«Из России с любовью». Заморские звезды на гастролях в СССР

image_pdfimage_print

«Убили Джоэла! Что? Какой кошмар.

— Да нет, я говорю: у Билли Джоэла гастроли в СССР» (с) Сергей Минаев

Еще до Великой Отечественной войны в нашей стране было создано Всероссийское гастрольно-концертное объединение или гастрольное бюро СССР. Это произошло в 1938 году, организация просуществовала до 1956 года. «Госконцерт СССР» появился 23 ноября 1956 года и занималось организацией гастролей зарубежных артистов в нашей стране и концертами советских коллективов по стране и за рубежом. Уже в год создания «Госконцерт» впервые устраивает турне труппе Большого театра В Лондоне, а к нам с ответом приезжает Королевский балет Лондона.

В 1956 году французский шансонье Ив Монтан, придерживающийся левых взглядов, что импонировало правительству нашей страны, приезжает на гастроли на долгих полтора месяца. Певец выступает перед рабочими завода «ЗИЛ» (жена Монтана сокрушалась увидев наших женщин рабочих: «Бедные, со слезами говорила Симона – на такой тяжелой работе»), зале имени Чайковского, в первом ряду: Хрущев, Молотов, Булганин, Маленков и Микоян.

Ив Монтан с женой в Москве, 1956

Мало кто знает, но в 1957 году на фестиваль молодежи и студентов приезжал легенда скиффл-музыки Лонни Донеган, артист повлиявший на Beatles, Rolling Stones, Jimmy Page, Eric Clapton. Еще один британский пионер рок-н-ролла Томми Стил посетил летом 1959 года Московский кинофестиваль. «Я был в Москве в 1959 году, когда там показывали фильм «История Томми Стила», сделанный обо мне. Это был очень краткий визит, и больше всего мне там понравился вечер, проведенный в одном из ресторанов, где обычные посетители, а вовсе не профессиональные артисты, выходили из-за столиков и танцевали народные танцы прямо в зале», вспоминал Томми в 1963 году.

Томми Стил на Красной площади, 1959

В 1958 и 1959 годах к нам приезжает, так полюбивший Советский союз негритянский бас-баритон Поль Робсон, впервые он приехал с концертами еще в 1934 году. Пианист Ван Клиберн побеждает на первом Международном конкурсе имени Чайковского в 1958 и с тех пор он частый гастролер в нашей стране.

Поль Робсон и благодарный советский слушатель

Конечно, в страну «железного занавеса» не всем зарубежным артистам удается приехать с концертами. Только строго идеологически правильно выверенные певцы и коллективы. В 1961 году впервые приезжает американский бард и фолк-певец Пит Сигер считавший себя коммунистом и выступает в зале имени Чайковского. Телеведущий Владимир Познер вспоминает: «Среди песен, которые он собирался спеть, была одна о лесорубе. Для её исполнения требовалось, чтобы на сцене лежало здоровенное бревно: Пит выходил, брал в руки топор и во время пения разрубал бревно пополам. Зал им. Чайковского принимал на своей сцене знаменитейших исполнителей мира и конечно же имел богатейший реквизит… но бревна среди него не числилось. Пит сказал мне: «Слушай, Влад, мне нужно бревно. Представители «Госконцерта» считают, что я сбрендил, работники сцены только разводят руками». Я ответил: «Пит, не беспокойся. Тебе нужно бревно — ты его получишь».

Пит Сигер в Москве

И я отправился на поиски бревна. Нельзя сказать, чтобы на улицах Москвы бревна валялись в значительном количестве. Но в конце концов я нашел прекрасный экземпляр, хотя и великоватый. Я позвонил брату Павлу, и вдвоем мы отнесли бревно ко мне домой. Наступил день концерта, и москвичи, оказавшиеся в это время в районе Зала им. Чайковского, улицы Горького и площади Маяковского, стали свидетелями весьма странного зрелища: мимо шли два молодых человека, разодетые в пух и прах и несущие на плечах бревно. Затем эти двое вошли через служебный вход в Зал им. Чайковского, молча миновали опешившую дежурную, поднялись по лестнице, вышли на сцену и положили бревно. Самое интересное заключалось в том, что никто из невольных зрителей не произнес ни слова, хотя смотрели на нас с изумлением».

В октябре 1965 года к нам приезжает французский певец бельгийского происхождения Жак Брель. Пять концертов прошли в Театре эстрады, после пятинедельное турне по СССР – Ленинград, Тбилиси, Ереван, Баку. Вспоминает поэт Евгений Евтушенко: «У меня в гостях был выдающийся французский шансонье бельгийского происхождения Жак Брель. Я пригласил Булата Окуджаву и Александра Галича, и все втроем они устроили импровизированный концерт друг для друга. Но вот что поразительно: ни один из них не пел собственных песен. Галич пел старинные романсы, Окуджава – вагонные песни, а Брель – народные фламандские».

Жак Брель

Еще до итальянской «поп-феличиты» восьмидесятых, в 1962 году к нам приезжает великий Доменико Модуньо, а через три года в Зеленом театре парка Горького состоялись концерты артистов участников фестиваля в курортном городке Италии Сан-Ремо. 1 июля 1965 года перед более чем 10 000 зрителями выступили Ренато Рашель, Джанни Моранди, Донателла Моретти и настоящая «звезда» итальянской эстрады Рита Павоне. Это были не совсем концерты, итальянские певцы приезжали на правах конкурса «Кантаджиро». Все было, как на родине на знаменитом конкурсе. Жюри первую премию присудило Моретти, несмотря на то, что Рита Павоне более приглянулась советской публике. Известный у нас певец Ренато Рашель (благодаря шлягеру «Ариведерчи, Рома») шел вне конкурса, так как был в звездном статусе, но в тот вечер не вызвал шквал аплодисментов.  

Рита Павоне на концерте в Москве

Нельзя не упомянуть «отвергнутого» на родине американского барда Дина Рида. Его искренняя преданность коммунистическому строю дала пожизненную прописку в нашей стране. Впервые Дин Рид дает концерты у нас в 1965 году, выпускает несколько дисков, осуждает Солженицына и мечтает прописаться в Москве.

Дин Рид в СССР

В 1967 году приезжают французские артисты, которые надолго полюбились советскому слушателю. Оркестр Поля Мориа аккомпанирует молодой певице Мирей Матье. Поль Мориа и его оркестровые интерпретации эстрадных хитов советский слушатель услышит в 1978 и 1983 годах на гастролях. Мирей Матье приезжает с сольными концертами в 1976 и 1987 годах. После распада СССР так же частый гость на концертных площадках. Шарль Азнавур впервые с концертами в СССР в 1964 году.

Поль Мориа

Еще один любимый в стране эстрадный оркестр, оркестр Джеймса Ласта прибывает с концертами в 1972 году. Ласт: «Меня всюду сопровождали чиновники. Песни «Битлз» и композицию «Let the sunshine in», из некогда знаменитого психоделического мюзикла «Волосы», исполнять было строго запрещено. Чтобы избежать ограничений и играть эти композиции, мы просто сказали, что это были английские народные песни».

Джеймс Ласт и его оркестр в Москве

И все же, думаю, что первыми поп концертами зарубежной звезды, сопровождавшиеся большим ажиотажем и женской истерией, стали концерты популярного испанского певца Рафаэля. Он стал известен после того, как у нас с успехом прошла картина с его участием «Пусть говорят». Впервые он приехал в 1971 году. Рафаэль дал одиннадцать концертов при полном аншлаге. Билеты продавали в уличных кассах под присмотром конной милиции, а министр культуры Фурцева ежедневно присылала испанцу букет роз. Фирма «Мелодия» выпускает несколько пластинок певца.

Программка концертов Рафаэля в СССР

В 1972 году приезжает бельгийский шансонье Сальваторе Адамо, известный у нас трогательно-слезливым хитом «Tombe la neige».

Сальваторе в Москве и его автограф читателям журнала «Кругозор»

Впрочем, первой мировой звездой приехавший к нам на гастроли стал малоизвестный советскому населению Клифф Ричард. Клифф — пионер рок-н-ролла в Британии в конце пятидесятых, уже в шестидесятых запел сладкие поп-шлягеры и на каждом шагу бахвалится журналистам о своей девственности («хайп» для прессы, несмотря на то, что Клифф убежденный холостяк, романы у него были). В 1976 году он дал 21 концерт в Москве и Ленинграде.

Программка концертов Клиффа Ричарда в СССР
Клифф на Красной площади

И тут небольшое отступление не имеющее, правда к теме статьи. В 1973 году туристом в нашу страну пожаловал сам Дэвид Боуи! После японских гастролей он проехал через всю Россию на транссибирском экспрессе. Три года спустя Боуи привез в СССР своего друга Игги Попа. В Москве музыканты остановились в гостинице «Метрополь», где и отпраздновали день рождения дедушки панк-рока!!! Подробнее
В 1996 году Боуи все же приезжает с концертом в Москву. Выступает в Кремлевском Дворце (и это с программой почти индустриальной пластинкой “Outside”), билеты дорогие, в зале «нувориши», концерт прошел неудачно. Боуи почти рыдает за кулисами…

Дэвид Боуи и Игги Поп на Красной площади, 1976

В 1976 году к нам приезжает группа … Nitty Gritty Dirt Band. В Театре Эстрады проходят концерты американской кантри-группы. Советскому слушателю совершенно неизвестно это имя, рекламы никакой, все по-сарафанному радио передается. В Америке группа не поднимается в чартах выше 62 места, хотя имеет один хит попавший в десятку лучших в 1970 году. Говорят, что на гастроли к нам попали, взамен на гастролирующих в Америке наших «Песняров».
Из воспоминаний очевидца: «Народ настраивался на то, что это будет какой-то рок, а это было… кантри! Оказался большой коллектив, человек десять со всеми стандартными кантри-инструментами – банджо, стиральные доски и прочее. Народ сначала прибалдел немножко – потому что все настраивались на другое. Раздались крики «Смоук он зе уотер давай!». А они очень профессионально ушли от этих ожиданий, завели публику. В итоге концерт прошел, что называется, на ура».

Nitty Gritty Dirt Band

Летом 1978 года среди питерской рок-тусовки разнесся невероятный слух. На Дворцовой площади состоится концерт с участием «Песняров», Аллы Пугачевой и Beach boys (!), а также … Сантаны(!!!). 30 июня 1978 года в программе «Рок-Посевы» Сева Новгородцев сообщил всем ошеломляющую новость:

«Добрый вечер, друзья!

В сегодняшнем номере газеты «Melody Maker» на 6 странице в разделе «Новости из Соединенных Штатов» помещена статья «Beach Boys» и «Santana» едут в Россию». Сообщение прислал из Сан-Франциско журналист Джоэл Сэлтон, оказывается, 4 июля в День независимости Соединенных Штатов, в Ленинграде на дворцовой площади должен состояться бесплатный концерт, в котором примут участие группы «Beach Boys», «Santana» и певица Джоан Баэз. По предположениям зрителей может быть около 250 тысяч. Запланировано, что английский кинооператор Дмитрий Де Грюнвальд будет снимать это событие на пленку. Концерт финансируется известной джинсовой фирмой «Levi’s Straus», некоторые произносят ее как «Левис Штраус». В Сан-Франциско по этому поводу уже и пресс-конференцию собрали, все выступали, говорили о развитии культурного обмена, о дружбе молодежи. От советского консульства также выступил представитель, который сказал все, что в таких случаях положено говорить: об укреплении дружбы между советским и американским народами, об обмене культурными ценностями. Читаю статью — радуюсь, хорошую заметку напечатала «Melody Maker», но что это, под статьей что-то петитом набрано — вот: когда газета шла в печать, во вторник, нам сообщили, что концерт отменен. Вот тебе бабушка и Юрьев день, День независимости Соединенных Штатов».
Но никто не поверил и 4 июля на исторической площади собралось несколько тысяч советских «хиппи». Несмотря на прибывшую милицию, кричавшую в мегафон, дескать, расходитесь, концерта не будет, народ с места не тронулся. На Дворцовую двинули поливальные машины. Толпа стала разбегаться, а милиция хватала, кого попало, попросту «вязала» и запихивала в уже полные молодых людей «бобики». Многих исключили из комсомола и выгнали с работы. Говорили, что так власти очищали вторую столицу от волосатиков к приближающейся Олимпиаде. Подробнее

«Ансамбль с Карибских островов»
7 декабря 1978 года самолет с группой «Бони М», Франком Фарианом и сопровождающим персоналом приземляется в аэропорту «Шереметьево». В Москве холодно около одиннадцати мороза. «Познакомьтесь, пожалуйста, ведущий солист «Бони М» Бобби Фаррел», — с микрофоном у трапа группу встречает Татьяна Коршилова, и съемочная группа центрального телевидения СССР во главе с режиссером Евгением Гинзбургом, он снимал группу во все дни пребывания в Москве. «Как прошел первый полет на самолете Аэрофлота»? «-О замечательно, мне очень понравилось, мы очень рады, что нашу музыку слушают в России и Москве.» После небольшого интервью артистам подают советский автомобиль «Чайка», в которых разъезжали только главы правительства и везут по ночной Москве в гостиницу «Россия».
Впервые в нашу страну приезжает группа, которая еще «не остыла» в мировых хит-парадах. Послухам, «русско-народная» группа «Бони эМ» приезжает на гастроли по приглашению самого генсека Брежнева. Концерты «Бони М» были внеплановыми. Графики концертов, приездов артистов из-за рубежа составлялись и планировались за несколько лет, шли переговоры, концерты вносились в графики, а тут молниеносно группе темнокожих музыкантов из ФРГ отводятся восемь выступлений в концертном зале «Россия», видимо сверху дали распоряжение пустить вне графика. Хотя самого генсека на концертах не было. Билетов в кассах нет (официальная цена шесть рублей), расходятся через партийные ячейки, среди «своих» и на черном рынке (цена от ста и выше рублей). На афишах группа значится, как «Ансамбль с Карибских островов». Такая маскировка не помогла, слух о приезде разлетелся молниеносно.

Boney M на Красной площади

Прием был небывалый, почти после каждого концерта застолье с водкой и коньяком, но на следующий день артисты как ни в чем не бывало вновь пляшут и поют для закомплексованной, чопорной советской публики, которая, может и не прочь потанцевать, но у нас это не принято. Иногда, под конец концерта, не в силах удержаться от заводных ритмов «Бони М», публика с последних рядов пытается вставать и танцевать в проходах к радости Лиз Митчел и других. Певцы постоянно недоумевали, почему на их концертах людям не разрешают танцевать.

Рассказывает Наталья Иванова, сотрудник «Госконцерта»: «Особенно мы намучились с завтраком, – рассказывает Наталья Иванова. – Утром музыканты заказывали в номер апельсиновый сок, который тогда можно было купить только в «Березке» за валюту. С превеликим трудом мы доставали апельсины на плодоовощных базах и давили из них сок. Другой проблемой стал ресторан в гостинице «Россия». Он закрывался в 11 вечера, с кухни все уходили в 10 – как раз в то время, когда выступление «Бони М» подходило к концу. Артисты привыкли ужинать после концерта, поэтому мы договаривались с работниками ресторана и платили им внеурочные, чтобы те дожидались артистов».
Во время пребывания в столице группе позволили сделать фотосессию на Красной площади и даже (что было строжайше запрещено!) отснять видео, для нового рождественского видео “Mary`s boy child”!

В мае 1979 года прошли гастроли Элтона Джона, хотя «Госконцерт» рассматривал приезд другой звезды – группы “Fleetwood Mac”. Массовому слушателю он не был тогда известен, а вот молодежь, которая с трудом добывала заграничные записи «кайфанула» на этих концертах. Хотя Элтон приехал в неполном составе, только с перкуссионистом Рэем Купером, все восемь концертов прошли «на ура». Элтона отсняли в телевизионной программе, как ярый фанат футбола посетил матч «ЦСКА – Динамо (Минск)» 26 мая. Динамо выиграло. Посетил Оружейную палату в Кремле, вдоволь наелся советским мороженным. По итогам пребывания записал концертный альбом и видео (недавно переизданный) в Москве, «гульнул» и спел в ленинградском ресторане гостиницы «Европейская».

Элтон Джон дает автографы
Программка концертов Элтона Джона
Элтон на матче ЦСКА — Динамо (Минск)
British rock star Elton John has a snack as he attends a soccer match in Moscow between the Central Army Club and Dynamo Minsk, May 26, 1979. (AP Photo/Boris Yurchenko)
Элтон Джон в Кремле

И мало кто помнит, что в декабре 1979 года впервые в нашу страну пожаловал сам король блюза B.B.King! В своем интервью 2004 года великий вспоминал: «Мне особенно нравится ваша страна. В 1979 г. я объездил ее от Балтики до Грузии. И всюду люди были необыкновенно добры ко мне. Тогда, в СССР, мне просто не позволили поджемовать с вашими музыкантами, а мне так этого хотелось. Я ожидал встретить здесь великолепных исполнителей классики. Я был уверен, что найду здесь интересных народных музыкантов. Но я совершенно не ожидал, что встречу великолепных джазовых музыкантов. Они играли блюз не хуже меня, а некоторые даже лучше. Я вам скажу, что некоторые были настолько хороши, что я готов был взять их в свой ансамбль, если бы мне только позволили».
Всего Би Би дал 22 концерта от Кавказа до Прибалтики.

Би Би Кинг в Москве

5 июля 1979 года на открытии новой гостиницы «Космос» выступает Алла Пугачева и Джо Дассен! Концерт был закрытый, билеты в продажу не поступали. Джо Дассен получил не хилый гонорар от Министерства Культуры и планировал вернуться в нашу страну с полноценными гастролями. А вот Аллу Борисовну обидели. Никакого гонорара не заплатили. Узнав об этом Джо Дассен сделал подарок примадонне и оплатил сантехнику для ее новой квартиры. По другой версии, дело было иначе. Дассену заплатили 8.000 долларов, а Пугачевой предложили забрать оставшуюся после ремонта гостиницы ванну с унитазом. Реплика Пугачёвой, наблюдавшей из-за кулис за выступлением Дассена: «Знал бы он, что я тут за унитаз пою» …

Пугачева и Дассен
Джо Дассен в новой гостинице

Снова отступление. Еще в конце 60-х к нам на гастроли могли бы приехать… Rolling Stones! Дело в том, что в конце европейского турне «роллингам» удалось прорваться в восточный блок и дать концерты в Польше. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева делегирует чиновника от культуры на концерт. Тот отрапортовал о массовых беспорядках на концертах. «Поведение Джаггера на сцене было неслыханным для того времени. Он жевал и выплевывал цветы, показывал милиционерам в оцеплении непристойные жесты и позволял себе нелицеприятные высказывания в адрес номенклатуры, восседающей в партере». «Ноги их не будет в Москве» — вердикт «железной Екатерины III».  
И наконец, в 1974 году советский чиновник из посольства в Лондоне предложил выступить Deep Purple в Москве. Но потом струсил и перенаправил заявку коллегам из Югославии, где «пепл» дали два концерта!

13 марта 1974 Элис прибывает в Финляндию где местным властям приходится закрывать аэропорт так как его пришли встречать 5,000 фанатов! Он также встречается с представителями русской прессы и обсуждает с ними возможность приезда в Россию и организации концерта, но советское правительство не проявило к этому никакого интереса.

В 1981 году приезжает второй состав популярного в шестидесятых австралийского фолк-коллектива “The Seekers”. “New Seekers” выступили в Центральном Концертном зале, а фирма «Мелодия» выпустила концертную запись и сборник составленный по своему усмотрению.
Сентябрь 1982 года. К нам приезжает самая известная «кавер-группа» “Bootleg Beatles”. Прически, костюмы, инструменты, все, как у «битлов первой половины шестидесятых. Народ радуется, «малограмотные» принимают визит группы за чистую монету…

New Seekers в Москве
Bootleg Beatles в Москве.
Программка выступления «Бутлег Битлз» в Ленинграде, 1982

После выпущенной пластинки на «Мелодии» и концертов француза Дидье Маруани в 1983 году, вся страна полюбила инструментальную электронную музыку его проекта «Space». Хотя к тому времени проекта с таким названием уже не существует (актуальная «Paris-France Transit»), но для рекламы используется известная в народе вывеска. После концертов некто И.П. Абрамов настучал в КГБ. Итак, выдержка из этого доноса:

СПРАВКА о гастролях французского эстрадного ансамбля «Спейс»

По линии Госконцерта СССР в Советском Союзе проходят выступления французского эстрадного ансамбля «Спейс»: в Москве 21.06. -27.06, в Ленинграде 30.06-6.07 и в Киеве 8.07. -14.07 с.г.

Обращает на себя внимание ряд негативных моментов в поведении участников ансамбля:
в нарушение согласованной программы ансамбль исполнял «рок-н-ролл» под названием «Памяти Элвина (так в тексте) Пресли» (одного из представителей западного музыкального шоу); причем это делалось по завершении концерта, когда часть зрителей покидала свои места; вышедшие из зала возвращались назад; возникавшая таким образом ситуация со встречными потоками людей при значительном числе зрителей (в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве — около 17 тыс. чел.) была чревата нарушениями общественного порядка;
руководитель ансамбля Д.Маруани неоднократно требовал от представителей Минкультуры СССР, чтобы милиция «не мешала» зрителям выходить на сцену «для выражения своих чувств»; 
в Ленинграде после концертов у служебного выхода участники ансамбля разбрасывали в толпу зрителей открытки с изображением группы «Спейс», что вызывало нездоровый ажиотаж и приводило к нарушениям общественного порядка; для наглядного сопровождения песни «Дитя» руководитель ансамбля Д.Маруани настойчиво требовал демонстрации заранее заготовленной киноленты, где показаны дети и молодые люди с завязанными ртами; по замыслу исполнителей это должно было символизировать конфликт поколений и, в частности, иллюстрировать то, что старшее поколение якобы не дает молодежи свободно выражать себя; принятыми мерами через оперативные возможности в Министерстве культуры СССР показ киноленты был предотвращен;
участники ансамбля постоянно искали контакты с женщинами легкого поведения, а двух из них увезли с собой в Ленинград без билетов, что было обнаружено в поезде при контрольной проверке.
Необходимо также отметить, что директор спорткомплекса «Олимпийский» Э.Бобровников, грубо нарушив правила работы с иностранцами, организовал без согласования с Минкультуры СССР банкет для участников ансамбля «Спейс» (не предусматривавшийся программой); в ходе вечера, будучи в нетрезвом состоянии, Э.Бобровников допускал элементы панибратства и хвастливо заявлял о своей готовности и впредь предоставлять зал для выступлений ансамбля.
И.П. Абрамов
4 июля 1983 года

Афиша «Спейс»

В стране повальное увлечение итальянскими поп-артистами. В марте 1983 года спустя почти двадцать лет приезжает один из популярных и по слухам, богатых итальянских артистов Джанни Моранди («коммунист-миллионер», так прозвали его в итальянской прессе). Его выступление проходят в Москве, Ленинграде, Риге, Ташкенте. Снимается в новогоднем шоу для советского ТВ «Новогодний аттракцион», главные герои фильма «Самая обаятельная и привлекательная» пытаются попасть на дефицитный концерт.
Итальянский марафон продолжается в 1984 году концертами группы “Matia Bazar”. Группу знают по одному хиту, электро-танго «Vacanze romane», первый концерт которых прошел в помещении Московского театра оперетты. Зал реагирует прохладно…  

Джанни Моранди в СССР

Аль Бано и Ромина Пауэр в 1984 снимается у советского режиссера Евгения Гинзбурга в телефильме «Волшебная белая ночь». Через два года семейная чета приезжает повторно с концертами. 26 июля 1986 года в Москве Аль Бано и Ромина отпраздновали 16-летнюю годовщину совместной жизни.

Программа концертов Аль Бано и Ромина Пауэр

Дальше больше. В 1985 году с большими гастролями приезжает Риккардо Фольи в сопровождении супруги Виолы Валентино (певица, модель, телеведущая). Правда Виола спела с мужем лишь раз, в Ленинграде. Журнал «Смена» публикует нелицеприятную статью «Звезда приехала». «Неприятный осадок оставил сопровождающий ансамбль. В каких-то лохмотьях-отрепьях, с дурной и совершенно антиартистической пластикой лабухи-музыканты производили эффект комический». «Певцы типа Фольи хороши на экране телевизора. Когда ты сидишь в халате и тапочках и ни о чем не хочешь думать…». После публикации редакцию журнала завалили мешками писем разгневанные фанатки Риккардо.

Концерты из 40 концертов коротышки Пупо и певицы Фиордализо проходят в том же 1985 году в крупнейших городах страны. Пупо бывал туристом в СССР еще в начале восьмидесятых, у него здесь завязался роман с русской девушкой, которой он посвятил песню “Lidia a Mosca”.

Фиордализо в Москве

В конце 1985 года на радость всем советским домохозяйкам приезжает и сам Сальваторе Кутуньо или попросту Тото. Его песни известны в нашей стране в исполнении Джо Дассена, Мирей Матье, Адриано Челентано и конечно в исполнении самого артиста.

Трио «Рикки э Повери» приезжают в 1986 году, когда спрос на итальянскую эстраду постепенно гаснет. Впрочем, советская публика с восторгом встречает группу в течении всех 44 концертов.
Эстрадный марафон под названием «Цветы и песни Сан-Ремо в Москве», а также «Из Рима в Москву с песней о мире» с участием Эроса Рамаццотти, Лены Биолкати, Флавии Фортунато, Дзуккеро, Манго, Тони Эспозито, Лука Барбаросса (он впервые приезжал в 1985, на фестиваль молодежи и студентов) и других тоже пришелся на 1986 год.

Любимец публики, Адриано Челентано прилетел к нам только в 1987 году. Челентано страдает аэрофобией и долго отказывался от гастролей. Вместе с ним прилетела и его жена Клаудиа Мори. Всего два концерта в Москве.

Ролан Быков, Адриано Челентано, Клаудиа Мори
Челентано с женой в Москве, 1987

Закончили с итальянской истерией и напомню, что в рамках фестиваля молодежи и студентов 1985 в Москву приезжал сам Боб Дилан! На афишах он не значился вообще (спрятали под стыдливой вывеской «поэтический вечер»), оттого для него было шоком, что зал был полупустой. Дилан очень сильно расстроился таким приемом и поехал на дачу Андрея Вознесенского пить водку. Поэт, собственно, его в СССР и вытащил.

Дилан и Вознесенский. Москва, 1985

И еще забытый факт. В рамках фестиваля концерты давал английский дуэт Everything But The Girl. Более того, фирма «Мелодия» выпустит миньон с двумя песнями дуэта. В нашей стране они известны только дотошным меломанам, а массы узнают о них в 1995 году, когда радиоэфир не обойдется без ежедневного транслирования их хита «Missing” в ремиксе американского ди-джея Тодда Терри.

Everything But The Girl в Москве, 1985

Как вообще они попали к нам на гастроли в 1986 году? Чем руководствовался «Госконцерт» составляя план концертов зарубежных артистов? Так или иначе в рамках культурного обмена к нам пожаловала популярная (а у нас почти неизвестная) английская регги-группа UB40. На концертах вокалист группы Али Кэмпбелл призывал публику вставать с кресел и танцевать, но милиция усаживала «распаявшихся» меломанов на место. Музыканты попросили охрану не мешать людям наслаждаться музыкой, но в нашей стране для милиции действовал другой призыв: «не пущать!». Для музыкантов концерты в стране стали шоком. «Мы прилетели из Лос-Анджелеса где после концерта было афте-пати с моделями и напитками, а тут в первых рядах партийные чиновники, самому младшему было, наверное, 78 лет». Забегая вперед скажу, что в 1988 году нашу страну посетила еще одна малоизвестная английская команда “Big Country”. В родной стране их пластинки пользовались высоким спросом на протяжении всех восьмидесятых. Кстати, группа приняла участие в съемках музыкальной паузы программы «Что? Где? Когда?».

Еще в 1978 году «Госконцерт» вел переговоры с представителями сладкоголосого грека Демиса Руссоса, но тогда сделка не произошла. Компенсацией стал двойной альбом хитов «Большой успех» в следующем году на фирме «Мелодия». Наконец, в конце 1986 года «Олимпийский» был полон на концертах Демиса. Певец, чей вес тогда превышал сто килограмм, буквально мерз в тогда еще по-настоящему зимней Москве и Ленинграде. Помимо концертов Демис принял участие в съемках телеигры «Что? Где? Когда?».

Demis Roussos

4 июля 1987 года в Измайлово состоялся, пожалуй, первый «опен-эйр» в Советском союзе с участием западных звезд. Об этом концерте тоже мало кто знал (говорили, что закрытое мероприятие), рекламы минимум, но наше «сарафанное» работает на отлично. Стадион был заполнен до отказа. Это был концерт-митинг «Наш ход», в котором приняли участие James Taylor, Bonnie Raitt, Doobie Brothers, Автограф, Владимир Пресняков, Жанна Бичевская, Надежда Бабкина и «Русская песня» (!) и Santana. Реабилитировались за несостоявшийся концерт гитариста в 1978 года. Есть видеосъемки этого концерта-митинга «Поход за мир и разоружение» (такую вывеску этого концерта я встречал в журнале «Ровесник»).

Александр Ситковецкий (Автограф), Карлос Сантана, Надежда Бабкина, 1987 год, Москва

Практически неизвестный у нас в стране Билли Джоэл приезжает в 1987 году. Концерты получили большую рекламу в прессе, радио, телевидении. Перед его гастролями нам показывают часовую видеоподборку его клипов по ТВ. По приезду, Джоэл даже снялся в популярной программе ленинградского телевидения «Музыкальный ринг», дает массу интервью, за ним по пятам следуют приехавшие режиссеры. Концерты снимаются для последующего музыкального фильма. Выходит, не только видеокассета о пребывании певца в России, но и пишется аудио ряд. «Живая» пластинка «Концерт» выходит по всему миру в конце 1987 года. Кстати, впервые на концертах Джоэла были убраны кресла и советская публика могла танцевать и всячески проявлять свои чувства. По другим сведениям, сам Джоел стал вытягивать публику с кресел и постепенно небольшой партер перед сценой был заполнен советскими меломанами. Все стало выглядеть, как на любом рядовом концерте Билли в любой точке мира. Это можно увидеть в фильме «Мост к России». Свой хит «Honesty» Джоэл по совету новых советских друзей посвящает Владимиру Высоцкому, тем самым окончательно влюбив в себя русскую публику. Воодушевленный концертами, певец сочиняет и выпускает на следующем альбоме песню под названием «Ленинград».

Билли Джоэл в СССР

Практически абсолютно забытые во всем мире, давно не актуальные герои классического «Хард-рока» семидесятых, Uriah Heep приезжают в самом конце 1987 года. Музыканты в шоке! Их здесь встречают как национальных героев.  Творилось нечто похожее на «Битломанию». Водка лилась рекой, гостеприимные русские следовали за музыкантами по пятам. «Хиппы» были счастливы такому приему. Еще бы, они уже забыли, что когда-то были популярны. В «Олимпийском» партер полностью освободили, но людей туда не пускали. Там стояли солдаты, не дай Бог, кто ни будь побежит «козой» махать к сцене. «Хипы» поют практически в пустоту. На разогреве выступали потухшие «звезды» в виде группы «Земляне», которых публика освистала.
Uriah Heep, как и Билли Джоэл выпускают концертную пластинку по следам гастролей. В дальнейшем ветераны «хард-рока» буквально пропишутся у нас, постоянно давая концерты в России. К слову, одной строкой. Тихо, без аншлагов прошли концерты еще одной погасшей хард-рок группы Wishbone Ash в том же 1987 году!

Uriah Heep на Красной площади

Если Uriah Heep давно угасшие звезды, то немцы Scorpions лидеры мирового мелодичного хард-н-хэви на тот момент. В Москве концерт запретили. Цитирую Рудольфа Шенкера у трапа в Шереметьево в 17:35 15 апреля 1988 года: «Нам очень хотелось бы выступить и в Москве. Но два дня назад нас известили, что мы не будем играть в Москве из соображений безопасности. Нам сказали, что в этом городе во время концертов могут быть различные недоразумения со зрителями. Кроме того, к сожалению, в Москве не смогли выполнить две наши просьбы: мы просили, чтобы в партере зрители имели возможность танцевать и зажигать огоньки, а также хотели, чтобы использовалась вся наша звуковая аппаратура — около 160 киловатт, но нам объяснили, что это очень громко и зал может не выдержать. В Ленинграде же эти проблемы, как оказалось, давно решены. Жаль, конечно, что не получилось с Москвой, но, думаю, 11 дней в Ленинграде смогут восполнить эту неудачу».

В Ленинграде «Скорпы» дают 10 аншлаговых концертов, на разогреве группа «Парк Горького», кстати, это их первые концерты вообще. В Ленинграде разрешили пустить публику в партер. В зале небольшие беспорядки, народ зажигает бенгальские огни и бросает их на сцену, Шенкер и Майне старательно уворачиваются от них.
Во время пребывания в Питере, группа посещает Ленинградский рок-клуб где на фоне советского флага и бюста В.И. Ленина «джемует» с панками из группы «Автоматические удовлетворители» с легендарным Свином на вокале.
В следующем году “Scorpions” приезжают в Москву и в рамках Фестиваля мира дают два концерта вместе с другими звездами «хард-н-хэви».

Scorpions, Ленинград 1988
Scorpions в Красном уголке Ленинградского рок-клуба, 1988

Любители поп-музыки были в экстазе. В 1987 году к нам приезжает Томас Андерс со своей сварливой женушкой Норой («В номерах сыро, мы боимся простудиться» – сетует Нора на советский сервис). Modern Talking уже распался и Томас бессовестно «поет» под студийную фонограмму «токинг». Женской половине аудитории на это наплевать, им достаточно одного лишь присутствия Андерса на сцене. В принципе, он мог и не петь вообще, вернее открывать рот. Так, постоять. «Ты просто, ходи, туда-сюда» … «Госконцерту» эти «немые» гастроли обошлись в 12, 5 тысяч долларов.

Вторая половина дуэта, Дитер Болен, приезжает к нам в 1989 со своей группой Blue System. В аэропорту Дитера Болена встречают 15 000 фанатов, ноябрьские концерты (всего 13 шоу) посетило около 400 000 советских поклонников! Подробнее об этой истерии можно узнать посмотрев промо-клип на сингл “Love me on the rocks” снятый в России.

Плакатами итальянской евро-поп звезды Сабрины были увешаны комнаты подростков, военные части и гаражи. Исполнительница хита “Boys”, который стал популярным даже в Британии, приезжает с единственным концертом в 1989 году. По слухам, остальные концерты были отменены из-за невыплаченного гонорара. «Оказаться в 1989 году на Красной площади было колоссальным впечатлением. Я ощутила дух старины, величия культуры и истории и еще какого-то волшебства. Это место меня завораживало. Мне казалось, что я попала в какую-то сказочную страну: шел снег, было очень холодно» — вспоминает забытая звезда.
Концерт состоялся 3 февраля в спорткомплексе «Олимпийский» и собрал 63 800 человек. Это был полный аншлаг принесший организаторам 328 100 рублей.

Сабрина на Красной площади, 1989

Скромная, но не менее любимая Сандра у нас на гастролях в том же 1989 году. Сандра вспоминает: «Помню, что я постоянно созванивалась со своим мужем из гостиничного номера. Каждый раз, когда начинался разговор, я слышала щелчок. И четко понимала, что все мои разговоры прослушиваются. Я страшно боялась сказать что-то не так, потому что я не знала политической ситуации в вашей стране. Но когда вышла на сцену, поняла, что публика на моей стороне, что меня знают, любят. Мне очень хотелось сделать людей на моем концерте более счастливыми… Их было очень жалко — все очень бедно одеты, дома серые… Мой гостиничный номер был настолько холодным, что невозможно было в нем находиться. Гигантский шести комнатный люкс с очень высокими потолками, но очень холодный. После своего выступления я приехала в отель, решила принять душ — вода была ледяная. Я после этого заболела. Уборщица моего номера увидела, что я лежу в этом морозе, и принесла из дома мини-обогреватель. Я была так счастлива, что попыталась ее задарить подарками — дала свои туфли, какую-то одежду. А она всячески отказывалась и не взяла с меня ни копейки».

Сандра в Москве

В том же 1988 году к нам приезжают Status Quo, но в нашей стране они герои лишь одного хита, заезженной всеми (и не ими написанной) “In The Army Now”. Многие уходили после исполнения этой песни с их концерта.

Статус Кво в Москве

25 ноября 1988 года советские меломаны, дожевывая утренний бутерброд и спеша на работу, чуть не поперхнулись этим самым бутербродом. В программе «120 минут» говорилось о том, что в Москву с визитом прибыли Ник Мэйсон и Дэвид Гилмор, музыканты “Pink Floyd”. Оказалось, что они приехали в качестве рекламной поддержки советско-французского космического экипажа «Союз ТМ-7». Музыканты передали космонавтам кассеты с записью музыки «Пинк Флойд», которые те навсегда оставили на орбите. В июне 1989 года группа прилетает с концертами в Москву. Вся аппаратура, свет были доставлены самым крупным грузовым самолетом «Руслан». Сами музыканты утверждали, что гонорары с концертов они не получали, лишь просили заплатить техникам, бэк-вокалистам, обслуживающему персоналу. «Пинки» хотели выступить в этой загадочной стране, тем более, что наша система оплаты зарубежных артистов гонорар не потянет. На пресс-конференции к музыкантам обратился советский «хиппи», спросив, будут ли пускать бесплатно на их концерт советских идейных «волосатиков», как это было на концертах Uriah Heep? Гилмор ответил отрицательно. Музыканты не обманули и привезли в Россию полноценное шоу, такое же как и в других странах их мирового турне в поддержку первого за четыре года альбома “A Momentary Lapse of Reason”. Был и парящий над зрителями надувной хряк, световые галлюциногенные эффекты, видеоряд на заднике сцены, звук на высшем уровне в зале с плохой акустикой. Концерт начался с “Shine On Your Crazy Diamond”, а затем минут тридцать пять звучал материал с последнего диска и лишь во второй части последовали классические хиты. Во время песни “Money” на сцену полетели советские копейки.

Pink Floyd в Москве

На шестнадцать недель в 1988 году приезжает Бонни Тайлер, чья популярность пришлась на конец семидесятых, второй всплеск популярности случился в 1983 году. В 1988 году ее звездный статус упал, а значит и гонорар. СССР позволило себе пригласить «Рода Стюарта» в юбке. Тайлер приехала в страну уставшей и мало уделяет времени прессе.

Бонни Тайлер в СССР

В августе 1989 года в СССР прилетает сестра Майкла Джексона Ла Тойя. В спорткомплексе «Олимпийский» проходил фестиваль «Мюзик-Саммит». И хотя к тому моменту Майкл — кумир советской молодежи, на его сестру реагируют вяло. По словам Андрея Разина цены на билеты были слишком дорогими (9 рублей), народ раскупал неохотно. Только после того, как «Ласковый май» пригласили выступить там, дабы спасти положение, билеты разлетелись моментально. На выступлении Ла Тойи, народ потихоньку рассасывался. А вот воспоминания самой сестры:
«Я выступала во многих странах, но прием, оказанный мне более чем 50 тысячами зрителей на олимпийском стадионе, превзошел все ожидания. Хотя американская музыка в Восточной Европе не очень то широко известна, публика знала мои некоторые песни, пела их вместе со мной, так что организаторы концерта объявили меня звездой. Это было настоящим событием в моей жизни. Я никогда его не забуду, и не только из-за великолепного шоу (которое организовала советская благотворительная организация для детей), но и из-за доброжелательности русских зрителей. Хотя люди живут там в нелегких условиях, они были очень душевными, гостеприимными, и я очень ценю их чувства. Когда я разговаривала с прохожими на улице и дарила им какую-нибудь мелочь, которая была у меня под рукой, например, тюбик губной помады, они реагировали так, будто я разделила между ними горы золотые».

Latoya Jackson with Russian soldiers on Red Square. (Photo by SHONE/Gamma-Rapho via Getty Images)

Наконец-то стоячий партер на концертах шведского гитариста Ингви Мальмстина в Лужниках! «Внебрачный сын» Ричи Блекмора известен у нас по пластинке «Трилогия», которую в 1988 году выпускает «Мелодия». Клип на песню “Heaven Tonight” показывают в программах советского союза не просто так. Ингви Мальмстина и его нового на тот момент певца Джо Линн Тернера (Rainbow, затем Deep Purple) зовут на гастроли в СССР. Стоячий партер принес Тернеру проблемы: «Меня закидали всякой дрянью. Если бы бросали только бумагу, а, то ведь швыряют монеты, значки. Два дня назад монета угодила мне под глаз. Видишь «фонарь»? Я не хочу уехать из СССР ослепшим». – Цитата из интервью с Джо. А вот слова Ингви: «Перед приездом в Россию я читал интервью с музыкантами «Статус Кво». Они считают, что здесь все холодное. Мне же кажется, что русские серьезно относятся к музыке, больше ценят классику. Возможно благодаря высоким стандартам русской культуры. Группы типа «Пойзон» или «Синдерелла» никогда не добьются здесь хорошего приема. Меня огорчает, что советские граждане не могут купить в свободной продаже любой товар, которые есть у вас в магазинах «Березка». Но если вы предпочли советскую систему, я уважаю ее». По итогам гастролей Ингви выпускает концертную пластинку и видео “Live in Leningrad”.

Афиша. Смешная ошибка! Ингви Мальмстин никогда не играл в составе группы Дэвида Ли Рота!

1989 и 1990 года стали раем для сорокалетних+ поклонников классического хард-рока. Они уже увидели Uriah Heep, Scorpions. Вскоре нагрянет Ozzy Osbourne в рамках «Московского фестиваля мира» вместе с Skid Row, Cinderella, Motley Crue, Bon Jovi.
«Четвертинка» классического состава пионеров «хэви» Black Sabbath приезжает вместе с разогревом в лице женской группы Girlschool в ноябре 1989 года. Тони Йомми с новым составом гастролирует в рамках тура “Headless Cross”.

Black Sabbath в «Олимпийском». Фото В. Сычева

Миниатюрную басистку Сюзи Кватро любят как поклонники классик рока семидесятых (из-за хитов Чинна Чепмена), так и народ по попсовей, за дуэт с Крисом Норманом “Stumblin` In”. Видео на эту песню неоднократно был показан в «Утренней почте», наш народ их сразу «поженил». В 1989 году Сюзи приезжает с концертами в советский союз.

В начале 1990 года в программе «50/50» показывают клип группы Nazareth “We are Animals”, с рекламой ближайших концертов на территории СССР. С первого февраля прошло большое турне в поддержку нового альбома “Snakes `n` Ladders”. С тех пор Nazareth приезжала в нашу страну бесчисленное количество раз. Да, что там говорить, в 2003 даже в Калугу приехали с концертом!

Nazareth прилетел…

Легендарный голос Deep Purple Ian Gillan приезжает на гастроли в 1990 году. Московские концерты немного не удались, Гиллан простыл. Зато в Тбилисси Ян, и его жена Брон … снова отпраздновали свадьбу. У музыканта и его жены свои причуды, в каждом государстве, где проходили концерты, справлять свадьбу.

И свадьбу сыграем и концерты вам споем…

Коротко упомяну остальные гастроли в СССР.
1987 год – Билли Брег, Удо Линденберг, группа Европа приезжала на съемки программы «Лестница Якоба в гостях у Утренней почты».
В 1988 году: диско певица (а кто тогда помнил бывшую вокалистку группы Eruption?) Precious Wilson. Британская группа Ya Ya. Их клип на песню “When The World Crying” перед гастролями активно ротировали в утренней ТВ программе «120 минут», оттого я и запомнил.
1989 год: Хулио Иглесиас, до того момента запрещенный в СССР.
1990: Imagination и осколки группы “Asia”.
1991 году – снова Nazareth и Smokie без Криса Нормана, конечно.
1 и 2 июня 1991 в спорткомплексе «Олимпийский» проходят благотворительные концерты «Дети Чернобыля — наши дети». Участвуют Дитер Болен и его «Blue System», а также его бывшая «воспитанница» C.C. Catch. Плюс «Bad Boys Blue» и Dan Herrow. Лет пять назад такие концерты были бы сенсацией и хотя на дворе стоял 1991 год, народная любовь к евродиско не умирала, доход от концертов составил один миллион рублей.

Клип группы Ya Ya. Часто показывали по советскому ТВ

Уже в 1988 году появляется независимая компания “FEELEE”, которая привезла в нашу страну Sugarcubes, Sonic Youth, Shamen. Да собственно Московским фестивалем мира в 1989 году совсем не «Госконцерт» занимался, как и Тушино в 1991 году с AC/DC и Metallica. Такая вот «Почти полная» история гастролей в СССР!

Кстати, многие музыканты, приезжавшие к нам в СССР на гастроли, всегда подчеркивали, что едут не зарабатывать, а посмотреть страну. Это очень похоже на правду. Валютные гонорары у «Госконцерты» были ограничены, но многие соглашались приехать к нам, посмотреть на перестройку и убедиться, в том, что медведи по Красной площади у нас не гуляют.

Поделиться в соц. сетях

0

Be the first to comment on "«Из России с любовью». Заморские звезды на гастролях в СССР"

Leave a comment

Top