Депеш мод. Тридцатилетний юбилей

Это что ж за религия такая – Depeche mode? Или история о том, как группа появилась на земле советской. Пару дней назад исполнилось тридцать лет культовому

Это что ж за религия такая – Depeche mode? Или история о том, как группа появилась на земле советской.

Пару дней назад исполнилось тридцать лет культовому альбому британских классиков электронной поп-музыки Depeche mode. Альбом “Violator” стал кульминацией завершившихся восьмидесятых. Группа от нежданно-негаданного успеха первых наивных синглов в родной Британии доросла до техно монстра всея планеты Земля. От концертов в дискотеках до стотысячных стадионов.

Популярность группы не похожа на «фанатизм» девочек подростков от каких ни будь “Backstreet boys” (о чем это я, их все забыли), или модных BTS. Что за сравнение, спросите вы, неуместное по отношению к простым парням из Базильдона? Да просто в середине-конце восьмидесятых их «личики» не сходили с обложек «тинейджерских» журналов BRAVO, Smash Hits, что сильно раздражало участников.

Поклонники Depeche mode самая преданная каста по всему миру. Если уж полюбили, то это навсегда. Сродни религии, только не молится на них никто, это нечто другое, но тоже духовное. И такую преданность редко встретишь среди поклонников других групп, исключения есть, но я не только о преданности, но и сплоченности фанатов DM по всему миру. «Депешисты» в Италии, Франции, Германии, пожалуй, самые «фанатичные», но преданней, чем в России и странах бывшего СССР нигде не сыскать. На западе любой тинэйджер мог запросто пойти в магазин и купить пластинку, компакт, кассету. Приобрести плакат, журнал, книгу, значок, видеокассету и футболку. А еще сходить на концерт (разве такое вообще возможно?). Сейчас я могу купить любую недостающую в коллекции пластинку или книгу, купить билет на концерт в любую точку мира. Но во времена СССР было интереснее, иногда это целое приключение под кодовым названием «достать новый депеш». Фанатскому движению в СССР я и посвящу очередную истоическо-музыкальную статью.

Когда же в Советский союз проникли первые упоминания и электронные звуки британской четверки? Не буду брать в расчёт «элиту» в виде Артемия Троицкого или Бориса Борисовича Гребенщикова, у них был доступ к свежим номерам “New Musical Express”, “Melody Maker”. Не беру «золотую» молодежь, чьи отцы дипломаты привозили отпрыскам из загранпоездки фирменный винил. Нет, история будет о нас простых.

По рассказам Леонида Бурлакова и его друга Ильи Лагутенко первый альбом к нему попал на кассете аж, в 1982 году! В срочном порядке было решено ставить веселые техно ритмы на дискотеках Владивостока. Ага, но тут все понятно, город портовый, музыкальная информация доходила быстрее Москвы. Вышедший в 1983 году диск “Construction Time Again” у Леонида уже был на фирменном виниле! Хотя Лагутенко тогда больше любил группу «Kiss» и «Foreigner» со «Styx».

«Новые романтики» из МИФИ, 1983

В 1983 году после того, как нашего дорого Леонида Ильича сменил КГБшник Андропов начал завинчивать винтики и в том числе в среде молодежной культуры. Стали появляться списки запрещенных групп — перечень зарубежных и советских подпольных исполнителей чьи записи не рекомендовано ставить на дискотеках. Их нельзя было записать в официально разрешенных студиях звукозаписи. Вот дословно: «Hа основании приказа N 361 от 25.07.84 «Об упорядочении деятельности ВИА и повышении идейно-художественного уровня их репертуара в свете требований Июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС», в целях усиления борьбы с влияниями буржуазной идеологии, повышения идейно-художественного уровня самодеятельных ВИА, рок-групп, качества работы этих коллективов рекомендуем запретить проигрывание и демонстрацию в г. Москве грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции, отражающей деятельность следующих групп…».

Один из таких списков, 1984

В список попала, и группа «Депеш мод» за то, что они панки и пропагандируют насилие! Ну а что вы хотели если Хулио Иглесиаса в тех же списках называли не иначе как неофашистом! Отчего это произошло? Тут могу только догадываться. Во-первых, в 1983, 1984 годах у группы вышли пластики с достаточно остросоциальными и политическими текстами. В клипе “People Are People” использованы кадры парада на Красной площади. На обложке альбома 1982 года серп, на следующей молот. Музыка наполнена индустриальными, пугающими электронными звуками. Все это очень наивно, но вполне достаточно, чтобы в период наведения андроповского порядка в стране, запретить невинных подростков из Англии, «не пущать» в империю зла. Списки продолжали составляться и редактироваться до самого конца 1985 года, когда у руля уже был Горбачев. В одной из редакций подобного списка ДМ значились как «Данич мод», в другом «Депеш мэд» и вообще абракадабра какая-то в виде «Дийсог люд»!!! Забавно читать сейчас эти списки, названия коверкали до полного абсурда. Ситуация до идиотизма идеальна! К примеру, на дискотеке проверка, а ты заявляешь парторгу, что крутишь не «данич мод», а «депеш мод», они не запрещены.

dm-bravo8Страницы из немецкого журнала BRAVO, который был запрещен не только у нас, но и в соседней с западной, восточной Германии! Журнал был на вес золота, из-за частого появления в нем Depeche mode

Больше всего повезло трем прибалтийским республикам, с режимом там было послабее, многие вполне легально могли настроить свои телевизионные приемники и ловить музыкальные программы Финляндии. Местные радио и телестанции нет-нет, да и пропустят модную зарубежную группу в эфир. Я уже молчу о странах восточного блока. Шикарную жизнь устроили меломанам фонографические фирмы Югославии, уже в 1982 году в продаже появляется официально выпущенная пластинка первого альбома. С тех пор ежегодно в Югославии по лицензии печатаются все выходящие альбомы группы, мы о таком мечтать и во сне не могли. В 1985 году в Польше издается виниловый сборник “The Singles 81-85”, многие из них печатались на заводах фирмы «Мелодия», было такое соглашение между странами. Естественно, какое-то количество этих сборников попало и в нашу страну через черный рынок.

23 июля 1985 года в Будапеште и 30 июля в Варшаве состоялись первые концерты Depeche mode в прокоммунистических странах! Кстати, 1 марта 1984 года должен был состоятся концерт в Чехословакии, но был отменен из-за политического режима страны. Первый концерт в Чехословакии состоялся четыре года спустя, тогда же группу впервые увидели в восточном Берлине, а в ГДР выходит «аляписто» скроенный виниловый диск “Greatest hits”.

1a094b91d3ba56c00d1ea7d0adda9cf5Depeche mode на отдыхе во время приезда в Будапешт, 19859-683263c6f9Заметка о концерте ДМ в Будапеште. Журнал «Melodie und Rhythmus» (ГДР) №10 1985

Возвращаемся на родину. Во время фестиваля молодежи и студентов в 1985 году действительно обсуждался вопрос о приезде группы в Москву, но нам достался британский дуэт “Everything but the girl”, а ДМ увидела Венгрия и Польша. Но всё же романтичные и меланхоличные мотивы загадочных и пока еще малопонятных ребят из холодной Англии дошли до нас. В июле 1986 года ДМ впервые упомянуты в советской прессе. Журнал «Ровесник» слыл самым прогрессивным и любимым у меломанов СССР всех возрастов. Он выходил сумасшедшим тиражом и был доступен любому. В том номере группу упомянули в статье «Второе дыхание рока?», а в рубрике «Вопрос-ответ» совсем коротко дана информация о группе. Вот эта заметка, примечательно, что вопрос поступил от жителя Риги, как я и писал выше более свободной и «западной», в отличие от других регионов страны советов:
«Первая пластинка группы «Депеш мод» вышла в 1981 году. Тогда в состав группы входили Эндрю Флетчер, Дэвид Гэан, Мартин Гор и Винс Кларк. Все играли на синтезаторах, электронных ударных, а также и на более традиционных инструментах — гитарах, барабанах. Стиль группы определился сразу — электронный рок с явным танцевальным уклоном. Песни на первом диске отличались мелодичность, грамотной аранжировкой и … совершенно пустыми текстами. Вскоре Винса Кларка, который, отколовшись от «Депеш мод», организовал дуэт «Язу», сменил Алан Уайлдер.
Надо сказать, что, несмотря на коммерческий успех первого диска, группа не пошла по проторенной дорожке. И хотя в музыке по-прежнему преобладала электроника, тексты песен уже были рассчитаны скорей на слушающую публику, чем на танцующую: группа стала обращаться к серьезным темам. Сейчас «Депеш мод» активно участвует в антивоенном движении, выступает против расизма, безработицы, группа поддержала забастовку английских горняков. Мне кажется, что «Депеш мод» — один из лучших образцов электронного рока».
О. Борисов.
Как обычно, не без ляпов. В начале своего существования, традиционные (и даже электронные ударные) инструменты группа не использовала. Да и в антивоенном движении замечена не была, но в текстах проблематику поднимала. Думаю, последний абзац был написан для того, чтобы заметка прошла «литовку» и была опубликована без проблем.

rovesnik_1986_07-1-1024x537-1«Ровесник» с первой в союзе заметкой о ДМ №7 1986

Чудо произошло 1 января 1987 года с половины четвертого до полпятого утра. По первой кнопке Советского ТВ, завершая развлекательную новогоднюю теле ночь, нам показали часовую нарезку популярного немецкого шоу “Peter`s Pop Show”. Кстати, некоторые фрагменты шоу включали и ранее в программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и «Ритмы планеты». Но тут целый час был посвящен популярному шоу. Впервые на советских экранах Depeche Mode с песней “A Question Of Time”! В анонсе программы из газеты «Советская культура» от 25 декабря 1986 года ДМ вновь пишут неправильно, «Депечмод».

1986-12«Советская Культура» 25 декабря 1986

И хотя, немногие досидели до раннего утра первого января, немногие вняли и прониклись совершенно необычными для нашей страны ритмами и звуками, но зерно посеяно и скоро даст ростки.       

Уже в 1986 году в Москве появляется группа «Биоконструктор», а в следующем выпускает первый альбом «Танцы по видео», московский «Альянс» известный еще с начала 80-х, выпускает хит, звучащий до сих пор, «На заре».

Следующий росток пробился в январе 1988 года. И снова первое января, «Петерс поп-шоу». И снова Depeche mode на голубых экранах перед очами отчаянно борющихся со сном советской молодежи. Песня “Never Let Me Down Again” произвела эффект разорвавшейся бомбы, это был поистине волшебный момент. На улицах стали появляться подростки со стрижкой под площадку, кто побогаче в светлых джинсах и косухах. Постепенно в крупных городах поклонники группы стали объединятся в фан-клубы. В Москве известный ди-джей Слава Финист проводит дискотеки в ДК МАИ на которые собираются более тысячи человек каждую пятницу и субботу! Журнал «Ровесник» снова радует, в номере 6 за 1988 год опубликована цветная фотография группы.

rovesnik-1988-06-1-774x1024-1«Ровесник» № 6 1988

Московские «депешисты» в дни рождения участников группы собираются у памятника Маяковскому, на «Маяке», а также на площади Революции. Делятся новыми записями, обмениваются новостями о группе. Вспоминает Константин Заводник, администратор фан-сайта “Depeche mode”:

«Когда 9 мая в день рождения Дэйва Гаана было одно из первых сборищ, милиция не знала, как реагировать. 9 мая, День Победы, а тут идет молодежь в косухах с британским флагом, милиция думала, что «нацисты» идут. Милиция не знала, что делать, правда ничего и не делала».

1993-631993-02Советские «депешисты»

Полистаем советскую прессу того периода. В июне 1989 года начал выходить ежемесячный журнал (красочный, цветной) «Музыкальный Олимп», который помимо прочего, публикует общесоюзные хит-парады ТАСС. В категории «Зарубежные исполнители» неизменно присутствует Depeche mode, наивысшая позиция — номер 4, постоянно уступая лидирующие позиции Майклу Джексону, группам Дитера Болена и … Джону Бон Джови! Кстати, в 1991 году тот же вестник ТАСС публикует интервью с группой, неизвестно откуда перепечатанное.

Интервью напечатанное в журнале «Музыкальный Олимп» № 1 1991

31 августа 1989 года газета «Московский Комсомолец» в своей «Звуковой дорожке» публикует статью о предстоящих концертах Сандры в Москве и зарубежных гастролерах в частности. Выдержка из письма в почте «МК»: «Долго ли еще Госконцерт будет нас мучить, приглашая в Союз тех, кто «там» уже не пользуется популярностью и стоит очень дешево. Почему бы, например, не попробовать пригласить «Депеш мод», «А-Ха», «Бросс» и «Ю-2″?» «Все это, конечно, здорово — отвечает ведущий рубрики Дитрий Шавырин, — да не хотят пока эти «голубчики» к нам ехать и стоят (в фунтах и долларах) они совсем не дешево»

1990 год стал поворотным не только в карьере группы, но и для советских фанатов. И снова первое января. «Программа А» показывает новогодний выпуск с кусочками свежего «Петерс поп-шоу». Снова ДМ, и доселе нигде не звучавшая песня “Enjoy The Silence”. Альбом “Violator” еще не вышел, сингл с этим гениальным хитом выйдет через полтора месяца, это была величайшая эксклюзивная премьера. После выхода альбома даже советские металлисты, до этого на дух не переносящие группу, прониклись этим диском.

Артемий Троицкий в мае 1990 года берет у группы интервью, но показывают нам его намного позже. Тот же Троицкий в «Программе А» впервые на советском ТВ транслирует клип “Personal Jesus”. Молодежная программа (не помню название) Ленинградского ТВ летом 1990 показывает клип на песню “Policy Of Truth”. В «Комсомольской правде» выходит анонс программы «Музыкальный глобус», для которой участники группы записывают приветствие советским поклонникам.

Анонс в газете «Комсомольская правда», 24 мая 1990

Все эти факты помогают в популяризации группы в стране. В стране, которая в 1991 году прекратит существовать. В тот год бешеную популярность приобретает группа бывших музыкантов группы «Биоконструктор» «Технология». Вокалист Владимир Нечитайло выпускает газету “Long Play” в которой публикуются новости, как о группе Depeche mode, так и о «Технологии». Правда вышло всего три номера.

longplay_1991_01-01Газета “Long Play” №1 1991

Да вот, наверное, и вся история. Упомяну лишь, что в 1993 году впервые в России издается официальная виниловая пластинка, а в 1997 году официальные компакт-диски и кассеты. До этого в ходу были дорогие фирменные и пиратские издания кассет и компактов. Первые концерты состоялись в 1998 году в период дефолта, но с тех пор группа приезжает к нам в течении всех мировых туров, иногда по два раза за турне. Дэйв Гаан приезжал с сольным концертом. И мало кто уже помнит, что в 1993 году во время турне “Devotional” группа должна была посетить нашу страну. Ди-джей Супер Алена с «М-радио» взяла у группы интервью перед концертами, но не сложилось. Надеемся, что в следующем турне группа вновь приедет к нам и никакой коронавирус в этом им и нам не помешает.

Газета «Московский комсомолец». 10 мая 1993d834b6dfbde609051992-2809051992-1509051992-14

P.S. В 1994 году официальный журнал фан-клуба Bong в номере 19 публикует письмо Сергея Кравеца из Москвы, а так же репортаж о праздновании дня рождения Дэйва 9 мая 1992 года.

page12-746x1024-1page13-746x1024-1

Таблоид