Калужские уличные группировки

Небольшая история об уличных группировках, которые были всегда, но наделали шуму в нашем городе в восьмидесятых.(оригинал статьи опубликован на сайте

Небольшая история об уличных группировках, которые были всегда, но наделали шуму в нашем городе в восьмидесятых.
(оригинал статьи опубликован на сайте kaluga24.tv)

Древняя традиция боев двор на двор, район на район, охранять свою территорию, не пускать «чужака» — испокон веков. Есть мнение, что агрессивные молодежные сообщества появились в 90-х годах XIX. В крупных городах появляются группы молодых людей, которые попросту занимались хулиганством: били стекла, задирали прохожих.
Довоенное время вспоминает в своей книге фотограф, садовод и спортсмен Владимир Морозов: «Довольно регулярно на нашей площади (сейчас Площадь Свободы — автор) проходили кулачные бои. «Крестовские» (жители Крестовского поля) сходились с «Симеоновскими» (жителями Симеонова городища). С каждой стороны собиралось по нескольку десятков человек примерно 20-40 лет. Сначала шли переговоры, которые переходили в громкую перепалку, затем в ход шли кулаки, а потом припасенные цепи. В разгар драки приезжала конная милиция и разгоняла дерущихся. Иногда милиционерам приходилось стрелять в воздух. Но никогда никого не арестовывали. Все расходились по своим домам».

Послевоенное время сыграло свою роль, появляются дворовые группировки. В этих «организациях» уже наметился некий устав и порядок. Деления на возрастную и социальную иерархию, место для сборищ и драк и собственно, мотивация последнего. Далее идет уже распределение ролей в драке, перечень на ограничение насилия, кодекса чести и мотивы для примирения.
В те далекие времена группировки в Калуге названий не имели, достаточно было названия района. Например, «Подзавалье», хотя и там было название «Страна лимония». Хотя про последнюю говорят так: «район Колхозной, переулка Труда».
В конце семидесятых, начале восьмидесятых в Калуге стали образовываться группировки с названиями, некоторые с символикой, своими правилами. К примеру, у «Периметра» была такая символика: латинская буква Р в ромбе, и корона наверху, все это рисовалось за несколько секунд на стенах и заборах.
К середине восьмидесятых в Калуге было больше десяти таких группировок, со временем еще больше, правда многие из них были очень мелкими, несущественными на карте калужских молодежных боевых общин.
Самые известные и старейшие – «Кошачьи» («Коты») – они появились в середине 70-х, «Салтыковка», «Апачи», «Ягодка», «Периметр», «Нация».

«Кошачьи» в своем сквере на Ленина

К 1984 году подросло и младшее поколение, поэтому началось деление на «старшаков» и «молодых». Упомянутые названия стали известны не только среди молодежи, но и населению Калуги в целом.
В то же время появляются два объединения группировок, которые враждовали между собой и контролировали Калугу. Первые это – «Апачи», «Нация», «Ягодка», аббревиатура «АНЯ» («ЯНА», так же имела место быть) часто встречалась на стенах домов.
«Апачи» — их территория была вниз к Оке от Тульской.
«Ягодка» (лидер Мамаев А.Н.) и «Нация» держали север от Московской площади.
Центр города достался «Кошачьим» (организатор некий Альберт) и «Периметру» (организатор – Дмитрий Гуцков).

«Периметр»

Кроме них были и местечковые, более мелкие, например, «Арсенал» в районе улицы Мичурина или «Гидрашка» (Гидромелиоративный техникум. Суворова, 143).
Совсем уж периферийные – «Степанка», «Аптека», о которых многие участники больших группировок или не слышали, или уже позабыли. Восток города назывался «Маяковкой».
Кто-то из калужан вспоминает даже группировку, состоящую только из девушек, вроде бы в районе улицы Луначарской. Слухи такие были и если они и правда существовали, то никакой роли не играли. Из воспоминаний калужанки Людмилы Колесовой: «Помню, одна мамаша в моём классе возмущалась, как грубо её девочку менты в обезьянник затолкнули — она ножку зашибла. А то, что девочка на драке группировок с арматурой задержана, её как-то мало волновало».

«Апачи»

Выяснения отношения, разборки или попросту драки происходили довольно часто, но также часто они могли быть пресечены сотрудниками милиции. Например, из прессы 1988 года:
«15 и 16 октября в Калуге произошли события, взволновали весь город. Гражданин Устинов И.И., работник ПО «Гигант», 15 октября выдавал замуж шестнадцатилетнюю дочь за одного из членов группировки «Ягодка». Несмотря на то, что среди гостей были несовершеннолетние, водка лилась рекой. Молодежь из группировки «Апачи» пришла на свадьбу и потребовала выкуп за невесту. Хозяин не поскупился, передал им несколько бутылок водки, но этого ребятам показалось мало, они потребовали еще, и получив отказ, обрушили свое негодование на хозяина дома, жениха и невесты. А несовершеннолетний жених – работник ПО «Гигант» Лихоманов, в свою очередь, дабы не остаться в долгу, сообщил о случившемся в группировку «Ягодка», и те решили проучить представителей «дружественной» группировки. С этой целью 16 октября около 19 часов группировка «Ягодка» в составе 50 человек во главе со своим организатором Мамаевым А.Н. организованным строем прошествовав через весь город, остановилась на перекрестке улиц Степана Разина и Мичурина, где в это время находилась группировка «Апачи». Между группировками стали выясняться отношения, назревала большая драка. Подоспевшие сотрудники милиции предотвратили ее. По команде Мамаева «Ягодка» выстроилась и, держа ногу и равнение, несмотря на требования работников милиции разойтись с перекрестка удалились вновь через весь город, сопровождая свой уход непристойными выкриками. Побоище удалось предотвратить, лидер «Ягодки» нарсудом Ленинского района Калуги был подвергнут административному аресту на 15 суток.
18 октября подобное шествие подростков, вооруженных колами, цепями, палками, возглавил еще один «лидер», нигде не работающий и не учащийся Дмитрук, за что он также был наказан народным судом Московского района. Участник «боев» подвергнут штрафу в размере 30 рублей».

В начале девяностых многие группировки развалились, «Апачи» слились с «Котами» еще в 1989 году, началось «крышевание» коммерческих палаток, мест на колхозном рынке, некоторые отбыли в места, не столь отдаленные, спились, а кое-кто наоборот сделал карьеру в бизнесе и политике. По наследству подросшее поколение еще собиралось в определенных местах и по традиции именовали себя тем же «Периметром», к примеру, но разборки группировок уже сошли на нет, а к нулевым все окончательно закончилось.

Своими воспоминаниями делятся калужане:
Константин Кисов: «К середине восьмидесятых в среде группировок появилась, так называемая преемственность. Старшие воспитывали подрастающее поколение. Но группировки были всегда, мало кто знает – «Подзавалье», «Яма» (между Салтыковкой и Максима Горького, частный сектор был), Дзержинка славилась одно время, Степанка, Пушкинские, Октябрьские, сквер Мира. Районы куда не желательно было ходить. Я помню мне запрещали вечером в «Пельменную» на Театральную заходить, лучше идти по другой стороне улицы. Это было в шестидесятых, семидесятых. Группировки с названиями появились к восьмидесятым, они уже гремели на весь город, известнее были. Для меня рубеж, почему-то «Олимпиада-80», тогда все началось массово. «Коты» были первыми, насколько я знаю. Знаменитый «кошачий сквер» был между улицей Алексеевской и Ленина, КЗАМовский спортзал, там рядом и сквер. Чуть позже «кошачьи» собирались в самом центре Калуги, «Дом Быта», сквер за кинотеатром «Центральный».
Оглядываясь назад вспоминаю такой парадокс, отношение к милиции. Допустим пара милиционеров заходила в места сборищ группировок, а у них тогда не было ни дубинок, ни пистолетов. Просто два ППСника, сержанта, но завидев их вся эта молодежь тут же рассасывалась. Уважали и побаивались. Помню, что были некие правила, правда везде по-разному. Если ты шел в чужом районе с девушкой, то тебя не трогали. Если ты шел из другого района к местной девушке, то огрести мог и не мало. А еще была такая «фишка». Нужно было спичечным коробком пешеходный переход измерить, засекали время. Уложился? Тогда к местным девкам можешь ходить».

«Ягодка» у ДК «КТЗ»

Сергей Цветков: «Ягодка» часто отдыхала в кафе-гриль на Пухова, напротив ДК «Машиностроитель». Опасное место было, нарваться можно. А с девяностых там часто «тусовались» уже бандиты».

Олег Новиков: «В 1987 году я работал (после КТЗ, армии и МГУ) в ГК ВЛКСМ, и мы все группировки знали (лидеров, численность, места обитания и влияния). В этом же году организовали военно-патриотические клубы с рукопашным боем, инструкторами — афганцами. Конкурс дискотек провели по всему городу, практически во всех крупных комсомольских организациях. Приток молодёжи у них иссяк после нескольких крупных стычек. А лидеры или сели, или в бизнес подались. Уважаемые сейчас люди. Фанаты футбольные (выездные) бузят, знаю, до сих пор… но их единицы». «Я был на суде лидеров «Апачей». Они избили мужчину на остановке 3 аптеки на глазах жены и детей. В УМВД на это отреагировали очень жёстко. Пару человек запихнули в пресс-хату и развенчали их по-быстрому. Публикации помогли в газетах. Мужиками надо было становиться, крепко на ноги вставать, а не под ножи и палки подставляться по-пацански, по-дурости. Многие нужные выводы сделали и правильный выбор».

«Ягодка»

Андрей Ивочкин: «У нас двоих одноклассников весной 1987 года из школы исключили и ВЛКСМ за, как сейчас, скажут, несанкционированное шествие на похоронах кого-то из «Ягодки» с перекрытием Московской улицы и захватом троллейбуса номер 8».

Владимир Комаров: «Было такое неформальное объединение конца 70-х начала 80-х «Гортоп». Туда входила молодежь, тусовавшаяся в Театральном скверике, на аллейке по Кирова от Ленина до площади Победы. Тогда в начале аллеи Киров стоял, его потом перенесут. В плохую погоду в фойе «Дома быта» и у «Драмтеатра». Особо хулиганов там не было, больше неформалы и меломаны. Женя Нестеров подающий надежды боксер. Выполнил норматив КМС. Я будучи студентом вместе с ним подрабатывал грузчиком в шестом магазине. Потом его сгубила наша извечная русская болезнь. В последние время я его видел, когда он стрелял рубли на Кирова. Но тогда уже не было никакого мифического «Гортопа». Да, а реальный «Гортоп» находился на улице Воронина за «Драмтеатром». Мы называли его штаб-квартирой, заочной. Был в тусовке абсолютно безобидный тип Шмайсер, запомнился, видимо кличкой. Для нас, десятиклассников, в 79-80, это вроде как элитный клуб был. Нашей максимальной целью было попасть на дискотеку — в пед. или во Дворец пионеров, на «Фантазию». Про Бауманку я вообще молчу, просто нереально было вот так в «Лонг Плэй», без билета, с улицы, попасть было! А «Гортоп», в отличие от нас, «нищебродов», после уличной тусовки, вечерком на Кирова вполне мог спокойно подхватиться либо в кабак, либо на дискотеку. Ну, и отдельных, особенно выдающихся личностей, конечно же, и в лицо знали. Нестер, Шмайсер, Джаггер. По-моему, «Гортоп» тихо умер году, так к 1983-1984, может и ошибаюсь».

«Ягодка»

Валентин Черняк: «С середины 80-х в Калуге действовали молодежные группировки, «Арсенал», «Апачи», «Кошки», «Нацисты», «Ягодка», «Периметр». Каждый в своем районе. И дискотеки были поделены этими группировками. «Кошки», как раз были в центре Калуги, непосредственно Концертный зал и кошачий скверик был рядом. «Ягодка» — это ДК «КТЗ», «Апачи» — ДК «Строитель», «ЯНА» (ЯгодкаНацистыАпачи) — это Салтыковка, ДК «КЭМЗ». Они тогда устраивали в городе «веселухи», между собой драки сто на сто человек, ходили маршем, военизированным таким. Ребята все были из рабочих семей, не просто они дрались забавы ради, а с какими-то идеями и мыслями в голове.

И в связи с этим, когда мы (дискоклуб «Круг») только начали свою работу в концертном зале, пришли «Кошки» и стали вроде как порядок свой наводить. И тогда я им сказал, после дискотеки всем остаться. Говорю, ребята, так и так. Вам дискотеки нравятся? Они: «Дааа, все супер»! Хотите, чтобы мы дальше здесь работали? «Конечно». Тогда давайте договариваться. Значит вы следите за порядком здесь, раз вы тут себя считаете хозяевами. Никаких драк, разбирайтесь на улице, где хотите. Они дали слово. Слово они это ни разу не нарушили. Были столкновения, но случайные, они подходили ко мне и говорили, Валентин, это не мы. Мы их разняли, ну кому-то дали, что бы впредь здесь этого не было.

Были случаи, когда во время дискотеки проходил слух, с Московской площади к нам выдвигается Ягодка. Моментально зал становился на половину пуст. Они строем выходили с дискотеки и шли разбираться.

Приходили иногда комсомольские оперотряды, которые могли прекратить дискотеку, всех построить и начинать, как говорится шмон. Мы конечно объясняли им, что лучше пусть «кошки» здесь находятся, чем по улицам слонялись, здесь их и контролировать лучше, зачем унижать перед другими посетителями. «Кошки» нас за это уважали, не буду врать иногда кое-кого прятали от комсомольских активистов.

Тогда же Горком Комсомола в «ДК Строитель» провел встречу всех группировок. Представителей. И меня пригласили, как главного специалиста по этим ребятам. Сидели, разговаривали, зачем, почему и т.д. И договорились. Я их пригласил всех на следующую дискотеку. И спросил, даете обещание, что вот вы «кошки» никого на дискотеке из, к примеру, «Апачей» не тронете? Дадим. Придете? Придем. Действительно пришли, я волновался, но все прошло мирно».

Самая популярная песня на дискотеках второй половины 80-х: итальянского диско певца Eddie Huntington “U.S.S.R.”, припев которой переложили так: «U.S.S.R. – «Апачи» сила, “U.S.S.R.” – «Котам» могила.

Самые страшные драки происходили в парке – продолжает Валентин. Там мы уже тогда начинали работать летом. Слева, со стороны Бауманского идет человек двести строем, в центральный вход входят другие двести и не заходя на нашу танцплощадку (где танцевал, как мы называли «профсоюз», молодежь, которая не принадлежала ни одной группировке) выстраиваются около собора. Уже подъехала милиция, стоит ждет. Выходят два человека от каждой группировки, как на Куликовом поле и начинают драться. Дрались, кстати здорово, профессионально. Остальные стоят стеной, смотрят друг на друга. И через какое-то время их разнимает пузатый милиционер, мол, хорош. Потом они между собой договариваются и идут либо в овраг, либо еще куда и там уже начинается «месилово», настоящее. В восьмидесятые в парке такое происходило постоянно, борьба за место, в 90-е это уже спало. Кого-то пересажали, кто-то в бандиты ушел».

Таблоид