественно. Ничего не знаем, не пропустим никого! (Как выяснилось потом, списки вообще были уничтожены.).
Позвали Кинчева. Он вышел уже в гриме, без пальто. Увидев жену, попытался объясниться со стражами порядка, но его и слушать-то никто не стал. Тогда Константин подходит к жене, чтобы вернуться назад вместе с ней. Подойти-то он подошел… Назад не пускают ни его, ни её.
Кинчев разозлился и решил уйти. Они были уже на полпути к остановке, когда их догнали администраторы. Уговорили вернуться. За это время выставляется еще одно оцепление, вновь прибывшие вообще мало что понимают в происходящем, и знают только одно: не то, что не пускать, а вообще не подпускать!
Кто-то из администраторов побежал за «средним» начальством. «Средний» начальник обещал всё уладить, и… исчез в недрах Дворца.
Кинчев, его жена и Ада стоят перед оцеплением, пытаясь пройти внутрь. Безнадежно. Сзади начинают напирать собравшиеся. Еще раз попытались объяснить милиционеру, что перед ним беременная женщина. В ответ — смех, ругань, афоризмы типа «все вы тут беременные, знать ничего не хотим».
Очередная попытка объяснить что-либо милиции. Анну Голубеву толкают, причем, довольно сильно. Она дает милиционеру пощечину, тот замахивается, собираясь её «добить». Наперерез ему бросается Кинчев. Он даже не успевает ударить служителя Фемиды, он только задевает в толчее чью-то шапку, — его заваливают на землю, а потом бросают в «воронок». В этой толчее администратору Ленконцерта, женщине лет пятидесяти, рвут пальто и чуть не ломают руку. Увидев, что Кинчев в «воронке», толпа начинает глухо гудеть, и медленно надвигаться на милиционеров. Мгновенно, по распоряжению гуманного начальства, Кинчева освобождают, и вместе с женой пропускают внутрь.
После задержки концерт все-таки начинается. Кинчев сообщает, публике, что концерт задержан по вине «ментов», которые не пропускали в зал «меня и мою беременную жену».
Концерт продолжается. Перед сценой — бесконечная толпа и давка. Милиция «работает» вовсю. Кинчев все это видит. Когда один из милиционеров чересчур уж рьяно отшвырнул какую-то девчонку, Кинчев объявил: «Песня посвящается иностранцам, находящимся в зале… ментам, и прочим гадам!» Толпа ревёт. Потом звучит мощный хардовый рифф «Эй, ты, там, на том берегу!…»
22 ноября. В воскресном выпуске газеты «Смена» появляется статья некоего В.Кокосова «АЛИСА с косой чёлкой». Публикации предшествует анонс, напечатанный накануне. Читателей заранее информируют о том, что АЛИСА совершила профашистскую акцию.

Та самая статья

О чем же пишет В.Кокосов? Нет смысла пересказывать этот опус, к тому же, написан он удручающе бездарно: стилистика протокола или подметного письма. Кокосов описывает концерт в «Юбилейном»: инцидент на служебном входе изложен частично, про хамство милиции — ни слова, грубо вёл себя (разумеется!) только Кинчев, статья перенасыщена показаниями дружинников и милиционеров, а также очевидцев-доброхотов, все показания, разумеется, против Кинчева. Главная сенсация: в одной из песен Кинчев спел «Хайль, Гитлер! На том берегу!» Соответственно, группа обвиняется в пропаганде нацизма, общий же тон статьи в духе главного пункта обвинения.
О статье Кинчев узнает от Задерия, который показывает ему номер газеты «Смена», вопрощая: «Ты действительно кричал «Хайль, Гитлер!». Нет, ты что? — Подавай в суд.»
Кинчев подает на газету в суд за клевету и выигрывает дело.

Начиная со второго альбома «Блок Ада», музыка Алисы претерпевает изменения, становится жестче и тяжелее. До начала девяностых фирма «Мелодия» издает три альбома группы. С развалом СССР история группы не отмечена, каки ми то сильными катаклизмами, разве что смена состава и смерть гитариста Игоря Чумичкина. «Алиса» существует по-прежнему, выпускает пластинки. Кинчев редко дает интервью, живет уединенно, в церковные праздники, в пост, группа концертов не дает. Поседевший Константин Панфилов-Кинчев, внешне все больше напоминает Игги Попа.

МОСКОВСКАЯ РОК-ЛАБОРАТОРИЯ
Москвичи долго запрягают, да быстро едут. Свой рок-клуб они получили четыре года спустя питерского. 23 октября 1985 года, по указу тогдашнего первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина, открылась московская рок-лаборатория. Официальный статус, она приобрела в следующем, 1986-ом году.
Новыми московскими звездами становятся группы, которые и по сей день имеют культовый статус. «Звуки Му», «Бригада С», «Центра», «Николай Коперник», «Ночной проспект».

«Звуки Му», появились благодаря Петру Мамонову, его друзей Александра Липницкого и Артемия Троицкого. Известный рок-журналист в начале карьеры «Звуков», даже играл на гитаре. Первые концерты прошли в начале 1984 года в школе где учились Липницкий и Мамонов. На публику группа и прежде всего Мамонов произвели шоковое впечатление. Петр вовсю играл гротескного актера, делал страшные ужимки, изображал эпилептика, шута, неожиданно падал на сцене и имитировал лунатизм. Надо заметить, что свой сценический образ Мамонов немного позаимствовал у Дэвида Бирна из Talking Heads и Яна Кертиса из Joy Division. Тексты своих песен Мамонов определял, как «русско-народные галлюцинации». Публика всерьез восприняла его шизофреником. Музыкально — это был авангардно-психоделический рок, отчасти напоминавший американскую группу «The Residents». После первого выступления на фестивале «Надежд» московской рок-лаборатории, хитом у публики становится «Серый голубь».

Петр Мамонов на квартирнике, 1985 год

Знаменитый продюсер и музыкант Roxy Music, Брайан Ино, в разгар перестройки был впечатлен советской группой и позвал их в Англию, где на своем лейбле издал их первую виниловую пластинку.

Звуки Му 1987

В конце 1989 года первый состав «Звуки Му» распадается, выпустив напоследок альбом, Мамонов начинает сольную карьеру, возрождает «Звуки Му» в другом составе, снимается в кино, ставит моно спектакли.

«Центр» на концерте в ДК ЗИЛ. Москва 1983 год.

Василий Шумов и группа «Центр» появилась задолго до рок-лаборатории, в конце семидесятых под названием «777». Первоначально группа играла гаражный рок и пост-панк. Первые альбомы уже под вывеской «Центр» выходят в начале восьмидесятых, первый хит «Девушки любят летчиков». Василий Шумов, словно оправдывая свою фамилию стремится достичь при записи альбомов не похожего не на кого звучания, экспериментирует со стилями и выпускает приличное количество альбомов. Несмотря на положительные отзывы в «тусовке», «Центр» не стал особенно любим у молодежи. Сказалась лень и совершеннейший не интерес к славе и безалаберное отношение к раскрутке. Например, на первом большом концерте музыканты играли в очень не трезвом состоянии, отмечая за кулисами день рождение барабанщика. Впрочем у московской интеллигенции они были в «фаворитах», поэтому им помогал Троицкий, Лепницкий, а Андрей Кнышев часто звал на съемки своей смелой по тем временам передачи «Веселые ребята» на телевидении.
Успех пришел в конце восьмидесятых, когда с перестройкой большими хитами на радио и телевидении становятся песни «Привет», «Навсегда», «Тургеневские девушки». Альбом «Сделано в Париже» одновременно выходит во Франции и в СССР.

«Центр»

В девяностых Шумов уехал в Америку, где продолжил свои музыкальные эксперименты, а вернувшись в веке новом продолжает работать под вывеской «Центр».

Группа «Постскриптум», 1982 год, Сукачев справа

Участник группы «Закат солнца вручную», Игорь Иванович Сукачев, в начале восьмидесятых вместе с Евгением Хавтаном создает группу «Постскриптум». После выхода одного единственного альбома, из группы уходит. В культ-просвет училище знакомится с Сергеем Галаниным и совместно создает группу, которую окрестили «Бригада», чаще «Бригада С».

Бригада С

Вспоминает Сергей Галанин:
«Шел 1985 год, группа «Гулливер» уже практически не существовала и в Липецком областном культпросвет училище, в городе Задонск, мы с Гариком встретились. Он учился на театральном, я на оркестровом дирижировании, встретились и решили создать, что-то новое. Так родилась идея нашей «Бригады С». А в Москве к тому времени образовалась рок-лаборатория. Мы успешно прошли экзамены, вступили в ее ряды, стали ее членами. К тому времени подготовили некую концертную программу и эта программа, понравилась комиссии. И вот московская рок-лаборатория, 14 января 1986 года, в ДК Курчатова устроила рок-елку и наше первое выступление, как раз произошло на этой самой рок-елке. Как говорит Гарик, на следующий день мы проснулись знаменитыми. Вот так все начиналось».

Сукачев задумывает собственную музыкальную концепцию, возродить интерес к музыке тридцатых-пятидесятых годов. Вводит духовую секцию и вторым названием группы становится «Оркестр пролетарского джаза». Внешне, Сукачев похож на урку и шпану с окраины, хамоватый тип, распевающий со сцены свой первый хит «Плейбой».
В Москве полный успех, а вот ленинградская рок-тусовка по началу не воспринимает Сукачева, называя его музыку «кабаком». Мол шел бы туда выступать, от заработков отбоя не было.

Сергей Галанин и Гарик Сукачев

С 1987 Бригада С выходит из подполья и устраивается по крыло центра Стаса Намина. Клипы группы в это время появляются даже в «Утренней почте». После знаменитого фестиваля в 1989 году с Мотли Крю, Оззи и Скорпионз, группа разламывается на два коллектива. Галанин начинает сольную карьеру, Сукачев собирает новый состав «Неприкасаемые», который становится популярнее «Бригады».

DIRE STRAITS «BROTHER IN ARMS»
13 мая 1985-го года в продажу поступил новый альбом британской группы Dire Straits «Brother In Arms».
На тот момент Марк Нопфлер и сотоварищи уже известная и популярная группа. Тихий, вкрадчивый блюз-рок, немного ленивый, как и сам Марк. Нопфлер в одном из интервью говорил: «Я ужасно ленивый, люблю валяться на диване и ничего не делать. И вот в такой момент жена начинает уборку и ты тупо наблюдаешь за ее сложными перемещениями вокруг пылесоса. Тебя вышвыривают с дивана и как нормальный мужчина я убегаю из дома и иду в студию. Так и было положено начало альбому «Братья по оружию». Мы все собрались в студии в один момент. Видимо все жены договорились одновременно включить пылесосы».
Итак, в ноябре 1984 года, пока жены убирались дома, Дайр Стрейтс записывали новый альбом. Звучание стало более простым, сглаженным и годились для проигрываний по радио. Заглавная песня была посвящена истории Фолклендской войны, которую музыканты осуждали. Легкий танцевальный трек «Walk Of Life» стал самым популярным синглом с альбома на родине. Лиричная «Latest Trick» запомнилась слушателям по саксофонной партии, которую потом многие крали, копировали, воспроизводили. Ну а самой знаменитой песней является конечно «Money For Nothing» с бэк-вокалом Стинга. В песне идет речь об обывателе, который смотрит клипы на MTV, ругается в адрес музыкантов, дескать, легко им, собакам, живется, ничего не делают и гребут деньги лопатой. На песню снят анимационный клип, с которого два года спустя началось вещание европейского отделения MTV.

Dire Straits

Альбом возглавил чарты в двадцати странах и к данному моменту разошелся тридцати миллионным тиражом. Завоевал две статуэтки Грэмми. Это был так же первый альбом на компакт-диске, который разошелся по миру миллионным тиражом.

ФЕСТИВАЛЬ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ И ДРУГИЕ СОБЫТИЯ
С 27 июля 1985 года в Москве проходил очередной фестиваль молодежи и студентов. В культурной программе того фестиваля приняли участие Алла Пугачева и Удо Линденберг, Дин Рид, София Ротару, Машина времени, группа Форум. Ничего особенного.

Дин Рид и Алла Пугачева, 1985

Но! Уже практически никто не помнит, а подавляющее большинство вообще не знает, на фестиваль приезжал легендарный Боб Дилан! На афишах он не значился вообще (спрятали под стыдливой вывеской «поэтический вечер»), оттого для него было шоком, что зал был полупустой. Дилан очень сильно расстроился таким приемом и поехал на дачу Андрея Вознесенского, который, собственно, его в СССР и вытащил. Собственно американский фолк-рок бард, особенно никогда у нас успеха не имел.
Так же фестиваль посетила группа с почти не переводимым названием, «Все кроме девушки». Эти были известны разве что единицам, вроде Артемия Троицкого. А ведь спустя десять лет их хит «Missing» станет большим хитом не только во всем мире, но и у нас.

Everything But The Girl в Москве, 1985

Да-да, я имею в виду британский дуэт Everything But The Girl. К слову, дуэт тогда играл меланхоличный «нью вейв», джаз, фолк и имел большую популярность на родине. А после фестиваля наша «Мелодия» даже выпустила сингл с двумя песнями, причем пластинка была настолько не популярна, что еще несколько лет валялась на прилавках магазинов и ларьках Союзпечати, сам видел и так и не купил.

Сингл группы выпущенный фирмой «Мелодия»

Среди других событий 1985 года:
26 февраля от алкоголизма скончался первый вокалист Uriah Heep, Дэвид Байрон
1 апреля Дэвид Ли Рот покидает группу Van Halen и начинает сольную карьеру. Новым певцом в группе становится Сэмми Хэгар.
1 августа Майкл Джексон частично выкупает права на песни Beatles за 47 миллионов долларов.
16 августа, в день своего рождения, Мадонна выходит замуж за актера Шона Пенна.

Madonna & Sean Penn

МИРОВЫЕ ХИТЫ:
a-Ha “Take On Me”

Foreigner “I Want To Know What Love Is”
Duran Duran “A View To A Kill”
Tears For Fears “Everybody Wants To Rule The World”

Среди самых популярных песен 1985-го года на территории Советского союза согласно конкурсу «Песня Года«:
Сергей
Беликов «Живи, родник»
София
Ротару «Аист на крыше»
Игорь
Скляр «Комарово»


Итоги 1985 года согласно опросу читателей газеты «Московский комсомолец» (в рубрике «Звуковая дорожка»)

Лучшая певица:
1. Алла Пугачёва
2. Катя Семёнова
3. Анне Вески
4. София Ротару
5. Марью Ляник

Лучший певец:
1. Валерий Леонтьев
2. Владимир Кузьмин
3. Александр Барыкин
4. Андрей Макаревич
5. Артур Михеев (Беркут, вокалист группы «Автограф»)

Лучшие ансамбли:
1. «Автограф»
2. «Машина времени»
3. «Земляне»
4. «Форум»
5. Группа Владимира Кузьмина

Лучшие песни:
1. «Робинзон» — Алла Пугачева
2. «Белая дверь» — Алла Пугачева
3. «Паромщик» — Алла Пугачева
4. «Голос» — Владимир Кузьмин
5. «Комарово» — Игорь Скляр

Лучшие диски:
1. «Ступени» (Д. Тухманов) — Александр Барыкин
2. «Стадион» (А. Градский) — разные исполнители
3. «Диалог» (Р. Паулс) — Валерий Леонтьев
4. «Трофей» — группа «Радар»
5. «Поверь в мечту» — Юрий Антонов

Итоги 1985 года согласно опросу читателей газеты «Смена» (в рубрике «Звезды-85»)

Лучшая певица:
1. Алла Пугачёва
2. Анне Вески
3. София Ротару
4. Марью Ляник
5. Валентина Пономарёва
6. Эдита Пьеха
7. Катя Семёнова
8. Лариса Долина
9. Кристина Орбакайте
10. Катя Суржикова

Лучший певец:
1. Валерий Леонтьев
2. Михаил Боярский
3. Александр Барыкин
4. Юрий Антонов
5. Владимир Кузьмин
6. Александр Градский
7. Юрий Охочинский
8. Альберт Асадуллин
9. Михаил Муромов

РАДИОЛА 1985 год. РАДИОВЕРСИЯ

Автор и ведущий — Сергей Сычев
Звукорежиссер — Игорь Рудь
Благодарим за помощь в создании программы Нану Кумелашвили.

Таблоид