1

«Пульсирующий хрящ» или истоки индустриальной музыки

В октябре 1976
года коллектив исполнительских искусств «Coum Transmissions» представили свой
перформанс «Проституция», на выставке в Лондонском институте современного
искусства. Премьера состояла из стриптиз-шоу вместо вступительной речи. Наряду
с обнаженными фотографиями участницы коллектива Кози Фанни Тутти, в шоу были
использованы использованные тампоны (в 1983 году коллектив выпустил песню с
названием “Dry Blood Tampax”), грязные повязки и бутылки с кровью. Премьера состоялась в первом отделении
группы “Throbbing Gristle” («пульсирующий хрящь», сленговое определение сова «эрекция»),
чей вокалист Genesis P-Orridge пел о кастрации мужчин и вырезании плодов у их
беременных жен. Шоу наделало много шума за пределами института. Это было
слишком для чопорной Британии, дошло до того, что консервативный член
парламента объявил “Coum Transmissions” «вредителями цивилизации».

Genesis P-Orridge and Cosey Fanni Tutti

В каталоге ICA 1976 года музыку «Throbbing Gristle» определили, как «DeathRock Music». К тому времени, когда группа выпустила
свой первый альбом, в который вошли записи с премьеры «Проституции», они
остановились на другом дескрипторе: «Индустриальная музыка для индустриальных
людей», слоган их недавно основанного лейбла «Industrial Records». Термин
резонировал на нескольких частотах: он говорил о ландшафте родного города “Throbbing Gristle”, одного из многих английских городов с архитектурой, которая была
преобразована промышленной революцией, а затем вытеснена из-за сокращения
производства. Это был британский ответ фабрики-студии Энди Уорхола, где
нью-йоркские художники слили образы капиталистического массового производства в
мир изобразительного искусства. Музыка «Throbbing Gristle» часто буквально
звучала как фабричная работа, с ее жгучим электронным шумом и грохотом перкуссии;
однако, вопящие вокалы P-Orridge имели тенденцию разрушать образ послушного
рабочего, ушедшего из-под капитализма. Андрогинный, игривый и зловещий голос
проследил путь избавления от удушающих ограничений окружающей среды.

Throbbing Gristle in Victoria Park Hackney 1981

Это был звук
работы, но также и звук отказа от работы. «Throbbing Gristle» — и многие
индустриальные группы, последовавшие за ними, — превратили этот металлический
шум в музыку, которая сначала не была предназначена для масс. Едкий и
провокационный стиль, он не имел большого коммерческого потенциала, но нашел
свою целевую аудиторию. В Чикаго есть музыкальный магазин и лейбл «Wax Trax!»,
который начал импортировать звук английского упадка для Среднего Запада,
региону, так же отмеченному индустриальным бумом и упадком. Основатели лейбла
Джим Нэш и Дэнни Флешер – были деловыми партнерами и партнерами –геями. «Wax
Trax!» родился в 1981 году. Первым выпуском стал 7-дюймовый сингл легендарной королевы
трансвеститов «Divine».

В 80-х годах «Wax
Trax!» укрепит звучание индастриала релизами местных и международных групп,
таких как «Ministry», «Front 242» и «My Life With the Thrill Kill Kult».
Магазин и лейбл также служили убежищем для определенной части странного
сообщества Чикаго. «Wax Trax!» — это сообщество людей, которые не чувствовали,
что они признаются или принимаются обществом», — сказала Джулия Нэш, дочь
Джима, в интервью весной 2019 года. «Этот лейбл приветствовал всех «отверженных».
Сообщество геев, я думаю, было в том же духе, что и изгои. Все они нашли
удобное место и дом в Wax Trax!».

Для людей,
которых считали непристойными и одноразовыми, выходящими за рамки стандартного
повествования о гетеронормативной жизни, индустриальная музыка дала абразивный
и изменчивый голос. В 80-х годах откровенные гей-синтипоп группы, такие как «Culture
Club» и «Frankie Goes to Hollywood», заполнили радио эфир, но их песни в
основном основывались на неразбавленном удовольствии и гламурно-шоколадной
лирикой. Это было необычно, но для многих геев этого было недостаточно. Поп
группы не слишком открыто показывали внутреннее беспокойство жизни странного
человека в эпоху Рейгана и Тэтчер. Это было не достаточно экстремальным.

С самого начала
индустриальная музыка была основана на странной и транс-перспективой. После
распада «Throbbing Gristle» в 1981 году, клавишник Питер «Sleazy» Кристоферсон
присоединился к своему парню Джону Балансу в культовой группе «Coil». Genesis
P-Orridge возглавил “Psychic TV” b начал свой гендерный переход после того, как женился на
Жаклин Брейер, известной под именем Lady Jaye, в 1995 году. Для P-Orridge
переход был не просто выражением давно бездействующей «истинной» личности, но и
очередной арт-проект. Он и Брейер оба перенесли операцию, чтобы больше походить
друг на друга, вставив грудные имплантаты. Брайер умерла в 2007 от проблем с
сердцем, перенесенные операции стали причиной онкологического заболевания.

Конечно,
индустриальная музыка также стала настоящим «приютом» для выплескивания мужского
гнева не только в музыке, но и в текстах. Поскольку, для групп жанра не было
никаких табу, чтобы их можно было не упоминать в текстах, многие альбомы в
конечном итоге воссоздали патриархальное насилие над женоненавистником, которое
до тех пор едва ли можно было найти в текстах «мейнстрим» исполнителей. В этом
списке есть артисты, которые поют об изнасиловании, и есть артисты, которые
были обвинены в этом.

В конце 80-х и
начале 90-х, такие группы, как «Nine Inch Nails» донесли «индастриал» до массового
слушателя, разбавляя жесткий и оглушительный музыкальный материал с синти-попом
из которого направление и отпочковалось в начале своей истории. Оказалось, что
поп и индастриал не были так уж диаметрально противоположны, если даже Джонни
Кэш с его перепевкой «Hurt», звучит как плохая шутка. Индастриал в новом веке
пережили свою реинкарнацию. Новые артисты, такие, как Мика Леви (“Micachu”), «Pharmakon» и «clipping.» уже вносят свой хаос в один из самых
захватывающих музыкальных направлений нового тысячелетия.

Nine Inch Nails 1989

Поздний
капитализм продолжает свой путь к забвению, на смену ей приходит только адская
экономика. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы снова кричать и
стучать по предметам домашнего обихода, перегружать дерьмовый усилитель и
создавать свои записи. Индустриал вышел из темного периода, тень которого
никогда не исчезнет. Но это было доказательством того, что даже в тяжелых
условиях люди, которые признавали враждебность капитализма и пределы
гетеропатриархата, всегда могли объединиться и создать много шума.

Саша Геффен

Лучшие альбомы Indastrial по мнению Pitchfork:

Controlled Bleeding “Knees and Bones» 1985

Revolting Cocks «Beers, Steers + Queers» 1990

Pharmakon «Abandon» 2013

clipping. «Splendor & Misery» 2016

Lords of Acid «Voodoo-U» 1994

Prurient «Pleasure Ground» 2006

Chris and Cosey «Heartbeat» 1981

Whitehouse «Erector» 1981

Death Grips «The Money Store» 2012

Throbbing Gristle «D.o.A.: The Third and Final Report of Throbbing Gristle» 1978

Nurse With Wound «Soliloquy for Lilith» 1988

Tackhead «Tackhead Tape Time» 1987

Pigface «Fook» 1992

Swans «Greed/Holy Money» 1986

Godflesh «Streetcleaner» 1989

Mica Levi «Under the Skin OST» 2014

Nine Inch Nails «The Downward Spiral» 1994

Skinny Puppy «Too Dark Park» 1990

My Life With the Thrill Kill Kult «Confessions of a Knife…» 1990

SPK «Leichenschrei» 1982

Foetus «Nail» 1985

Einstürzende Neubauten «Kollaps» 1981

Nitzer Ebb «That Total Age» 1987

KMFDM «Naïve» 1990

Killing Joke «Killing Joke» 1980

Nurse With Wound «Homotopy to Marie» 1982

Nine Inch Nails «Pretty Hate Machine» 1989

Front 242 «Front by Front» 1988

Ministry «The Land of Rape and Honey» 1988

Cabaret Voltaire «Red Mecca» 1981

Coil «Horse Rotorvator» 1987

Einstürzende Neubauten «Halber Mensch» 1985

Throbbing Gristle «20 Jazz Funk Greats» 1979