Радиола. Год 1981

Год восемьдесят первый. Появляется MTV, Ленинградский рок-клуб, Юнона и Авось, Боб Марли, тандем Пугачева - Паулс

Документальный цикл программ на радио «Ника FM» (Калуга 103.1, калужская область, онлайн вещание nikatv.ru). На сайте Таблоид вы можете ознакомится с полным текстом всех выпусков программы, а так же послушать полную радио версию. Артисты, события, явления в популярной музыке прошлого века. Год за годом. О чем приятно вспомнить и невозможно забыть.

ГОД 1981

Год восемьдесят первый. Появляется MTV, Ленинградский рок-клуб, Юнона и Авось, Боб Марли, тандем Пугачева — Паулс

СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ
В 1981 году на британских островах прошла компания под названием «Домашняя запись убивает музыку». Рост популярности магнитофонных кассет и возможность записать на них любую понравившуюся музыку, хоть с радио, хоть с пластинки, заставил британскую звукозаписывающую индустрию всерьез обеспокоиться. Боссы компаний думали, что это приведет к снижению продаж виниловых пластинок. В принципе, этого не произошло, англичане не так воспитаны, что бы воровать музыку.

ht01_original

В Москве в 1978 году, на улице Горького, 4 появляется студия звукозаписи. 3 января 1979 года газета «Комсомольская правда» опубликовала заметку Олега Петриченко, в которой он критиковал эту сферу услуг. В каталоге студии сплошь зарубежная эстрада, а песни советских исполнителей насчитывают несколько десятков. Автор недоумевал: «Ведь в «Положении о студиях звукозаписи» записано, что в репертуар фонотеки могут входить только произведения, включенные в каталоги грампластинок фирмы «Мелодия», а также в программы Всесоюзного и местного радио». Вряд ли бы такой набор музыки удовлетворил бы население.
Палатки, или отделы звукозаписи появлялись в больших универмагах, домах быта, но чаще ларьки стояли на рынках и вокзалах. Официально студии звукозаписи — государственные предприятия управления бытового обслуживания советского населения.

Москва, Горького, 4 (Тверская), 1984 год

В принципе, подобная услуга существовала и раньше. Можно было зайти в уличную студию и записать «говорящее письмо», надиктовать своё поздравление или попросту выбрать понравившуюся песню и нарезать ее на гибкую пластинку. Правда, выбор музыки был скудноват, за рок-н-роллами обращались к барыгам на черном рынке, торговавшие пластинками на рентгеновских снимках, «на костях» иначе говоря.

В 70-х существовали так называемые «писатели», которые за три-пять рублей, вам запишут на катушку новый альбом «Цеппелинов», но в студиях звукозаписи они не работали, поэтому нужно было знать этих самых «писателей» или переписать себе на бобину у приятеля.

Магнитофонные кассеты стали популярнее из-за удобства и распространения кассетных магнитофонов по стране. Стоили четыре рубля за 60-минутную «чистую», импортные были дефицит, последние стоили девять рублей и позволяли записать 90 минут музыки.

В студии звукозаписи можно было купить кассету с уже сделанной записью или выбрать из имеющегося каталога новый альбом «Арабесок» и записать на свою чистую.
На корешках кассет писались названия: «Итальянская эстрада-82», АББА-79, Антонов-80 или просто сборник «какой-то там» эстрады. Это было советское «ноу-хау» в раскрутке исполнителя. Порой принимавшее размер настоящей пленочной эпидемии. Например, записанный в 1978 году подпольный альбом Машины времени, студии звукозаписи нарезали на альбомы и распространили по своим сетям. Итог? Через два месяца «Марионетки» звучали «от Москвы, до самых, до окраин».

Это было почти, что официально разрешенное музыкальное пиратство в стране, так как никаких денег шведские музыканты из АББА за купленную вами кассету в палатке, конечно не получали.

В 90-х ларьков становится все больше по всему городу, в них торгуют компакт-дисками и кассетами.
Удивительно, но такие палатки сохранились до сих пор. На рынках и вокзалах. Записать вам ничего не запишут, но предложат сборник группы «Бутырка» в формате mp-3 или новый (зачастую «пиратский») диск Григория Лепса.

ПОЯВЛЕНИЕ MTV
1 августа 1981 года с клипа группы Buggles “Video Killed The radio star” («Видео убило радио звезду») в американском эфире появляется новый телеканал. Музыкальное телевидение, МТВ.

mtv

Поначалу концепцию круглосуточного телевещания, состоящее исключительно из музыкального видео, приняли за абсурдную идею. Но уже через два года канал насчитывал более двух миллионов подписчиков.

МТВ совершило революцию в шоу-бизнесе, если раньше видеоролики к популярным песням снимали от случая к случаю, то теперь все артисты стремились попасть с клипами в телевизор. Отныне к каждому выходящему синглу с альбома артист снимает клип. И чем эффектнее, дороже, скандальнее видео тем лучше.

В перерывах между клипами на экране появлялся ведущий, ему придумали новое определение – виджей, по аналогии с ди-джеями. Виджеи служили некой связкой между клипами, в непринужденной манере сообщали свежие музыкальные новости, представляли очередного артиста. В общем, все, так же как и на радио, только музыку и ведущего могли не только слышать, но и видеть.

hqdefault

Paul King, VJ MTV Europe

До 1983 года канал упрекали за расизм, мол, у вас не присутствует видео чернокожих артистов, эту стену пробил Майкл Джексон с тремя клипами альбома «Триллер». Клип на заглавную песню с этого диска стал самым дорогим на тот момент. Советский журнал «Музыкальная жизнь» тех времен, пишет: «Даже Майкл Джексон до 1983 года не демонстрировался на МТВ. Тогда он сделал пластическую операцию и был допущен… в качестве «внерасового» существа».

В 1984 году канал учредил свою видео-премию MTV Video Music Awards. Первым триумфатором становится, все тот же Джексон.

image

Cyndie Lauper получает приз MTV VMA в 1984 году

В 1987 году с клипа «Money For Nothing» группы Dire Straits открывается европейское отделение МТВ, канал шагает по свету.

Первыми клипами советских артистов стали песни “Bang” группы Парк Горького и “Radio Silence” Бориса Гребенщикова в 1989 году.

14.Bang (MTV Europe).mpg_20151007_082254.984

В Россию МТВ пришло в 1990 году часовыми программами в рамках пятничного эфира телеканала «ВИД». Окончательное завоевание России произошло в 1998 году с возникновения MTB-Russia.

Многие артисты, в качестве пиара использовали именно эфиры на МТВ, можно вспомнить скандальный поцелуй Мадонны и Бритни Спирс на церемонии вручения премии или Джанет Джексон, у которой во время выступления обнажилась грудь (до сих пор неизвестно случайно или намеренно).

vma-britney-spears-madonna-mtv

Сейчас канал мало, чем похож на МТВ образца 80-х и 90-х. Нонсенс, на телеканале под названием «Музыкальное ТелеВидение» музыки меньше всего…

РОК ОПЕРА «ЮНОНА И АВОСЬ»
В Советском союзе понятие рок-опера было абсурдно, как это молодежная рок-музыка и оперное пение. Лишь продвинутые меломаны к тому времени заслушали до дыр Уэбберовскую запись рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда» с Яном Гилланом в главной партии.

Но в 1975 году Марк Захаров ставит в своем театре постановку «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» на музыку Алексея Рыбникова, а годом ранее появилась «Орфей и Эвридика» на музыку Александра Журбина. Именно она вошла в историю, как первая советская рок-опера. Хотя на афишах слово рок появлялось не часто.

В 1981 году все тот же прогрессивный Марк Захаров ставит постановку, которая получила название «Юнона и Авось».

В год относительной оттепели по отношению к популярной музыки Марк Захаров обращается к поэту Андрею Вознесенскому с предложением сделать музыкальный спектакль «Слово о полку Игореве», но тот сходу перебивает маэстро заявив, что у него готова поэма «Авось». Упустив слово рок, авторы пометили свою постановку, «современная опера». Удивительно, но комиссия приняла спектакль сразу, предыдущий опыт, оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», комиссия приняла только с одиннадцатого раза. Марк Захаров вспоминал: «Было немыслимо в 1981 году спеть «Аллилуйя», поднять Андреевский флаг, религиозные песнопения посылать со сцены. Но случилось чудо, и комиссию захватил патриотический порыв, который содержится в этом спектакле»

f4b70766d2972cb8f3203e0067b71385545472

Параллельно на фирме «Мелодия» велась запись аудио версии постановки с другими актерами.

Премьера рок-оперы прошла 9 июля 1981 года в Ленкоме. Успех был оглушительный. Масла подлила западная пресса, представив оперу в своей прессе, как антисоветский, на родине постановку с репертуара не сняли, но долгое время спектакль был «не выездным».

На родине же билетов на постановку было просто не достать, те же, кто попал в Ленком, выходил после просмотра с чувством какой-то не видимой до селе свободы, бормоча про себя «Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь».

БОБ МАРЛИ
11 мая 1981 года от рака умирает духовный лидер музыки рэгги во всем мире, идейный вдохновитель движения растафарианства, Боб Марли.

marley03a-2-web

Движение растафарианство – это своего рода религия, правда, не очень организованная. Основа этой культуры – любовь к ближнему и отказ от западного общества и его образа жизни. Западное общество они называют «Вавилоном», поклоняются богу Джа, употребляют каннабис и носят дрэды.

bob-marley-1979-650-430

Выходец с Ямайки, Боб Марли до сих пор является символом музыки с острова, хотя, конечно же, рэгги изобрел не Марли. Но его влияние на популярную музыку 80-х и 90-х огромное. Достаточно привести в пример группу Стинга «Police», группы «UB 40», «Madness». Или даже на поп-музыку, вспомним хит австрийцев Laid Back “Sunshine Reggae”.

Как это обычно бывает свое основное влияние на музыку, и популярность Марли приобрел уже после смерти. Его диск 1984 «Легенда» до сих пор расходится миллионными тиражами. Своего рода продолжателем дела Марли стал его сын Зиги Марли и британская группа UB 40.

В СССР первой рэгги песней стала, пожалуй «По дороге разочарований» группы Воскресение и эдакий, диско-рэгги Аллы Пугачевой «Держи меня соломинка».
Безусловно, главной российской рэгги-звездой является группа Jah Division и его лидер Гера Моралес.

1888566-674x450

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РОК-КЛУБ
7 марта 1981 года по адресу улица Рубинштейна, 13 в городе Ленинград прошел концерт «Ленклуба любителей музыки». С этого концерта начинается история первого в Советском союзе рок-клуба.

Идея собрать единомышленников, группы играющие рок-музыку в некое объединение витала в Питере еще с 70-х годов. Если верить Артемию Троицкому рок-клуб появился с шестой попытки.

Аквариум на сцене рок-клуба

Как и положено, в советском обществе у клуба был устав и положение. Президентом клуба стал Николай Михайлов. Цитата: «В городе в то время значительно сократилось количество «сейшенов» (концертов), «легальных» было мало, а «нелегальные» тут же пресекала милиция. Нужно было что-то делать, ведь в Питере тогда насчитывалось более пятидесяти рок-групп, которым негде было выступать и общаться. После фестиваля в Тбилиси власти немного смягчили свое отношение к року и нам разрешили. Музыкантам надоело заканчивать свои концерты, сейшены, мероприятия встречей с милицией. А у милиции резко возросла отрицательная отчетность и поэтому какое-то решение должно быть найдено. И оно было найдено в сфере создания общественной организации рок-клуб».

Стоит заметить, что власти имели и свою выгоду. Сообразив, что в одном месте этих «волосатиков» будет легче контролировать. Это, к слову об участии КГБ в создании клуба. Вспоминает Сева Гаккель, музыкант Аквариума: «Если эти юноши не хотят вступать в комсомол, значит нужно было построить для них какую то другую организацию. Которая будет названа по другому, но по сути она будет являться какой то контролируемой структурой, подвластной комсомолу».

Первыми группами, которые вошли в состав стали «Мифы», «Россияне», «Аквариум», «Пикник» и «Зоопарк». Последние две становятся открытием в ленинградском роке 1981 года. Майк Науменко и его «Зоопарк» новая «рок-стар» советского рока. Майк начинал сочинять, записываться и давать редкие концерты еще в конце 70-х, с помощью Бориса Гребенщикова. С ним он записал свой первый альбом «Все братья-сестры».

«Зоопарк» Майка Науменко

С 1983 года на сцене проходит ежегодный фестиваль ленинградского рок-клуба. Так называемый концерт-смотр лучших групп города. Первым призером фестиваля стала группа «Мануфактура», вокалистом которой был Виктор Салтыков.

Группа «Мануфактура» и Виктор Салтыков

На примере Ленинградского клуба в городах Советского союза начинают появляться местные рок-клубы. Самые известные и значимые последователи: Московская рок-лаборатория и Свердловский рок-клуб.

С наступлением полной оттепели и с переходом на хозрасчет, стали появляться концертные кооперативы. Рок-клуб как идея перестал быть нужен. Теперь абсолютно все группы могли безбоязненно гастролировать по стране и получать за свои выступления неплохие гонорары, совершенно не сравнимые с государственными концертными ставками.

Последним крупным событием стало празднование десятилетия клуба, после чего рок-клуб, равно как и Советский союз прекратил свое существование.

Рубинштейна, 13

БРИТАНСКОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВТОРЖЕНИЕ
В самом начале 80-х волна панк-рока сошла на нет. Правда, панк, как идея породил массу других стилей. Многие школьники, приняв музыкальную идеологию панка (не умею играть на инструменте, оно и к лучшему) стали сформировывать свои группы.
Больше всех отличились группы, которые, накупив дешевых синтезаторов, стали, что называется, давить на клавиши.

steve_strange_HH

Steve Strange (Visage)

«Новая волна», иногда «Новые романтики», так окрестили британские журналисты это течение. В терминах можно запутаться, так как подстилей, было множество: синти-поп, электро-поп. Но можно разъяснить и так: группы, которые использовали в качестве инструментов только синтезаторы, те синти-поп играли, Депеш мод, к примеру. А те, кто кроме клавишных использовали еще и гитары, те звались «новыми романтиками», Дюран Дюран возьмем за образец.

post-11-76231-ithj5tipb7

Depeche Mode 1981

Внешне, музыканты использовали находки глэм-рока 70-х, наводили марафет на лице, использовали лак для своих коротко стриженых причесок, одевались либо в кожу, либо причудливые дизайнерские наряды.

Главная составляющая – электронная музыка. Пионерами здесь, конечно же, были немцы Крафтверк в начале 70-х. Пионерами движения были в конце 70-х японцы Yellow Magic Orchestra, Ultravox и Гари Ньюман с синглом “Cars”.

ttp-b1

Gary Numan

Следом подтянулись Visage, Duran Duran, Soft Cell, Human League и, конечно же, Depeche mode выпустившие в 1981 году свой первый альбом и свой первый мировой хит “Just Can`t Get Enough”.

Популярность последних была просто феноменальной. Сначала в Британии, затем в Германии, Франции и Швеции, чуть позже в Америке, СССР и в странах восточной Европы.

В середине 80-х пришла вторая волна синти-групп в лице Pet Shop Boys, a-Ha, Erasure.

Pet Shop Boys

Pet Shop Boys
У нас в стране все эти группы с удовольствием крутили на дискотеках, смешивая с пресловутым евродиско и «медляками» «Скорпионз».

Первой советской электронной группой в нашей стране был прибалтийский «Зодиак», о которой мы рассказали в предыдущей серии. В 1985 появляется группа «Форум», чуть позже московские — «Биоконструктор» и «Альянс».

769

ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ. ПАУЛС И ПУГАЧЕВА
В 1980-м году Алла Пугачева начинает свое знаменитое сотрудничество с латвийским композитором Раймондом Паулсом и поэтом-песенником Ильей Резником.

Паулс вначале прислал Алле свою песню «Два стрижа», версию этой песни спела Ольга Пирагс и участвовала с ней в конкурсе «Красная гвоздика-81». Но существует и запись песни в исполнении Пугачевой, правда довольно редкая.
Илья Резник отметил всего четыре такта в начале песни «Два стрижа» и из них родился, впоследствии знаменитый хит «Маэстро». Было сделано, по-крайней мере 15 вариантов песни, работа длилась год. Пугачева даже сменила свои сценические балахоны, на нечто более человеческое, песня требовала женственности и утонченности.

69134327_1294831599_ae87817c470f

Премьера песни состоялась первого января 1981 года в «Новогоднем Огоньке». Весь советский народ, жуя оливье, с интересом рассматривал новый наряд Пугачевой и загадочного прибалта за роялем. «Я в восьмом ряду, в восьмом ряду, меня узнайте, мой Маэстро» на этих строчках Пугачева выходит из зала и поднимается к Паулсу на сцену. Естественно, советский народ тут же их «поженил».

Следом за «Маэстро» последуют не менее успешные «Старинные часы», «Песня на бис» (изначально существовавшая, как инструментальная пьеса, звуковая дорожка к телесериалу «Долгая дорога в дюнах»). «Миллион алых роз», эта вообще побила по популярности и «Маэстро» и «Часы», популярность была такова, что дошла до Японии, где многие местные певцы перепели этот хит на своем родном языке.
Среди последних хитов тандема: «Делу время» и женская-застольная «Без меня тебе, любимый мой».

PHIL COLLINS
В 1981 году барабанщик прогрессив-рок группы “Genesis” Фил Коллинз начинает выпускать сольные альбомы. После того, как 15 августа 1975 года, оригинальный вокалист Питер Гэйбриэл покинул коллектив, петь стал Коллинз. С тех пор музыка постепенно меняется в сторону поп-арт-рока.

Филипп Дэвид Чарльз Коллинз родился в 1951 году, барабанами увлекся в раннем детстве, после того, как его родители приобрели ему игрушечную установку. Коллинз подросток увлекается актерским ремеслом и получает свою первую роль в постановке «Оливер» по новелле Чарльза Дикенсона. А в 13 лет он участвует в массовке, снимаясь в фильме Beatles “A Hard Days Night”.
extra_phil_collins_the_beatles_a_hard_days_night
И все же музыка перевешивает, в конце шестидесятых Коллинз играет в группе “Flaming Youth” и даже участвует в записи альбома George Harrison “All Things Must Past”.

Увидев журнале “Melody Maker” объявление, мол, какой-то группе нужен барабанщик, Коллинз приходит на прослушивание и остается. Группа “Genesis” только начинала свою карьеру, выпустив дебютный альбом, не имевший успеха.

Genesis, 1970. Peter Gabriel, Phil Collins

Genesis, 1970. Peter Gabriel, Phil Collins

В момент, когда группа почти достигла настоящего коммерческого успеха, вокалист Peter Gabriel решает уйти и начать сольную карьеру.
Группа не распалась, петь стал Фил, правда тот мучался и сомневался насчет своих вокальных данных. В конце концов, успокоил себя фразой « в мире лишь два вокалиста Шаляпин и Карузо». С момента выхода альбома “…And Then There Were Three”, группа превращается в трио (уходит гитарист Стив Хаккет), что и было вынесено в заголовок диска. Пластинка становится самой успешной на тот момент, с этих пор коммерческий успех их не покидал.

18th May 1977: British rock group Genesis, from left to right Phil Collins, Tony Banks and Mike Rutherford, in the back of a limousine on the way to the LA Forum where they are performing. (Photo by Graham Wood/Evening Standard/Getty Images)

18th May 1977: British rock group Genesis, from left to right Phil Collins, Tony Banks and Mike Rutherford, in the back of a limousine on the way to the LA Forum where they are performing. (Photo by Graham Wood/Evening Standard/Getty Images)

Долгожданная слава обернулась другой стороной монеты. Бесконечные турне стали поводом недовольства жены Коллинза, последовал развод. Оставшись в одиночестве, Фил оборудует в своем доме студию звукозаписи и записывает сольный альбом. Тему развода он излил на песнях диска «Номинальная стоимость». Сингл “In The Air Tonight” возглавил чарты семи стран, на родине песня дошла до второго места.

Впрочем, Коллинзу удается совмещать сольное творчество и успешную карьеру в “Genesis”. В течение трех лет он выпускает два сольных альбома и два с группой.
forum-06

Когда Коллинза номинировали на премию «Грэмми», он приехал на церемонию, но забыл пропуск, а охрана его не узнала. В этот момент к входу подъезжает лимузин, из которого выходит Роберт Плант. Рассказав тому ситуацию, бывший вокалист «Лед Зеппелин» начинает хохотать, но помогает ему проникнуть в зал. Комичные ситуации на этом не закончились, когда со сцены прозвучало его имя, Коллинз встает и идет получать приз, пытаясь обойти фотографа путающегося под ногами. Со словами «куда лезешь деревенщина, сейчас сам Коллинз выйдет», толкает его в сторону. На помощь вновь прибежал Роберт Плант, дал пинка фотографу и довел победителя до сцены, естественно не переставая ржать.

Musicians Phil Collins and Robert Plant attend Phil Collins Tour Party on September 12, 1983 at Be Bop Cafe in New York City. (Photo by Ron Galella/WireImage)

Musicians Phil Collins and Robert Plant attend Phil Collins Tour Party on September 12, 1983 at Be Bop Cafe in New York City. (Photo by Ron Galella/WireImage)

В 1985 году третий сольный альбом Коллинза “No Jacket Required” расходится по миру сумасшедшим тиражом в 25 миллионов. Четыре сингла из него становятся хитами, два из них возглавляют американские чарты. Альбом к тому же получает три статуэтки «Грэмми», помощь Планта уже не потребовалась, Коллинза в лицо знал каждый.

Альбом “…But Seriously” в 1990 году стал самым раскупаемым в Британии и Германии, США и Франции. Но именно после него сольники Коллинза расходятся хуже. Диск “Genesis” 1991 года “We Cant Dance” стал вторым по популярности среди всех альбомов группы, после него последовало масштабное турне, по окончании которого Коллинз покидает группу. В 2007 году трио собралось для небольшого турне и участия в благотворительном концерте “Live Earth”, в 2014 музыканты собираются в оригинальном составе с Гейбриэлом и Хэнксом для съемок документального фильма “Together and Apart”.

ПОП-ПАНК И НОВАЯ ВОЛНА, СКА И РОКАБИЛЛИ

BILLY IDOL
В 1981 году успешную сольную карьеру начинает британский панк Уильям Майкл Альберт Броуд.
Музыкой Айдл начинает заниматься в подростковом возрасте, когда в Британию нахлынула волна панк-рока. Он меняет свое имя на Billy Idol, а произошло это так, учительница в его дневнике написала замечание: “William is Idle”, Уильям – лентяй. Слово idle звучит как idol (идол), только пишется по-другому, ну а Билли это — уменьшительное от Уильям.

Generation X: Tony James, Billy Idol, Bob Andrews live early 1977

Generation X: Tony James, Billy Idol, Bob Andrews live early 1977

Idol примыкает к группе “Chelsea”, но уже через месяц уходит вместе с остальными участниками и создает группу “Generation X”. Первый альбом попадает в британские чарты, но дальше группа теряет к себе интерес и после последнего альбома распадается, а Билли уезжает в Америку.

1978

1978

Первым выпущенным синглом становится песня записанная им еще на последнем альбоме “Generation X” “Dancing With Myself”. Он выходит в 1981 году и становится заметным хитом… на дискотеках Америки.

Мини-альбом под названием “Don`t stop” появляется в том же 1981 году и, попав в хит-парады, подогревает интерес к полноценному диску, который увидит свет в следующем 1982 году. От прямолинейного панк-рока, Билли уходит в сторону «новой волны» и глэм-рока.
Первым настоящим хитом становится песня “White Wedding”, которая и по сей день одна из самых узнаваемых в его карьере.

Альбом 1983 –го года “Rebel Yell” является его самым распродаваемым. Синглами стали заглавная песня и баллада “Eyes Without Face”. В девяностых годах на эти песни сделает техно ремиксы немецкая группа “Scooter”, их лидер H.P. Baxxter был большим поклонником Билли, даже внешне подражал ему.

Карьера певца протекала без каких либо осложнений в течении всех восьмидесятых, он несколько раз был номинирован на премию «Грэмми», альбомы имели миллионные продажи, ему удалось покорить и хит-парад синглов, песня “Mony, mony”в 1987 году попала на первую строчку в Америке.

1985, на обложке "Rolling stone"

1985, на обложке «Rolling stone»

Впрочем, имя бывшего панка не «замарал», на протяжении всего десятилетия он употребляет кокаин и героин, попутно подтверждая славу, как одного из самых «необузданных» рок-звезд. Например, в 1989 году он в Таиланде устроил дебош в трех отелях. Сумма ущерба составила более 20 000 долларов. После отказа покинуть президентский люкс в виду того, что номер вскоре будет занят высоким гостем, президентом соседней Таиланду страны, певца привязывают к кровати-каталке. В таком виде доставляют на аэродром и выдворяют из страны.

6 февраля 1990 года Billy Idol попадает в автокатастрофу. На своем «байке» он врезается в автомобиль, в клинике ему делают семь операций. Из-за своего вынужденного простоя он не смог снятся во втором «Терминаторе» и в биографическом фильме Оливера Стоуна “The Doors”.
a75b9eabc1ce0820858f94a3744b6447

Альбом 1990-го года “Charmed Life” включал в себя большой хит “Cradle Of Love” и это был последний год крупного успеха. Начиная с 1993 года, его альбомы пользуются все меньшим спросом, да и выпускает он их довольно редко, но записывается и гастролирует до сих пор, не изменив ни своему стилю, ни образу жизни, правда с наркотиками было покончено в 1994 году, после нескольких передозировок.
billy-idol-4f2aa1476ee94

KIM WILDE
Певица Ким Уайлд, дебютирует в том же 1981 году. На протяжении восьмидесятых одна из самых известных и популярных певиц «новой волны», поп-музыки и поп-рока. И, несмотря на то, что ее карьера за океаном не сравнима с успехом в Европе и Австралии, Ким и в США один раз достигнет первой строчки чарта.

Ее настоящее имя Ким Смит, она родилась в музыкальной семье. Отец — звезда британского рок-н-ролла 50-х Марти Уайлд. Мама Джойс Бейкер пела в ливерпульской вокальной группе “Vernons Girls”, которая имела несколько хитов в начале 60-х и снялась вместе с “The Beatles” в телевизионном шоу.

Мама Ким Уайлд (Joyce Smith), пятая слева на коленях у Джорджа Харрисона

В 1979 году Ким записывает бэк-вокал в песнях для альбома ее отца “The Wildcat Rocker”. Знаменитый продюсер Микки Моуст услышал юную певицу и предложил контракт. Почти все песни ее первого и последующих периодов карьеры, будут написаны в соавторстве с отцом и братом.

Наступила эра «новой волны» и синти-попа, в таком же ключе были записаны песни ее дебютного альбома. В январе 1981 года дебютный сингл Ким “Kids In America” становится мировым хитом, за год раскуплено миллион экземпляров. В Америке песня пользуется скромным успехом, в основном за океаном Ким критикуют за схожесть с группой “Blondie”.
kim_wilde_05_11

Дебютный альбом и следующий “Select” превращают Ким Уайлд в певицу номер один по всей Европе. На втором альбоме самым популярным треком становится песня “Cambodia”, в одной только Франции диск с песней расходится тиражом более миллиона. Песня так же особенно любима у слушателей из Советского союза.

В 1983 году она получает премию “Brit Awards”, как лучшая британская певица, а в следующем меняет фирму грамзаписи и уходит от “new wave” к традиционной поп-музыке. Первый сингл нового периода “Second Time” (в Америке “Go For It”) – электро-диско хит.
ltwcs7

Новый виток популярности наступит в 1986 году, когда Ким выпустит танцевальную версию хита “You Keep Me Hanging On”, некогда популярного в исполнении женского вокального коллектива “Supremes”, в котором пела Дайана Росс. Этот сингл возглавляет американский хит-парад, в первый и последний раз в ее карьере.

Альбом 1988 года становится еще более успешным и коммерчески удачным. Синглы “You Came” и “Never Trust A Stranger” на верху европейских хит-парадов, а певица едет в турне вместе с Майклом Джексоном в его “The Bad Tour”.
2009_mj_2

Следующие два альбома вышедшие в девяностых не дотягивают до успехов прошлого десятилетия и когда пластинка 1995 года полностью проваливается, певица решает сделать паузу. Она играет в мюзикле «Томми», выходит замуж, рожает ребенка, занимается садоводством, ведет по этой теме теле-шоу. Лишь в начале 2001 года постепенно возвращается на сцену. Ее карьера вновь становится успешной в Германии, Франции, Швейцарии и Австрии. В родной Британии ее новые альбомы даже не издаются. В 2007 году Ким ее приезда наконец-то дожидаются российские поклонники, во второй раз она приедет с концертами в 2013 году.
kimwilde-hr-copy

MADNESS
Ска-группы, как разновидность стиля регги появились еще в конце пятидесятых на Ямайке, но известность во всем мире стиль получил благодаря британским группам конца семидесятых. Таких как, “The Specials”, “The Beat” и, конечно же, звезды течения, “The Madness”.
p01gk038

“Madness” появились в 1976-м, а первую пластинку “One Step Beyond” выпустили в 1979 году. Пластинка сразу же стала хитом на родине и в Европе. Бесшабашные, веселые мелодии с трубой, саксофоном, контрабасом, такие, как заглавная “One Step Beyond”, “My Girl”, “Buggy Trousers”, “House Of Fun” попали на верхушки чартов. В Америке удача им улыбнулась лишь раз, сингл “Our House” достиг седьмой строчки.

В 1986 году коллектив надолго распадается. Певец Suggs в 1995 году выпустил успешную сольную пластинку, а в 1999 году «Madness» выпустили новый альбом. С тех пор с умеренным успехом они выпускают диски и гастролируют.

В Советском союзе ска играла популярная ленинградская группа «Странные игры» и московская «Кабинет». В нынешней России многие группы играют скорее ска-панк (например, “Distemper”), хотя раннее творчество группы «Ленинград» вполне себе, ска-музыка.

STRAY CATS
В Америке же, вовсю веселилось «рокабилли». Как и ска, рокабилли был уже известным музыкальным направлением, переживавший очередное возрождение. В пятидесятых королями стиля был, конечно же, Элвис, а так же Карл Перкинс и Рой Орбисон.
В 1981-м году американское трио “Stray Cats” возвращают популярность «рокабилли». Хотя их первые две пластинки приобрели популярность сначала в Британии. В 1982 году альбом “Built For Speed”, который был сборником хитов с двух первых британских дисков, достиг в Америке второго места.
Лидер группы Брайан Сетцер после распада трио начал успешную сольную карьеру.

UNSPECIFIED - CIRCA 2000: (AUSTRALIA OUT) Photo of STRAY CATS and Slim Jim PHANTOM and Brian SETZER and Lee ROCKER; L-R: Slim Jim Phantom, Brian Setzer, Lee Rocker - posed, studio, group shot (Photo by GAB Archive/Redferns)

Stray Cats

В СССР подобную музыку играла группа «Браво» на заре их карьеры, но признанными лидерами российского «нео-рокабилли» был и остается московский коллектив «Мистер Твистер».

Мистер Твистер

Мистер Твистер

ХИТЫ ГОДА
Самыми популярными песнями в тот год становится хит «Every Little Thing She Does Is Magic» группы “The Police”, в которой прославился английский учитель и музыкант по прозвищу Стинг.

Среди хитов 1981 года: первый сольный хит барабанщика английской группы Genesis Фила Коллинза “In The Air Tonight”, “Start Me Up” Rolling stones, которые в 1981 году выпустили свой самый успешный в 80-х года альбом «Tattoo You».

Но самым главным хитом в мире стала песня “Bette Devis Eyes” в исполнении американки Ким Карнс. Из-за характерного хрипотца в голосе, певицу называют женской версией Рода Стюарта или американской Бонни Тайлер. Впрочем, Ким вошла в историю популярной музыки благодаря одной песни, звучащей в модном электронном стиле «New Wave».

СОВЕТСКИЕ ХИТЫ ГОДА

По данным программы «Песня 1981». Итоговый, новогодний выпуск:

Валентина Толкунова — Если б не было войны
Як Йоала — Я тебя рисую
Лев Лещенко – Родительский дом
Вахтанг Кикабидзе – Мои года
ВИА «Верасы» – Малиновка
София Ротару – Мой родной край
Николай Гнатюк — Танец на барабане
ВИА «Ялла»  — Последняя поэма (из к/ф «Вам и не снилось»)
София Ротару – Красная стрела
Алла Пугачева – Маэстро

Итоги 1981 года согласно опросу читателей газеты «Московский комсомолец» (в рубрике «Звуковая дорожка»)
Лучшая певица:
1. Алла Пугачева, 2. София Ротару. 3. Татьяна Анциферова. 4. Ксения Георгиади. 5. Жанна Рождественская. 6. Ирина Понаровская. 7. Жанна Бичевская. 8. Мирдза Зивере. 9. Екатерина Суржикова. 10. Гинтаре Яутакайте.

Лучший певец:
1. Яак Йоала. 2. Юрий Антонов. 3. Валерий Леонтьев. 4. Александр Градский. 5. Андрей Макаревич. 6. Сергей Беликов. 7. Николай Гнатюк. 8. Тынис Мяги. 9. Михаил Боярский. 10. Лев Лещенко.

Лучшая песня:
1. „ Маэстро“ — Алла Пугачева
2. „Скачки“ — „Машина времени“
3. „Последняя поэма“ — „33 1/3“
4. Песня на „бис“ — Алла Пугачева
5. „Снег“ — „Машина времени“
6. „Я тебя рисую“ — Яак Йоала
7. „Паузы“ — „Машина времени“
8. „Колокол тревоги“ — „Аракс“
9. „Там, в сентябре“ — Валерий Леонтьев
10. „Музыкант“ — Алла Пугачева
11. „Каратэ“ — „Земляне“
12. „Как жаль“ — Яак Йоала
13. „Хрустальный город“ — „Машина времени“
14. „Беда“— Алла Пугачева
15. „Корабль“ — „Автограф“
16. „Ленинград“ — Алла Пугачева
17. „Каскадёры“ — „Земляне“
18. „Дежурный ангел“ — Алла Пугачева
19.„Поиграй со мной, гроза“ — Константин Никольский
20. „Все пройдёт“ — Михаил Боярский

РАДИОЛА 1981 год. РАДИОВЕРСИЯ

Автор и ведущий — Сергей Сычев
Звукорежиссер — Игорь Рудь
Благодарим за помощь в создании программы Нану Кумелашвили

Таблоид